Всем моим читателям доброго времени суток 🫶
Когда я писала статью про мое новое пальто, решила написать еще и про шарфик, в котором сфотографировалась. Потому что шарфик несомненно достоин внимания. Он пришел ко мне достаточно давно- еще несколько лет назад я обнаружила его среди других в небольшом секонде в Челябинской области. Меня поразила его невесомость и красивый переливающийся оттенок. Никаких бирок с составом не было, я лишь обнаружила вышитую надпись- Kenzo. До этого я сталкивалась с этим брендом лишь в контексте одних из моих самых любимых на тот момент духов, которыми я пользовалась все старшие курсы университета. Конечно же состав не так легко понять, если о нем ни не осталось никаких надписей. Однако по ощушениям это все-таки был шелк. Чтобы удостовериться в этом я провела небольшой тест- вытащила ниточку и подожгла, ниточка очень быстро превратилась в пепел. Соотвественно высока вероятность, что моя теория по поводу состава шарфика подтвердилась. Ведь все натуральные ткани после поджигания превращаются в пепел. А искусственные ткани плавятся. Уже много лет я надеваю этот шарфик и с пальто и с куртками и с пиджаками.
Я даже нашла достаточно старые фотографии, где я с удовольствием позирую в этом шарфике.
Пора рассказать немного и об этом очень необычном бренде. Все бренды, которые я до этого описывала в основном были либо европейские, либо американские. Здесь же Вас ждет рассказ о чем-то принципиально ином (хотя без Парижа дело все равно не обойдется).
Основатель модного дома Кензо Кендзо (да именно так его имя переводят во многих русскоязычных источниках) Такада родился в 1939 году в японской провинции Кандзаки.
С юных лет он интересовался модой и красивыми вещами. Его семью часто навещали гейши и торговцы, и юный Кендзо часами рассматривал наряды и товары гостей. Кендзо был последним, пятым ребенком в семье владельца чайного домика. Отсюда и гости. Помимо нарядов посетителей, вскоре его заинтересовали модные журналы своих сестер, что только укрепило его желание создавать яркие вещи.
Стоит и не забывать, что родился он отнюдь не в свободных нравах на тот момент США или Европы, а в совершенно другом мире- Японии. В пятидесятых в Японии швейным делом занимались только женщины, поэтому мальчику родители не разрешили посвятить жизнь шитью. По их настоянию Кендзо в 1957 году поступил в университет в городе Кобе на факультет японской литературы. Однако, увлечение взяло верх, и проучившись там всего год, юноша бросил учебу и переехал жить в Токио. Там в 1958 году он смог поступить в институт дизайна и моды (Tokyo’s Bunka Fashion College), тем самым став первым мужчиной, который получил разрешение на обучение в этом заведении. Думаю, следовало обладать действительно огромным талантом чтобы быть первопроходцем в индустрии.
В Токио Кендзо зарабатывал тем, что рисовал витрины и создавал эскизы для модного журнала. Однако юноша мечтал о Париже, но, лишенный всякой родительской помощи, он не имел денег на переезд. Но, видимо если суждено, вселенная найдет способ как помочь таланту.
Дом, квартиру в котором снимал дизайнер, решили снести. Всем жильцам выплатили компенсацию, равную стоимости 10 месяцам аренды. Кендзо решил пойти вабанк и на все деньги решил уехать в Париж (по крайней мере так гласит легенда, проверить это невозможно).
Оказавшись в чужом городе без денег, он брался за любую работу. Даже стриг и выгуливал собак, красил стены, даже подрабатывал для журнала дизайнером. В свободное время он занимался творчеством, создавая эскизы. Несколько из них купил ELLE. Так постепенно дизайнер обрастал клиентами.
«Мне пришлось действительно найти и сделать что-то новое. Поэтому я начал смешивать японские влияния с европейской культурой. Я быстро попал под влияние нового мира. Это было очень свежо для рынка в те годы».
В феврале 1970 года Кендзо подкопил денег и все-таки решил открыть свой магазин в одном старом здании. Имея уже неплохой опыт и ограниченность в финансах, он сам занимался его ремонтом, а также расписывал стены. Дизайнер назвал свой магазин «Jungle JAP». В этом названии использовался сленговый и немного унизительный термин, которым японцев называли в Европе и США. Можно примерно перевести как япошка из джунглей. Так он сам себя называл и во Франции это никого особо не смущало.
Но в 1972 г. его вещи закупил американский универмаг Macyʼs. И тут Кендзо понял что немного ошибся с названием- американские японцы в США провели митинг перед магазином, посчитав название бренда для себя унизительным. А Лига японских граждан США даже подала на Кензо в суд из-за оскорбительного слово «jap», напоминающего о притеснении японцев в США. Но кому же мешает хороший скандал в раскручивании нового бренда.
«Я знал, что название может восприниматься как уничижительное, но думал, что если я все буду делать хорошо, то все и будет хорошо»,— рассказывал он тогда газете The New York Times.
И все-таки в 1976 году Кендзо переименовал свой бренд в честь себя и назвал Kenzo. Бренд, который, по словам его создателя, к концу 1970-х был самым продаваемым в мире.
Одежда этого бренда была легко узнаваема. Сочетание восточных и западных традиций, необычная яркость, множество узоров и простой крой. В начале 70-х дизайнеры высокого класса создавали одежду хоть и невероятно красивую и очень элегантную, однако довольно сдержанную одежду, что явно не отвечало запросам общества того времени. Такада со своими невероятными оттенками, размашистыми цветочными узорами и удобным кроем смог создать совершенно новый парижский стиль.
Кэндзо Такада фактически придумал формат «увидел — купил», когда вещи из показанной коллекции стало возможно покупать сразу после выхода коллекции. При этом свою революцию он совершил почти случайно: «У меня не было мыслей про “увидел — купил”, просто мне казалось совершенно логичным, что весеннюю коллекцию надо показывать весной».
Благодаря восточному происхождению, невероятной креативности, а порой и просто отсутствию денег, Кензо предвосхищал многие тренды модной индустрии. А каждый показ его коллекции представлял собой фееричное шоу.
В 1975 году состоялся показ коллекции на арене цюрихского цирка, завершившийся появлением дизайнера на слоне. А через два года новая коллекция была показана в декадентском ночном клубе под живое выступление Грейс Джонс, что также был нонсенс.
В последующие годы Такада также был одним из первых, кто выпустил парфюм, прежде чем это стало нормой для модельеров. Хотя, должно быть Коко Шанель была здесь все же первопроходцем.
Дизайнер считал, что создание собственного аромата позволит завершать создаваемые им образы. С 1978 по 1980 гг. он работал над созданием парфюма. В результате получился восточный, пряный, неординарный аромат под названием «King Kong». Покупатели на ура восприняли новинку и активно ее покупали. Но спустя два года парфюм исчез, а вместо него появился менее экзотичный, но очень соблазнительный цветочно-фруктовый «Ca sent beau».
В 1983 г. вышла первая мужская коллекция «Вокруг света за 80 дней». Это была смесь восточной и европейской культуры, в которой присутствовали элементы народных костюмов разных стран.
Бизнес Kenzo процветал. Однако, в начале 1990-х его постигла судьба многих брендов- корпорации не дремлют.
В 1993-м дизайнер продал свой модный дом концерну LVMH, однако еще 6 лет занимал должность креативного директора. В 1999 г . Kenzo принял решение уже полностью уйти из моды, и свой уход отметил еще одним неординарным показом, во время которого он подарил зрителям виртуальный тур по Гонконгу, России, Африке, Японии и, конечно, Парижу.
В 2003 г. пост креативного дизайнера получил итальянец Антонио Маррас. Он принялся изучать концепцию бренда, чтобы сохранить ее, но при этом добавить свежее дыхание. Однако его коллекции хоть и были успешными, но стиль Kenzo в них практически не просматривался.
Такада, все же не мог жить без искусства и в 2005 году смог запустить линию товаров для дома и мебели. Также он создал форму для японской сборной к Олимпийским играм 2004 г., а в 2019 году сшил костюмы для постановки «Мадам Баттерфляй» в опере Токио.
Сам же Кензо умер 4 октября 2020 г. в разгар Парижской недели моды от осложнений, вызванных COVID-19. Он оставил яркий след в истории мировой моды, его стиль остается особенным и легкоузнаваемым, а его успех вдохновил целое поколение японских дизайнеров.
Но вернемся к шарфику, стоил он не больше 300 рублей, а качество великолепное. Шарфы кензо в новых коллекциях продаются примерно от 30 000 рублей.
А Вы носите шелковые шарфики?