Здоровье – это идол большинства современных людей. Это тот кумир, которому поклоняются практически все люди, забыв о заповеди «не сотвори себе кумира».
Хотя, казалось бы – а что здесь плохого? Здоровье – это же однозначное благо?
Но в том то и дело, что далеко не всегда благо и тем более однозначное…
Как такое может быть?
Возьмем простой пример. Разбойник собрался на грабеж, но ему пришлось отказаться от своих греховных планов именно из-за того, что у него разболелась голова, или поднялась температура, или прострелило поясницу…
Вы тут же скажете: но я же не разбойник. У меня, нет никаких греховных планов…
Гм?.. Увы – мы все те самые левые разбойники, висящие на кресте слева от креста Иисуса Христа. И очень часто именно проблемы со здоровьем мешают нам осуществлять свои «разбойничьи» планы.
Просто наши «разбои» часто не так открыты, как простые разбои и порой растянуты во времени.
Ведь его много нужно, чтобы завершить осуществить хитроумные планы по дискредитации своих сослуживцев, мешающих подъему по карьерной лестнице, или для судебной тяжбы с родственниками по поводу наследства.
Но давайте перейдем к верующим людям. Как для них здоровье может оказаться злом.
Вот что по этому поводу сказал учитель современного богослова А.И. Осипова – игумен Никон (Воробьев):
«Слишком здоровое и слишком слабое тело одинаково мешают».
Коротко – но как емко. Давайте разбираться.
Чему может мешать слабое тело, мы в принципе себе представляем.
Да – мы собрались в храм, мы так хотели побывать на службе и причаститься, а разбитое или «слабое тело» - увы! – не позволяют нам этого сделать.
Или собрались опять же сделать какое-то благое дело в помощи и заботе о ближних – и опять же! – сил на это у «слабого тела» нет.
Что ж – тут все понятно. Слабое тело действительно мешает.
Но как может мешать «слишком здоровое» тело?
Здесь действительно сложнее. Но если задуматься, то тоже все достаточно легко и быстро проясняется.
«В здоровом теле – здоровый дух!» - когда-то провозглашал один из советских лозунгов. И – увы! – если не врал, то лукавил.
Ведь в понятии «здоровый дух» всегда заложена изначальная двусмысленность. Здоровый в чем?
Здоровое тело пробуждает «здоровые» инстинкты. От пищевых – до сексуальных. Те самые инстинкты, которые объединяют нас с животными.
Конечно, если вы неверующий человек, то для вас здоровая животность и будет высшим проявлением человеческого блага, и здоровье будет главной ценностью.
Но для верующего человека такая «простота», что называется, «хуже воровства».
И тоже все достаточно просто.
Здоровое тело тут же начинает обуреваться «нездоровыми» страстьми. И это неизбежно, и непреодолимо, пока оно здорово.
Оно, прежде всего, будет требовать вкусной и обильной пищи, именно потому, что оно здорово и у него хороший «здоровый» аппетит.
А здесь уже прямая дорожка к чревоугодию – страстям «чревобесия» и «гортанобесия», как их определяли святые – дорожки, которые напрямую ведут к совокуплению с бесами, разжигающими эти страсти именно в здоровом теле.
Здоровое тело тут же потребует удовлетворения и сексуальных инстинктов.
И здесь на тебя нападет уже целый рой разного рода бесов – каждый из которых предложит удовлетворить свою страсть по своей специфике – от простых гетеросексуальных до лесбо-мужеложных и педофильных.
Здоровое тело получит богатый потенциал для разжигания и других страстей – гнева, гордости, тщеславия. Ибо на них всегда требуется излишек душевных сил, которые могут быть почерпнуты из здорового тела.
Ну и наконец, рано или поздно мы придем к той же самой парадигме, в которой находятся неверы и барабанщики.
Когда только нездоровое тело, когда только прямая пораженность болезнью окажется единственным средством, способным удержать нас от совершения того или иного зла.
Да, вот такая грустная картинка. А почему?
Да просто потому, что здоровое тело здорово только в животном разрезе. Только для живущего в каждом человеке животного здоровье является безусловным благом.
А вот для души и духа здоровье очень часто будет представлять собой трудное, а иногда непреодолимое препятствие.
В этой связи вспоминается история жизни преподобного Серафима. Когда покалечившие и навсегда лишившие его здоровья разбойники, по его словам, оказали ему величайшее благо.
Именно они помогли ему окончательно притомить «томящего мя», как говаривал преподобный Серафим – нанести сокрушительный удар по его сильному и здоровому телу, открыв тем самым путь к вершинам духа.
Так что не будем забывать об этой изначальной двусмысленности здоровья, где плохи могут быть обе крайности.