Найти тему
Вести Тула

Денис Бычихин: “В ТИАМе стартовал сверхважный для нас цикл лекций”

ТИАМу, единственному муниципальному музею Тулы, в марте 2024 года исполнилось 26 лет. Гостем утренней программы на “Россия24 Тула” стал специалист по связям с общественностью Тульского историко-архитектурного музея Денис Бычихин.

Доброе утро, Денис. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?

Все началось с правильной для нас идеи, которой мы придерживаемся до сих пор. Тульский историко-архитектурный музей был основан на основе городского сообщества, которое боролось за сохранение старинных кладбищ. В 80-х годах возникла идея снести, например, Всехсвятское кладбище, чтобы проложить асфальтовую дорогу. В городе возникло сообщество людей, которые были против этого. К ним присоединились московские эксперты. В результате Всехсвятское кладбище было сохранено. Это же сообщество стало следить за состоянием некрополя. В зону его внимания постепенно вошло не только Всехсвятское кладбище, но и, например, Чулковское, которое находится в Пролетарском районе. Таким образом, возникла группа людей, которая и создала основу будущего ТИАМа в 1998 году. Им выделили помещение в бывшем доме купца Пальцова. Так возник историко-архитектурный и ландшафтный музей “Тульский некрополь”.

Первоначально главной темой этого музея была некрополистика, но постепенно интересы расширялись. Когда в 2012 году музею выделили еще два здания в центре города(в которых до сих пор находятся наши две центральные площадки: проспект Ленина, 25 и проспект Ленина, 27, который в народе больше известен как старая Тульская аптека), мы решили, что пора расширять профиль и даже менять название. Поэтому в 2013 году появилось наше современное название – Тульский историко-архитектурный музей. Мы стали воспринимать себя как музей не только про некрополь, но и про город и горожан.

Какие у вас сегодня интересы? Вы готовы идти дальше?

Мы не остановились с расширением в 2012 и 2013 годах. Сегодня у нас 5 площадок. Дом Крафта, где у нас временные экспозиции, и мы стараемся выставлять там современное искусство. Мы занимаемся графикой, типографикой и графическим дизайном. У нас очень популярны выставки плакатов международного уровня. Параллельно в Доме Белявского у нас есть постоянная экспозиция “Старая Тульская Аптека”, и над ней есть пространство, где мы делаем временные экспозиции. В частности, сейчас там идет выставка, посвященная Борису Крейцеру, репрессированному художнику, который в 30-х годах по заказу НКВД, будучи в лагере, сделал эскизы для детских токарных игрушек. После объединения Тулы и Ленинского района у нас появился музей-усадьба Богучарово – это родовая усадьба Алексея Степановича Хомякова. Теперь это наш филиал. Там всего 6 комнат, но тем не менее, это полноценная площадка. Также нас появился музей “Передовая” в Ленинском районе, который составлен на основе находок на полях сражений в Тульской области во время Великой Отечественной войны. И буквально в прошлом году мы открыли “Нимфозориум” – это наш музей на улице Металлистов. Сейчас там идет выставка индустриальных фотографий Родченко. Эта выставка и выставка, посвященная Крейцеру, 31 марта закрываются. И я очень советую успеть на них в последний момент.

Скажите, по какому принципу вы отбираете авторов ваших лекций?

У нас это коллегиальная история, у нас обязательно собирается то, что можно назвать музейным худсоветом, там мы можем до хрипоты ссориться, поскольку все-таки выставочный график не резиновый и каждый хотел бы выставить то, что особенно интересно ему. Но когда решение принято, мы его реализуем. Приоритеты все те же: урбанистика – поскольку мы историко-архитектурный музей, графический дизайн – потому что мы считаем, что он крайне сильно влияет на лицо города и на восприятие города, фотография, современное искусство, типографика. Что касается лекций, то они, как правило, идут в качестве параллельной программы. Сейчас у нас стартовал сверхважный для нас цикл лекций. Мы гордимся тем, что приложили руку к его появлению, потому что это – первый раз, когда в Туле объединяются три площадки под один проект: творческий индустриальный кластер “Октава”, деловое пространство “Союз” и мы. Важное место в этом проекте занимает независимая архитектурная школа “Марш”, у которой очень хорошая международная репутация. Мы пригласили лекторов “Марша”, их выступления будут посвящены тому, как мы воспринимаем архитектуру, как архитектура отражается в фотографии, что будет с архитектурой на фоне эпохи искусственного интеллекта, чем региональная архитектура может отличаться, например, от федеральной и планетарной. Каждую такую встречу мы позиционируем не просто просто как лекцию, а как дискуссии. Мы хотели бы, чтобы то сообщество Тулы, которое интересуется тем, вокруг чего и с чем оно живёт, разговаривало с профессиональными и очень авторитетными архитекторами.

Следующую лекцию прочитает Мария Кравцова – шеф-редактор интернет-ресурса “Артгид”. Кроме того, она автор “Коммерсанта”, “Эсквайера”. Она приезжает к нам презентовать переведённую и изданную только в этом году музеем современного искусства “Гараж” книгу немецкого искусствоведа Ханса Бельтинга. Эта книга называется “История искусства после модернизма”. Бельтинг фактически создал новую дисциплину об искусстве, и я очень и очень советую вам прийти к нам в Дом Крафта 23 марта в 16:00.