Имя Самсона Суханова сейчас почти неизвестно, несмотря на то, что, как утверждает официальная история, он со своей артелью построил почти половину Петербурга и пригородных царских резиденций первой трети XIX века. Его работы известны не только в северной столице. Так в Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому, гранитный пьедестал которого также вытесан Сухановым.
Для города Риги им была изготовлена колонна Победы, в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
На его родине стоит каменная Евдская Вознесенская церковь, возведённая на средства Суханова.
В Шлиссельбурге сохранился уникальный Петровский мост с опорами в виде гранитных колонн работы мастера.
Всего Самсон Суханов, как утверждают историки, приложил руки к созданию более 40 сооружений и это менее чем за 40 лет его камнетесной деятельности (возможно ли это?).
Первым биографом С. Суханова был П. П. Свиньин. В "Отечественных записках" за 1818 год им был опубликован биографический очерк "Приключения Суханова, русского природного ваятеля".
В литературном обществе того времени к Свиньину относились по большей части иронически из-за его склонности к преувеличениям с оттенком сенсации. Зло вышучивал его А. С. Пушкин в сказочке "Маленький лжец".
Родился Самсон Ксенофонтович Суханов 27 июня (по старому стилю) 1768 года (по другим данным 1769 года) в деревне Завотежица (Кулига) Евдской волости, Красноборского уезда Вологодской губернии (сейчас Красноборский район Архангельской области) в день Сампсона Странноприимца (на Руси - Самсона Сеногноя), в поле на сенокосе, наверное, поэтому и был назван этим именем. (У Свиньин, почему-то, он Самсон Семенович, хотя его отца он называет Ксенофонтом, и год рождения 1766). Отец, Ксенофонт Сидорович, из-за слабого здоровья не мог выполнять тяжелые работы. Летом он нанимался пастухом, зимой сторожил торговые заведения в Красноборске. Мать, Ирина Тимофеевна, батрачила у зажиточных соседей. Согласно Свиньину, жилья своего семья не имела. С шести лет отец стал обучать сына грамоте и счету. Самсон проявил способности и к восьми годам постиг все, что знал его отец. В 9 лет он нанялся в работники к одному зажиточному крестьянину. С 1780 года Самсон три лета ходил бурлаком по Каме, Волге, Северной Двине. Почти все заработанные деньги, со слов Свиньина, он отправлял больным родителям. В 1783 году, попав в Архангельск, нанялся в зверобойную артель, промышлявшую на Груманте (Шпицбергене). Этот период жизни Самсона описан Свиньиным как остросюжетный приключенческий рассказ. Здесь есть и "жестокая буря", и судно затертое льдами, и схватка Самсона с белым медведем из которой он вышел победителем, убив хищника.
После возвращения, он несколько лет работал под Архангельском у богатого купца, на якорном заводе. Скопив денег, Суханов возвратился домой. Здесь родители настояли, что бы он женился, и он взял в жены Евдокию Правдину, вдову с тремя детьми. Денег на содержание больных родителей и большой семьи не хватало и в 1799 (или 1800) году Самсон Суханов отправился на заработки в Петербург, к брату жены Григорию Копылову, который в то время работал подрядчиком на строительстве Михайловского замка. Он взял к себе шурина сначала каменотесом, а затем сделал десятником, положив ему жалованье 25 рублей. Первые 2 – 3 года Самсон лето работал в Питере, а на зиму возвращался домой, в деревню. После смерти родителей, выдав старшую падчерицу замуж, Самсон забирает жену и двоих детей, и совсем перебирается в Петербург, где продолжает работать с Копыловым. Так нашел Суханов дело, которое стало для него жизненным призванием. Оно его настолько увлекло, что через непродолжительное время Самсон обогнал в умении своих учителей и стал лучшим мастером по обработке камня. После выполнения самостоятельного подряда по изготовлению балюстрады в Петергофе Суханов окончательно поверил в свои силы и способности.
Копылов пригласил Суханова на должность главного приказчика строительства Казанского собора, возводимого по проекту архитектора Воронихина, с месячным жалованием 50 рублей. Материально дела семьи пошли хорошо. В 1807 году Самсон записался в петербургское купечество и построил для себя дом (ныне это дом №50 по набережной реки Пряжки).
Семь лет отдал Суханов строительству Казанского собора. Он со своей артелью выполнил отделочные и декоративные работы внутри собора, создал знаменитую колоннаду.
За долголетний и плодотворный труд на строительстве Казанского собора Суханов был награжден золотой медалью на красной ленте с надписью «За усердие».
В 1807 году Суханов взял подряд на сооружение набережной на Стрелке Васильевского острова. Его артелью был поднято дно Невы вверх по течению на 123,5 метров, насыпана площадь, сделана подковообразная гранитная набережная протяженностью 561 метр.
Гранитные шары на Стрелке, по преданию, Самсон вырубил сам, на глаз, не используя никаких измерительных приборов.
Одновременно с этим Суханов с артелью возводил цоколь из дикого камня под колоннаду здания Биржи и базы для колонн. Им и его рабочими выполнены две большие скульптурные группы на восточном и западном аттиках здания по моделям И.Прокофьева и Ф.Шадрина. По проекту Тома де Томона в 1810 году Суханов завершил сооружение Ростральных колонн-маяков перед зданием Биржи. У основания их были возведены пятиметровые статуи олицетворяющие по замыслу Тома де Томона «божества моря и коммерции», а ныне считающимися аллегориями русских рек Волги, Днепра, Волхова и Невы.
За строительство ансамбля Стрелки Васильевского острова Суханов награжден особой наградой – Царским кафтаном.
В то же время Суханов берет подряд на строительство Горного корпуса (1806-1808), (ныне Горный институт). Архитектор Воронихин поручил ему вырубку, отделку и установку 12-ти колонн из пудожского камня для портика. Скульптурные композиции "Борьба Геркулеса с Антеем" и "Похищение Прозерпины", украшающие вход в здание Горного института, выполнены также лично Сухановым по моделям скульпторов В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова.
Вместе с Воронихиным Суханов работал в Павловске при сооружении моста у Пиль-башни, и в Стрельне при строительстве каменной террасы.
При строительстве дома Лобанова – Ростовского (1817-1819 гг.) мастером выполнены: аркада, парадная лестница и колонны вестибюля.
При перестройке Адмиралтейства архитектор Захаров сдал артели Суханова заказ на изготовление 28-ми колонн, которые были установлены вокруг башни под шпилем. Кроме этого, самим Сухановым были высечены по моделям Ф.Щедрина четыре скульптуры античных полководцев: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса, расположенные на углах кубического основания башни Адмиралтейства, а также другие скульптуры, украшающие здание.
С 1811 по 1818 год по заказу А.А. Бетанкура артель Суханова трудилась над изготовлением уникальной ванны, прозванной впоследствии «Царь-ванной» для Баболовского дворца в Царском Селе. Ванна весом в 48 тонн, диаметром 533 см, глубиной 152 см и высотой 196 см была вырублена из цельного куска красного гранита.
Самсоном Сухановым также были выполнены ванны меньших размеров для Петергофского дворца, Зимнего дворца, Александровского дворца.
26 июля 1819 года состоялась закладка Исаакиевского собора. Архитектор Монферран поручил Суханову изготовление 48 колонн для портиков весом 114 тонн каждая и 24 колонны для подкупольного барабана (64 тонны каждая). К этому времени артель Суханова насчитывала 270 каменотесов.
Самсоном Сухановым был разработан метод по выломке гранитных блоков, который потом применялся другими подрядчиками, принимавшими участие в перестройке Исаакиевского собора и других сооружений столицы.
В 1820-х годах удача стала отказывать Самсону Ксенофонтовичу. Он оставался гениальным мастером, но дела коммерческие шли все хуже. Подряд на поставку колонн для Исаакия (точнее, последнюю их треть) без объяснения причин передали, не возместив расходы, его конкуренту Архипу Шихину. Он был понижен в сословии из купца 2-й гильдии до 3-й, а потом и вовсе выведен в мещане.
Несмотря на все неприятности в 1834 году Суханов вновь удивил отечественных и зарубежных специалистов и жителей Петербурга. 30 августа на Дворцовой площади была установлена самая большая в мире гранитная колонна – памятник героям Отечественной войны 1812 года. Уникальный "Александрийский столп", высеченный сухановскими рабочими под его непосредственным руководством, затмил собой знаменитые колонны Траяна в Риме и Вандомскую в Париже, которые составлены из отдельных блоков. Александровская колонна монолитна. Высота ее 47,5 метра, диаметр – 3,66 метра, вес – более 600 тонн. Самого же Самсона на площади на торжествах не было.
Последним знаменитым творением Суханов стали пьедесталы памятников русским полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли. Уже был добыт гранит и его везли через Ладожское озеро в Петербург. Но разыгравшаяся на Ладоге сильная буря потопила баржу со всем содержимым. От таких убытков бизнес Суханова уже не оправился. Страховок тогда не было, и гранит для новых пьедесталов он добывает и везёт уже за свой счёт. После этого особняк на Пряжке пришлось продать. Памятники перед Казанским собором были установлены в 1837 году, а Самсон Ксенофонтович Суханов был полностью разорен.
Но так ли был бескорыстен, честен и добр этот прославленный каменных дел мастер? Есть сведения, которые позволяют серьезно усомниться в этом.
Комиссар при строительстве Исаакиевского Собора Борушникевич, поставленный на службу специально для отслеживания необоснованных трат и хищений на стройке, сообщал об использовании детского труда на ломках:
…у Суханова при работе находятся мальчики, коих сила по возрасту и летам, не соответствовала тяготам работы, то же касается Шихина.
Кроме того, Суханов был замечен Борушникевичем в казнокрадстве:
5-го мая 1821 года заметил, что доставленные купцом Сухановым 30 камней по сличении слоя и цвета очень схожи с казенным гранитом. По прекращении работ на казенной гранитной ломке, люди, на оной работавшие, прибыли в С.-Петербург для получения заработанных ими денег, некоторые из них, всего 19 человек, узнав от своих товарищей, что Суханов замечен в продавании казенного гранита за собственный, пришли ко мне и сказали о разных его злоупотреблениях и о похищении с казенной ломки пьедестала с 2 лещадками, который некоторые из сих людей сами обрабатывали.
Но не только Борушникевич уличал Суханова. Так, в отчетных документах Комитета об устроении Екатерингофа имеется иск "следственному приставу Пипину для удовлетворения крестьян, объявивших претенцию на купца С. Суханова - 178 руб. 84,5 коп."
А в 1819 году поступила жалоба на имя председателя Комиссии по Исаакиевскому Собору Головина от шести каменотесов о том, что подрядчик С. Суханов не выплачивает им денег за уже проделанную работу. Есть и другие сведения, так или иначе уличающие Суханова в ведении "нечестных дел".
(Н. Никитин "О. Монферран", стр. 180-189).
Не после ли этих жалоб пошатнулись дела легендарного камнетеса С. К. Суханова?
В последние годы жизни выдающийся камнетес так обеднел, что вынужден был заложить даже памятную золотую медаль и царский кафтан, некогда пожалованные ему Александром I. Иначе семью было не прокормить.
Исследователь русского искусства профессор Н. Хомутецкий обнаружил волнующий документ, касающийся последних лет жизни Суханова. Это прошение от 5 октября 1840 года, в котором старый мастер просит царевича Александра II о денежной помощи. В этом документе Суханов дает описание своих работ и просит помочь выпутаться из того нищенского состояния в которое попал:
Верою и правдою более 35 лет трудился я постоянно с вероподданным бескорыстием, с соблюдением значительной пользы… Сей труд мой увенчан счастливейшим успехом для славы России… Не корысть, а любовь к Отечеству… порождали во мне… ревностное желание превзойти иноземцев…
Далее Суханов одной из причин своего бедственного положения указывает работу над Царь-ванной. Самсон пишет, что получил за нее 16 000 рублей по контракту и еще сверх того 2 000 по велению императора, но издержался сверх того еще на 7 000 рублей (огромные в то время деньги), несколько "увлечась":
Ванна, из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я по повелению в бозе почившего...Вашего Императорского Высочества Дяди, ...Государя Императора Александра Павловича, заслужила одобрение... понес в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей увлечась…
Заканчивает прощение Самсон Ксенофонтович так:
Государь! Я уже стар и ожидаю вскоре предстать на суд царя небесного… Все, что изложено, совершенная истина. Истина и то, что я не имею насущного хлеба, но для прокормления моего семейства вынужден нищетою к недостойному поступку: я заложил и все остальное достояние мое, заключающееся во всемилостивейше пожалованных мне золотой медали и кафтана…
Милостивый Государь! Обрати свое око на страдальческий нищенский быт мой…. Велением Твоим укажи выдать мне для насущного питания моего семейства, всемилостивейшее вспоможение.
Была ли оказана помощь легендарному мастеру не известно.
Умер Самсон Суханов в нищете по одним данным в 1840-х, по другим данным в 1844 году и где похоронен ваятель не известно. Есть версия, что умер он от чахотки. Отпет иереем собора во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка Павлом Петровым, похоронен 29 мая на Смоленском кладбище рядом со своими родными, но могила его не сохранилась.
В 1967 году была обнаружена картина "Старик каменщик", написанная В. А. Тропининым. Дата написания 1823 год. Утверждают, что это портрет С. К. Суханова, но это не так. Искусствовед Буевская признавала:
…документальных данных, связанных с историей написания этого портрета, пока обнаружить не удалось.
Картина была написана Тропининым в 1823 году в Москве, а Суханов жил в это время в Петербурге и, работая на строительстве Исаакиевского собора, никуда не отлучался. Документы фонда Академии художеств, хранящиеся в РГИА, свидетельствуют, что в том году Тропинин в Петербург не приезжал. Судя по всему, художник с Сухановым знаком не был. Кто являлся прообразом, да и был ли он вообще, установить уже невозможно, как невозможно, за редким исключением, определить имена изображенных на других жанровых работах Тропинина. А портрет действительно хороший… Только на нем запечатлен не Суханов.
Читая биографию и рассматривая работы великого мастера, задаешься вопросом - а мог ли один человек, будь он даже непревзойденным мастером своего дела, пусть даже работающий в команде, создать все эти творения, которые приписывают Самсону Суханову?
__________________________________
Спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья подписывайтесь на канал, читайте уже опубликованные и не пропускайте новые.