Основанная на романе Фрэнка Герберта, дилогия «Дюна» стала одной из наиболее популярных и высокооценненых картин Денни Вильнева, визионера в направлении фантастического и научно-фантастического кинематографа. Первая «Дюна» - в первую очередь блокбастер, но блокбастер не совсем стандартный. Он безусловно исполняет функцию аттракциона, и делает это с особым величием, но интерес к «Дюне» не ограничивается только этим. Так чем же еще?
Отдалимся на пол века назад. Молодой и преуспевающий режиссер Джордж Лукас мечтает снять первый развлекательный фильм в сеттинге космического приключения. Именно тогда ему на глаза попадается повесть Фрэнка Герберта. Лукаса поражает то как искусно Герберт соединял темы религии и политики под призмой межпланетного путешествия. Взяв основы из «Дюны», впоследствии режиссер создаст революцию в мире научно-фантастической кинематографии, выпустив в прокат «Звездных войн» 1977 г. Несмотря на явный плагиат, именно визуальные решения, принятые Лукасом, позже лягут в основу сначала провального фильма «Дюна» 1984 г. Дэйвида Линча, а затем и дилогии Денни Вильнева.
Ключевое различие двух произведений - путь главного героя. И там, и там это история об избранном, которому суждено повести за собой людей и, при этом, не потерять моральные ориентиры. В случае с Люком Скайуокером все довольно очевидно. Это герой в классическом понимании этого слова, спаситель, не поддающийся влиянию темной стороны. Стоит помнить, что «Звездные войны» - в первую очередь кино развлекательное, и четкое разделение на хороших и плохих подобным фильмам свойственно и, в какой-то степени, даже необходимо. Без этих условностей фильм Лукаса попросту не обрел бы то величие, каким обладает сейчас. С «Дюной» все немного сложнее. Если в первом фильме положительные намерения главного героя также очевидны, то уже во второй части в поступках Пола Атрейдеса можно наблюдать внутреннюю борьбу гнева, мести и справедливости. Именно эти душевные противоречия в моральных ориентирах Пола одновременно выделяют картину Денни Вильнева среди картин Джорджа Лукаса и на равне с функциями аттракциона завораживают зрителя.
Что еще дает считать дилогию «Дюн» одними из лучших блокбастеров последних лет? Свою роль в этом сыграл каст. От молодых звезд: Тимоти Шаламе и Зендеи, до признанных классиков: Кристофера Уокена и Хавьера Бордема, актерский состав тут невероятно обширен, разнообразен и интересен. Прибавьте к этому грандиозный масштаб. «Дюна» и «Дюна 2» - одни из тех научно-фантастических фильмов, в которых выражение «межпланетная война» выглядит также величественно, как и звучит. Единственное, за что можно ругать дилогию Денни Вильнева - местами излишний пафос. Особенно это видно в первой части, однако тут скорей дело вкуса. Лично мне, Вильневский паноптикум экшена пришелся по душе. «Дюна» и особенно «Дюна 2» - не только одни из самых качественных блокбастеров последних лет, но и попросту одни из самых масштабных фильмов в истории.
«Дюна» : 7,7/10
«Дюна: Часть вторая» : 8,2/10