Внимание! Статья содержит спойлеры
Да, вы не ошиблись, сегодня я занимаюсь оправданиями и практически невозможным: постараюсь вписать попсовый подростковый сериал в концепцию "духа времени". И если кто-то посчитает, что я явно натягиваю сову на глобус, прошу незамедлительно сообщить об этом в комментариях. Приступим.
Всем известно, что когда-то трава была зеленее, доллар стоил 30 рублей, а сериалы из «сытых 2000х» и новаторских 2010х могли еще радовать умением обыгрывать шаблоны. Даже сериалы для тинейджеров. Шутка ли — с момента выхода первой серии «Дневников вампира» прошло уже 15 лет! За это время мир пережил массу политических, экономических и социальных потрясений, изменился сам и изменил всех нас.
Скорее всего, современного подростка, выросшего в этом «дивном новом мире» и привыкшего к культуре отмены, тик-ток сумасшествию и тренду на всё азиатское, уже не впечатлит старая, как мифология, история о треугольнике: хороший вампир/девушка/плохой вампир (пусть и в контексте сложного мира с тайными организациями, оборотнями, ведьмами, двойниками и гибридами). Но прелесть сериала это не отменяет.
Телевидение сейчас — это нечто закомплексованное и пресное, вечно балансирующее между тем, как можно и как бы хотелось. Не удивительно, что «Дневники» уже не покажут на «Нетфликсе» (кажется, их оттуда давно удалили) — с точки зрения критика из 2024 года там слишком много всего, что уже не заблюрить. При чем я не имею ввиду пропаганду распития спиртных напитков в 9 утра с участием несовершеннолетних, или 100-летних вампиров, любящих 17-летних школьниц (где-то перевернулся один Набоков). Скорее речь о том, что в "Дневниках" слишком глянцевая картинка с актерами (и их персонажами), среди которых нет необходимого набора представителей различных социальных групп и прочих меньшинств. И это самое "страшное" - там критически мало повестки. Даже в отличие от той же "Настоящей крови", которая шла примерно в то же время и имеет примерно те же рейтинги, но более взрослый возрастной ценз.
Спустя столько времени глазами искушенного человека, безусловно, видишь косяки реквизиторов, ляпы, клише, инфантильность сценария, испещренного сюжетными дырами, однако, все это становится чем-то незначительным, ведь причина высоких оценок сериалу не только (и не столько) в том, что он был снят на пике популярности вампирской тематики, но и в том, что он показал насколько удобоваримым может быть массовый продукт, ориентированный на такую благодарную аудиторию как подростки. Это совсем необязательно должно быть что-то крайне наивное вроде «Сумерек» или прямолинейное вроде «Голодных игр». Это может быть чем-то ярким и живым. Поэтому мне сейчас немного странно видеть, как кто-то пытается пинать этот сериал, будто ожидая от него что-то вроде Брэма Стокера, а может даже выше. Поверьте, если бы я сама всерьез хотела разбирать "Дневники" с беспристрастно-жесткой точки зрения псевдо интеллектуала, то камня на камне не оставила бы от каждого гребаного эпизода. Но мы ведь сейчас о ностальгии говорим, а не об объективности, поэтому я, со своей стороны, в конце этой статьи выскажу собственные претензии, но углубляться не стану, так как негатива в видео-обзорах на 90+ минут хватает и без меня.
Так как «Дневники» были очень популярны в свое время (а тема раскрыта в миллионах низкобюджетных фильмов и сериалов того времени), я не вижу смысла подробно останавливаться на сюжете – его и без того все знают. Если же быть совсем краткой, в начале (но только в начале) всё обстоит максимально изъезжено, словно седло героев Джона Уэйна: хорошая, но грустная девочка Елена встречает хорошего, но грустного вампира Стефана, у которого помимо 162х лет за плечами имеется и еще более тяжелая ноша – его плохой старший брат Деймон (тоже вампир, но веселый и психопатичный). А далее все вертится вокруг главной героини в пределах маленького, как ящик Пандоры, городка с говорящим названием Мистик-Фоллс, в котором людей среди жителей всего то процентов десять. Постоянные схватки между разнообразной нечистью и интриги сменяют друг друга с такой скоростью, что только потянешься за чашкой чая, как пропустишь очередной сюжетный твист. Такая динамичность происходящего моментально отвлекает зрителя от метаний Елены между братьями-вампирами и заставляет действительно вникать в детали лора. К счастью, сценарные ходы не подвисают и всегда находят завершение (пресловутым «ружьям Бондарчука» здесь не место). А пока на экране весело и в невероятном количестве пьется кровь, вырываются сердца и отрываются головы, можно и забыть, что смотришь девчачью мелодраму.
В первом десятилетии XXI века мы наблюдали появление моды на «серую мораль». И если говорить о молодежном кино и телевидении, то «Дневники» определённо среди тех, кто был в авангарде. В каждом приторно-правильном герое здесь есть свои темные стороны и сомнительные черты характера. Так, в благородном Стефане сидит потрошитель, а чистая и сострадательная Елена часто ведет себя как эгоистка, вокруг которой вертится мир (хотя последнее скорее верно, если за мир брать Мистик-Фоллс). Среди же окружения Елены даже принципиальная Бонни, со всей ее тягой к самопожертвованию, иногда ошибается, а добродушная Кэролайн любит вешать ярлыки и осуждать. Преданный друг Мэтт периодически сомневается в выборе стороны и так далее и тому подобное.
Я уж молчу о том, что некоторые поступки антагонистов являются закономерным следствием поступков «хороших парней», и, скорее всего, одного без другого не было бы. А к некоторым решениям положительных изначально героев у меня огромные вопросы по части морали. Кто знает, случилась бы трагедия в конце шестого сезона, если бы Бонни не бросила Кая в тюремном мире? Что если бы в 1994м Стефан согласился уехать с братом и дал их отношениям шанс? Вероятно, Деймон не устроил бы кровавый ужин с кучей трупов в доме Сальваторе. И вообще, многие поступки Деймона – это реакция на действия Стефана (как и отношения в семье первородных вампиров Майклсонов состоят из цикла: предательство - месть за предательство). Нет, не подумайте, я никого не оправдываю, но логика сюжета сериала такова, что заставляет всерьез задуматься о последствиях «благих намерений».
Но лучше всего в рамках темы «серой морали», безусловно, раскрываются отрицательные персонажи.
В "Дневниках" практически с каждым новым антагонистом можно объединиться. Не только потому, что его интересы схожи в итоге с интересами протагонистов, но и потому, что любой аморальный поступок мотивирован простыми человеческими эмоциями и страстями, понять которые можно всего лишь проявив немного сострадания.
Многие сопереживают Кэтрин, ведь глубоко внутри она любящая мать, потерявшая ребёнка и находящаяся в бегах 500(!) лет. Большая часть сопереживает Клаусу, ведь несмотря на свою жестокость, он бесконечно одинок. Кое-кто сопереживает Сайласу, ведь все его поступки так или иначе сводятся к желанию обрести покой с возлюбленной. Сюда даже Кая можно за уши притянуть, а уж он то словно сошел со страниц учебника по судебной психиатрии. И уж, конечно, почти все сопереживают Деймону. Каким бы неуравновешенным садистом он ни был, ему сочувствуешь больше остальных. Не потому ли, что более проработанного и сбалансированного персонажа трудно найти в подростковых шоу? Да и во многих взрослых тоже. Он действительно проходит длинный путь от отчаянной жестокости, крайнего эгоизма и ненависти ко всему миру до всепоглощающей, самоотверженной любви (и не только к Елене, но и к брату, и друзьям). И арка, и бэкграунд этого характера на удивление были так хорошо прописаны командой Кевина Уильямсона ("Крик", "Факультет", "Последователи"), что запаса хватило на несколько сезонов вперед и даже после того, как собственно Уильямсон из сериала ушел. К слову, что-то подобное произошло с другим персонажем - Клаусом, который, по моему скромному мнению, настоящая имба в непрерывной череде антагонистов "Дневников" и по обаянию, и по степени необоримости. Так что дальнейшее раскрытие его в спин-оффе "Древние" (во многом превзошедшем оригинальный сериал) - это просто праздник какой-то.
Великая сила "Дневников" заключается в том, что, например, наблюдая как Клаус убивает двенадцать своих гибридов (по сути, просто желающих свободы), мы не переживаем за гибридов - мы сопереживаем Клаусу, оказавшемуся в экзистенциальном тупике из-за предательства и рухнувших надежд, которые он лелеял веками (тот, кто создавал армию, чтобы победить одиночество). Или мы видим, как Деймон на глазах у Елены сворачивает шею ее младшему брату, но нам не так важен невинный Джереми, оказавшийся не в то время не в том месте, мы как зрители в шоке, однако готовы сопереживать Деймону, ведь ему дважды за серию разбили сердце, в том числе женщина, для которой он пытался найти способ спасения и которой был одержим на протяжении почти 150 лет. И вот ты - зритель - сам удивляешься тому, как же, черт возьми, это работает? Хотя, конечно, всё просто, и тут, я считаю, заслуга сценаристов и режиссеров (ну, и актеров конечно) в том, что ты попадаешь в эту ловушку снова и снова вопреки собственным моральным установкам.
Стоит ли говорить о том, как легко в отношении Деймона можно пройти стадии, которые проходит Елена: от неприязни до принятия, сопереживания и любви к нему в конце концов, вслед за Еленой давая ему третий, десятый и двадцать пятый шанс (справедливости ради, примерно такое же количество шансов ему дают его друзья - Аларик, Бонни, Энзо, Лиз). Даже не смотря на то, что его путь искупления периодически прерывается вспышками насилия из-за импульсивности характера.
Возможно (раз уж я замахнулась на "дух времени"), стоило бы предвосхитить надоевшие еще в 2010х годах стенания по поводу деструктивности и токсичности отношений Елены и Деймона, но я не стану этого делать. Если кто-то все еще пытается анализировать подростковый сериал с точки зрения новомодной психологии взрослых умудренных тётенек, вещающих в трендах Тик-Тока, - флаг в руки. Я же на этот счет вспоминаю цитату из "Доктора Кто": "Если бы нам нравились только правильные люди, те, кого нам следовало бы любить, сказок бы не было".
В одном из интервью Йена Сомерхолдера (Деймон) спросили, кого ему нравится играть больше: маньяка-убийцу или исправившегося маньяка-убийцу, и он выбрал второе, потому что в таком персонаже гораздо больше слоёв. А теперь вспомните, как все любили Нигана из «Ходячих мертвецов». Наверняка Джеффри Дин Морган был бы согласен с Сомерхолдером, иначе не снялся бы в спин-оффе. И, да, я обещала себе не сравнивать с более серьезными сериалами того времени, но ручки сами тянутся к этой параллели.
Кто-то скажет, что трансляция бесконечного обаяния зла негативно сказывается на неокрепшей психике детей, для которых, в общем-то, сериал и снят. И хотя все мы попадаем под это обаяние ("зло гибче и разнообразней", чем добро, и для драматургии это ценно), а уж бунтующее подростковое сердце тем более, но «Дневники», как странно это бы не звучало, не об этом. Они в первую и последнюю очередь о семейных ценностях. Потому и заканчивается сериал такой трогательной, щемящей душу точкой в трагичной истории братьев Сальваторе.
В чем ложка дёгтя, спросите вы? Переплюнув "Сумерки", "Дневники вампира" получили всевозможные награды, обросли спин-оффами, но не дотянули до статуса культовости всего ничего из-за того, что безумная машина шоу-бизнеса не смогла вовремя остановиться. Канал CW известен своим отношением к собственным популярным продуктам (взять хотя бы "Сверхъестественное" с его 15-ю сезонами), когда кажется, словно у актеров отобрали паспорта или взяли в заложники их родственников, заставляя сниматься до момента, пока даже самые преданные поклонники не проклянут тот день, когда Стефан встретил Елену. Высасывая из аудитории последнее, шоу-раннеры затянули все настолько, что вполне себе душистое мыло в конечном итоге превратилось в бесцветный ненужный обмылок. И хотя последние два сезона с натяжкой можно считать смотрибельными, они, на мой взгляд, являются уже явным издевательством.
Есть мнение, что когда из центра повествования убирают образ Елены Прекрасной, как вечное яблоко раздора, из-за которого, как мы помним, началась Троянская война, раскрываются второстепенные персонажи. Но я не считаю, что они не были раскрыты до этого. И количество трупов вокруг девушки в Мистик-Фоллс, даже когда она, словно спящая красавица, видит себе магические сны, не уменьшается.
Согласна, нам показали, что глубинные противоречия между братьями Сальваторе не всегда связаны с тем, что они с периодичностью в 145 лет влюбляются в одну женщину. Показали, что их семейные узы крепче, а любовь друг к другу сильнее любого из этих противоречий. Но это мы уже тоже знаем. Сколько раз Деймон возвращается к брату якобы мстить, а по сути потому, что скучает по нему? Сколько раз спасает его и, пусть в своей извращенной манере, но заботится о нем? А Стефан? Где-то пару раз точно он признал, что всегда нуждался в брате больше, чем в Елене. Потому то, как она поверила в Деймона и вернула всю его человечность, Стефану важнее, чем их с Еленой завершившиеся отношения.
Кроме прочего, как вообще можно было игнорировать тотальную усталость зрителей от бесконечных смертей героев с последующим воскрешением (да и без него) и откровенно бредовых сюжетных ходов? Потому очевидно, что без вымученных седьмого и восьмого сезонов сериал не потерял бы ничего (и это я ещё не беру во внимание распространенное мнение о том, что дальше третьего сезона смотреть не стоит - я то считаю, что стоит). Ну и сумбурный, скомканный, непродуманный финал кажется бегством, а не данью уважения тем, кто смотрел это на протяжении восьми(!) лет. Осадочек, как говорится, остается. Тяжеловатый такой.
Однако, даже всё это не меняет моего сентиментального отношения к «Дневникам». И вовсе не стыдно признаться, что я это смотрела. Это как с любимой игрушкой из детства: ты иногда достаешь ее во время уборки, конечно, в силу возраста уже не станешь с ней играть, но можешь повертеть в руках, вспоминая, как наивен и чист ты был когда-то.