Найти в Дзене
ИНФОРМАТИКА | ОГЭ

Открытый банк заданий ОГЭ Инорматика 3E1AB6 (задание 15.1)

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды –– это команды-приказы:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды –– это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие –– одна из команд проверки условия.

Последовательность команд –– это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.
На бесконечном поле имеется стена. Стена состоит из трёх последовательных отрезков: вправо, вниз, вправо, все отрезки
неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной над левым концом первого отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные  непосредственно над первым отрезком, справа от второго и угловую клетку. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

-2

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

РЕШЕНИЕ

Найдем в условии какую же программу нам надо написать:

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные  непосредственно над первым отрезком, справа от второго и угловую клетку. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

-3

Какие же шаги должен выполнить Робот:

1) Робот находится в клетке, расположенной над левым концом первого отрезка. Он должен закрасить клетку в которой находится.

2) Далее Робот должен двигаться на одну клетку вправо и проверять, есть ли под ним отрезок. Если отрезок есть, он закрашивает клетку.

3) Как только Робот обнаружил, что снизу свободно он снова должен проверять есть ли под ним отрезок. Если отрезка нет, он спускается вниз и закрашивает клетку.

Теперь запускаем программу Кумир и начнем писать программу на основе того алгоритма, что мы описали выше

-4

Нарисуем поле, как в примере в условии

Окна - Робот

-5
-6

Робот - Редактировать обстановку

-7
-8

И рисуем стены , нажимая на грани клеточек.

-9

1) Робот находится в клетке, расположенной над левым концом первого отрезка. Он должен закрасить клетку в которой находится.

Выберем исполнителя Робот. Вставка - Использовать Робот.

-10

закрасить

-11

2) Далее Робот должен двигаться на одну клетку вправо и проверять, есть ли под ним отрезок. Если отрезок есть, он закрашивает клетку.

нц пока снизу не свободно

вправо

закрасить

кц

-12

3) Как только Робот обнаружил, что снизу свободно он снова должен проверять есть ли под ним отрезок. Если отрезка нет, он спускается вниз и закрашивает клетку.

нц пока снизу свободно
вниз
закрасить
кц

-13