Найти в Дзене

Личный рейтинг самых тяжёлых дорог, по которым приходилось ездить во время путешествий по России

Во время поездок по России приходится сталкиваться с разными дорогами — асфальтированными, грейдерными, грунтовыми. И в этой статье мы коснёмся не их качества, а расскажем о тех из них, которые дались нам наиболее тяжело. У каждого водителя со стажем, который ездил не только в пределах своего города или района, наверняка есть свой рейтинг сложных дорог. Которые тяжело дались именно ему. И совсем не обязательно, что эти дороги убитые, бывает прямо наоборот. Многие постоянно ездят по тем дорогам, про которые мы сегодня расскажем, и не обращают внимания на те трудности, которые они создают. Наш рассказ именно про свои собственные ощущения. При личном пробеге в миллион километров не на каждую дорогу обратишь внимание. Раз уж они запомнились, значит это что-то с чем-то! Шаумянский перевал (Краснодарский край). По живописности дорога из Майкопа в Туапсе через Апшеронск и Хадяженск даст фору многим южным дорогам. Горы, богатая южная растительность, горные реки — красота да и тол

Во время поездок по России приходится сталкиваться с разными дорогами — асфальтированными, грейдерными, грунтовыми. И в этой статье мы коснёмся не их качества, а расскажем о тех из них, которые дались нам наиболее тяжело. У каждого водителя со стажем, который ездил не только в пределах своего города или района, наверняка есть свой рейтинг сложных дорог. Которые тяжело дались именно ему. И совсем не обязательно, что эти дороги убитые, бывает прямо наоборот. Многие постоянно ездят по тем дорогам, про которые мы сегодня расскажем, и не обращают внимания на те трудности, которые они создают. Наш рассказ именно про свои собственные ощущения. При личном пробеге в миллион километров не на каждую дорогу обратишь внимание. Раз уж они запомнились, значит это что-то с чем-то!

Шаумянский перевал (Краснодарский край). По живописности дорога из Майкопа в Туапсе через Апшеронск и Хадяженск даст фору многим южным дорогам. Горы, богатая южная растительность, горные реки — красота да и только. Но есть на ней одно не очень приятное местечко — Шаумянский перевал. Высота перевала всего 512 метров, а не асфальтированная часть пути километров семь. Но этого вполне достаточно, чтобы пожалеть, что не поехал в объезд через Джубгу. В сухую погоду здесь жуткая пыль, в дожди и так понятно. Оказаться в плотном потоке машин, причем в обе стороны, это вообще жесть. А когда машин мало, может прилететь камешек от любого авто. Кому как, а мы больше на этот перевал не за какие коврижки.

-2

Дорога в национальный парк Паанаярви (Карелия). Чтобы попасть в это просто захватывающее место с горой Кивакка и озером Паанаярви, надо преодолеть 60 километров грейдерной дороги из поселка Пяозеркий Лоухского района Карелии. И все бы ничего, но вся дорога усеяна круглыми камнями разных размеров. Бороться с ними, по словам работников парка, бесполезно, они появляются снова и снова. К тому же на дороге есть парочка деревянных мостов, которые явно небезопасны. Шестьдесят туда, шестьдесят обратно — и нет какой-нибудь детали в подвеске. А взять там детали негде, эта самая окраина Карелии, совсем небольшой посёлок. Мы снимали жильё в Пяозерском, и съездили в Паанаярви два раза, т.е.240 километров по тем камешкам. Закончилось это не очень хорошо — лопнула передняя пружина. Как мы ехали на половинке пружины 2000 км потом — отдельная тема для воспоминаний. Но там реально круто, мы не о чём не жалеем. Просто если не уверены в своём вождении, лучше самостоятельно в такие места не ездить.

-3
-4
-5
-6

Дорога из Морского в Рыбачье (городской округ Судак, Крым). Эта дорога тоже живописна, виды на горы потрясающие. Но лучше посмотреть на горы и море где-нибудь еще. После Морского начинается затяжной подъем, потом будут такие перепады высот, что мама не горюй. Как не сгорели тормозные диски и колодки при затяжных спусках, вообще удивительно. Про серпантин вообще и говорить не стоит, это прилагается. Еще посчастливилось проехать часть этой дороги в полной темноте, что вообще мало не покажется. А качество асфальта там вполне приличное, а то вообще бы беда. Здесь совет прост — если вам надо из Судака в Алушту, то езжайте через трассу Таврида. Далеко, зато спокойно и по равнине.

-7
-8
-9

Дорога Джубга-Сочи. Всем известная дорога на любимые курорты Краснодарского края таит многие опасности, особенно для непривычных к горному серпантину водителей. Перепады высот, резкие повороты там везде. Так называемые «тещины языки» вообще не для слабонервных. Длительные участки дороги идут со сплошной линией, пересечение которой ведёт, как известно, к лишению прав. Периодически возникают пробки, в которых надо стоять под палящим солнцем. Средняя скорость где-то 40 км\ч, т.е. доехать от Джубги в Сочи за пять часов вполне хороший результат. Но желание посетить Лазаревское, Сочи и Красную Поляну сильнее этих трудностей, и мы преодолеваем эту дорогу снова и снова.

-10
-11
-12
-13

Дорога из Судака в Новый Свет (Крым). Дорога длиной всего километров шесть становится тяжелым испытанием для всех, кто не знаком с горными извилистыми серпантинами. После довольно простых и обычных дорог в Судаке поездка в знаменитый курортный поселок Новый Свет с его тропой Голицына и Сквозным гротом оказывается достаточно сложной. К этому стоит добавить, что в поселке и остановиться на машине негде, не то что припарковаться. Прочитав однажды зимой, что курорт засыпало снегом и машины оказались в снежном плену на дороге в Судак, сразу представляешь себе эту картину. Там и летом ездить непросто, что говорить про зиму со снегом.

-14
-15

Дорога из Усть-Пинеги в Карпогоры и далее (Архангельская область, Пинежский район). Путь по грейдерной дороге в 200 с небольшим километров превращается в мероприятие на целый день (или ночь). А если льёт дождь, то вообще сложно спрогнозировать, сколько будешь ехать. Местные профессиональные водители, постоянно ездящие в Архангельск, справляются с этой дорогой довольно лихо и передвигаются быстро. Но мы не такие опытные в езде совсем без асфальта, поэтому преодолели этот путь с большим трудом. К тому же и машину жалко, чтобы скакать по плитам со скоростью 60 и выше, а по песку и вообще стрёмно. Далее на Суру и Городецк дорога была еще хуже, но мы и с ней справились, посетив интереснейшие места  в Ваймуше, Верколе, Городецке и Суре и познакомившись с интересными и хорошими людьми, которых в городах не встретишь. А за сколько часов мы куда доехали и сколько раз меня на шестерке обогнали, это совсем не важно. Вообще про гонщиков на шестерках надо писать отдельный рассказ, сам на ней 100000 проехал, поэтому есть, чему удивляться.

-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Дорога через национальный парк Крымский (Крым). Романовское шоссе было проложено через эти великолепные места еще при Николая II. В советские времена здесь была правительственная дача, на которой отдыхали Брежнев, Хрущёв и другие советские руководители. При них дорога была заасфальтирована, она и сейчас в хорошем состоянии. Но ширина этой дороги ровно с обычную машину. С одной стороны горы, с другой ущелье. А посетителей запускают как со стороны Алушты, так и Ялты. Мы так и не поняли, как разъезжаться в некоторых местах, но нам повезло — встречных машин в узких местах не было. Вообще заповедник находится в километре над уровнем моря, и если кто по горам до этого не ездил, то начинать это делать лучше не здесь. При продаже билетов на кордоне в общих чертах информируют о трудном маршруте, но он намного труднее, чем можно предположить.

-23
-24
-25
-26
-27

Дорога Пинега-Мезень (Архангельская область, Пинежский район). До 2008 года в город Мезень можно было добраться только самолётом из Архангельска. Сейчас грейдерная дорога есть, и в целом она нормальная. Но для тех, кто привык к асфальту, ехать сотни километров по грейдеру совсем не просто. Такие дороги предпочтительней зимой, когда накатывается хороший зимник. Многие километры этой дороги проложены через болота, вид которых довольно жуткий. И особенно надо отметить мосты через реки Мезень и Пеза, сваренные из списанных советских барж. Ехать по ним с непривычки страшновато, но это реально круто. В общем, самый отдаленный город Архангельской области посетить вполне реально, северная натура там обалденная!

-28
-29
-30
-31
-32
-33

Дорога Каргополь-Онега (Архангельская область). Эта дорога очень разная. Есть участки с отличным асфальтом и разметкой, есть нормальный грейдер, есть и убитые места. Этим путем в Онегу мало кто ездит, и машин почти не встречается. Но на этом пути есть несколько настоящих шедевров деревянного зодчества, поэтому потратить на этот путь 8-10 часов было совсем не жалко. Тут главное не гнать, даже если дорога кажется ровной. Во-первых грейдер это не асфальт, и сцепление с дорогой не то, во-вторых яма появляется совсем неожиданно. Может и камень лежать неслабых размеров. В дождь, само собой, труднее вдвойне.

-34
-35
-36
-37

Дорога из Медвежьегорска в Гимолы и Суккозеро (Карелия, Муезерский район). Путешествие в одно из самых загадочных и мистических мест Карелии — на гору Воттоваара — было сложным. Дорога либо плохой асфальт, либо жидкий грейдер. Места малолюдные, машин нет. Если одна обгонит, то жди камень в лобовое. Разгоняться проблематично, на дороге много песка, улетишь и не заметишь. На таких дорогах надо проявлять терпение и не спеша двигаться к намеченной цели. К тому же места там просто супер, останавливайся и любуйся карельской природой. По пути много озер, они там все отличные. В такие поездки я всегда еду с двумя запасками, одной может и не хватить. Шиномонтажей в лесах нету.

-38
-39
-40

Встречались в наших поездках и другие интересные дороги, обо всех и не расскажешь. В целом при желании все вышеописанные трудности преодолеваются, если их боятся, то ничего, кроме больших городов, и не увидишь. Чем сложнее и не привычнее тебе дорога, тем больше собранности и внимания надо на ней проявить. И тогда всё получится, впечатления от великолепных мест нашей необъятной страны останутся на всю жизнь.