Найти в Дзене
О важном — на книжном

О том, как "сомнительное прошлое" способно "омрачить лучезарность будущего" в романе Эдит Уортон "Эпоха невинности"

В Москве два дня шел дождь. Не было желания выходить из дома. Не было желания с кем-то общаться. Не было желания строить планы. Хотелось сбежать. И я сбежала. В книгу. Вымышленная история дала возможность забыть о страхе. Вымышленные любовные трагедии дали повод поплакать. И слезы от любовной мелодрамы, слившись со слезам страха, принесли облегчение. В эти дни моя рука потянулась к роману Эдит Уортон "Эпоха невинности", о нем сегодня и пойдет речь. Казалось, что сюжет романа будет до банальности прост. Классический любовный треугольник. Молодой нью-йоркский адвокат Ньюленд Арчер собирается жениться на самой красивой, нежной и доброй девушке Мэй Уэлланд. Но неожиданно из Европы приезжает кузина невесты Эллен Оленска. И вскоре жених начинает сомневаться в правильности своего выбора. Ситуацию осложняет то, что Эллен замужем. Она сбежала от своего жестокого мужа и поговаривает о разводе. Но эта история может обернуться позором для всей семьи, к которой принадлежат Эллен и Мэй. Законом раз

В Москве два дня шел дождь. Не было желания выходить из дома. Не было желания с кем-то общаться. Не было желания строить планы. Хотелось сбежать. И я сбежала. В книгу.

Вымышленная история дала возможность забыть о страхе. Вымышленные любовные трагедии дали повод поплакать. И слезы от любовной мелодрамы, слившись со слезам страха, принесли облегчение.

В эти дни моя рука потянулась к роману Эдит Уортон "Эпоха невинности", о нем сегодня и пойдет речь.

Эдит Уортон. Эпоха невинности
Эдит Уортон. Эпоха невинности

Казалось, что сюжет романа будет до банальности прост. Классический любовный треугольник. Молодой нью-йоркский адвокат Ньюленд Арчер собирается жениться на самой красивой, нежной и доброй девушке Мэй Уэлланд. Но неожиданно из Европы приезжает кузина невесты Эллен Оленска. И вскоре жених начинает сомневаться в правильности своего выбора.

Ситуацию осложняет то, что Эллен замужем. Она сбежала от своего жестокого мужа и поговаривает о разводе. Но эта история может обернуться позором для всей семьи, к которой принадлежат Эллен и Мэй. Законом разводы в США разрешены, но общественное мнение их порицает. "Ее сомнительное прошлое могло бы омрачить лучезарность предуготовленного им будущего".

Я думала, что в образе Эллен Оленска мы увидим американский вариант Анны Карениной. У меня даже промелькнула мысль перечитать роман Толстого...

Но я ошиблась.

Чем ближе к финалу, тем больше Эллен Оленска напоминала мне - Татьяну Ларину. Марина Цветаева писала, что пушкинская Татьяна дала ей много жизненных уроков:

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
У кого из народов — такая любовная героиня: смелая — и достойная, влюбленная — и непреклонная, ясновидящая — и любящая.
(Марина Цветаева. Мой Пушкин)

Не думала, что придется когда-нибудь оспорить слова Марины Цветаевой. Но теперь узнала, что в литературе США есть своя достойнейшая героиня - Эллен Оленска. Характеры такого склада не являются принадлежностью того или иного народа. Они уникальны не только в рамках отдельно взятого общества, но и в рамках всего человечества.

Эдит Уортон. Эпоха невинности
Эдит Уортон. Эпоха невинности

Особый трагизм этой истрии придает то, что в ней жалко всех. Все трое участников треугольника вызывают и уважение, и сочувствие.

Ньюленд Арчер - только на первый самый поверхностный взгляд в его метаниях можно увидеть лишь муки выбора между двумя прекрасными женщинами. При более внимательном рассмотрении, в его смятении прослеживается настоящий мировоззренческий кризис. В романе мы видим развитие героя, мы наблюдаем, как в нем пробуждается понимание того, что старые нормы и условности давно изжили себя. Но он сам продукт этого общества и не может этих норм и условностей преодолеть. В этом трагедия Ньюленда.

Мэй Уэлланд - только на первый взгляд она кажется пустышкой. В процессе чтения мы невольно заражаемся страхом Ньюленда:

Что, если "красота" в своем наивысшем выражении становится качеством уже отрицательным, превращаясь в подобие завесы, скрывающей пустоту?

Нет, она не пустышка. Она от природы наделена чуткостью и покорностью. Чуткость помогает ей глубоко понимать близких и порой (впрочем довольно редко) провоцирует на благородные жесты и высказывания. Но покорность делает из нее пластелин, очень податливый, чтобы вылипить из него достойного члена общества, делает ее очередной бумажной куколкой:

Да мы все одинаковые, как бумажные куколки, вырезанные из сложенного листа бумаги!

Если продолжать анологию с "Евгением Онегиным", я бы сравнила Мэй с Ольгой. Она - идеальная жена. Вот только выбор ее пал на не-идеального мужчину. В этом трагедия Мэй.

Эллен Оленска - нам с первых страниц комментируют ее поведение, как возмутительное и вызывающее. Ирония состоит в том, что ничего вызывающего в ее поведении нет. Все ее ошибки и промахи: в одежде, в поведении на светских мероприятиях, в планировании своего досуда объясняются тем, что она долго отсутствовала в Нью-Йорке и была не знакома с его условностями:

Все они жили в мире иероглифов, где впрямую ничего не делалось, не называлось и даже не думалось, а реальность была представлена набором знаков, принятых и произвольно утвержденных.

Единственная дерзость, которая ее отличает, она вслух высказывает свое мнение, а не повторяет мнение авторитетный членов общества. И если ошибки в поведении и нарядах со временем могли бы сгладиться. То наличие собственных суждений по разным вопросам сразу делают ее белой вороной. Она борется не за личное счастье, а лишь за право быть собой. Хотя, если разобраться, она ведь не борется, а милосердно отступает. В этом состоит трагедия Эллен. И в этом ее победа.

Эдит Уортон. Эпоха невинности
Эдит Уортон. Эпоха невинности

Продолжая свою аналогию, добавлю, как в романе А.С. Пушкина, так и в романе Эдит Уортон, незамысловатая любовная история служит лишь поводом показать быт и нравы того общества, в котором разворачивается действие.

Для меня стало настоящим открытием то, что Нью-Йоркское общество в конце XIX века было таким чопорным и закостенелым. Я по глупости думала, что Америка всегда была страной свободы. Но оказывается, переселенцы из Старого света пытались забрать с собой все предрассудки, представления о правильном и неправильном, о допустимом и недопустимом. Сначала это немного поломало мою картину мира, возникло ощущение, что мне рассказывают о том, что дважды два вовсе не четыре. Но потом я начала проводить параллели с первой волной русской эмиграции, с тем моментом когда русская аристократия и интеллигенция спешно покидала страну, захваченную большевиками, "увозя Россию с собой". Это, конечно, совершенно утопичная идея. Традиции развиваются с развитием общества. Их нельзя законсервировать и перевезти на другой континент. Ведь если останавливается развитие, начинается деградация. И это неизменный закон жизни.

Название романа - это такой едкий сарказм автора. О какой "невинности" может идти речь, когда люди насквозь лживы и лицемерны. Со времени описанных событий прошло полтара столетия. Сейчас, думаю, США качнуло в другую крайность. Но это тема для другого рассказа и повод другим авторам взяться за перо.

Мне еще многое хотелось бы рассказать о романе, о значении отдельных сцен и образов, о необыкновенно ярком, образном, ироничном языке Эдит Уортон. Но усилием воли я останавливаю себя. Лучшее - враг хорошего. Боюсь, что, углубляясь в детали, я начну делать спойлеры и лишу вас удовольствия новизны, удивления при чтении этого произведения. А читать его советую всем. Это очень интересный роман, с захватывающим сюжетом и заставляющий о многом задуматься (то сочетание, которое я больше всего люблю в художественной литературе).

Традиционная просьба: не поскупитесь на лайк, если вам была интересна данная публикация☺