Найти тему
kapi.bar

ГЛ. Защита прав потребителей. Часть 1.

Пост Капибарина Vanok.

Привет всем Капибарянам. Продолжаю цикл "Гражданский ликбез". В нём я рассматриваю различные правовые моменты, которые могут возникнуть у простых добропорядочных граждан. Сегодня мы поговорим о довольно часто встречающихся в нашей жизни ситуациях - защите прав потребителя. Дело вроде бы довольно банальное, но только пока сам лично с ним не столкнешься, так как здесь по факту возможно большое разнообразие различных развилок - от “договорились на месте” до “поможет только суд”. Универсального решения всех проблем, сразу скажу, я вам дать не могу, не зря эта область так облюблена различными юридическими контрорками, но что-то попытаюсь посоветовать. Так как труд предполагается достаточно объёмным, он будет выходить по частям.

И так, начнём с главного. Основной закон, который призван помочь обычному человеку, так и называется - “О защите прав потребителей”. В нём, в принципе, изложены все условия, затрагивающую сферу товаров и услуг, включая как обычную торговлю, так и интернет.  Также нас интересуют пара постановлений правительства: № 2463 от 31 декабря 2020 г. (Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи) и № 924 от 10 ноября 2011 г. (Об утверждении перечня технически сложных товаров). Также косвенно в эту сферу вмешиваются смежные нормативно-правовые акты: Закон о рекламе и Закон о защите конкуренции, но я их в данной статье затрагивать не буду. Ну и, конечно же, ряд условий регулируется Гражданским кодексом.

Первой нашей темой станет некачественный товар. На что в первую очередь стоит обратить внимание в данном случае? А на то, что известное многим правило “клиент всегда прав” работает далеко не всегда, особенно если сама по себе схема приобретения товара довольно сомнительная. Думаю, я никого не удивлю, если скажу, что вам вряд ли удастся отстоять свои права на некачественный товар, купленный с рук в переходе. Это, конечно, сильно прозрачный пример, где все и так понятно, но на самом деле потребитель может наткнуться на массу менее явных способов со стороны продавца уйти от законной ответственности, например, в случае проведения товара “мимо кассы”. Таким вариантом как правило пользуются различные мелкие ИП и их примеры мы встречаем регулярно в мелком быте: в палатке с шаурмой, на рынке, в парикмахерской и кучи других мест кассовый чек вам никто не даст - плати либо наликом, либо переводом. Схема эта в первую очередь направлена на уход от налогообложения или упрощения налоговой отчетности, но в принципе может сработать и в том случае, когда клиент остался недоволен. Когда речь идет о тухлых помидорах, то, наверное, можно и не запариваться, а вот если вы приобрели относительно дорогую продукцию, то такой формат может создавать проблемы.

Формально закон не обязывает покупателя предъявлять продавцу кассовый чек при обмене или возврате товара, но в данном случае он должен доказать покупку иными способами. И тут то и возникает главная загвоздка: скинутые за товар деньги на телефонный номер факт продажи никак не фиксируют. Вы по сути просто перевели некому лицу определенную сумму. Доказать что либо обратное без чека достаточно сложно (в этом случае проще попытаться аннулировать платёж, ссылаясь на то, что вы совершили его ошибочно). В случае с техникой или иным товаром, в отношении которого возможно потребуется обслуживание или ремонт это до кучи создаёт проблему с гарантией на товар, но об этом чуть позже. Из этого правила есть пара исключений. Во-первых, в некоторых случаях номер самозанятого может быть напрямую привязан к приложению «Мой налог» - в этом случае факт продажи фиксируется и может впоследствии быть доказан, но проверить это сложно. Аналогично фиксируются оплаты через систему быстрых платежей на различных интернет-площадках: маркетплейсах и магазинах. Обычного чека в этом случае вы не получаете, но вам приходит электронный чек, который по сути является аналогом обычного. Но и тут кроется свой подвох: под нормальный магазин могут косить мошенники. Вы делаете перевод, а то и вовсе вводите данные своей карты, заказ вроде как проводится, но затем и магазин, и товар растворяются в воздухе. Речь в данном случае идет о магазинах-однодневках - сайтах, нацеленных на кратковременное существование. Набрали заказы, вывели деньги и растворились.

Как можно защититься от таких действий? От откровенных мошенников почти никак: такими делами скорее будет заниматься полиция, а не гражданский суд и даже если органы правопорядка найдут концы, скорее всего, это будет какой-нибудь Зицпредседатель Фунт без гроша в кармане. Единственный вариант - тщательно пробивать репутацию сайта магазина. Юридическое лицо, если оно указано, тоже можно, но на сайте можно написать любой липовый ИНН, так что это не панацея. В случае более цивилизованного подхода, скорее всего, у вас будет как минимум возможность посмотреть обидчику в глаза, например, продавцу всё тех же гнилых томатов и здесь по крайней мере можно попытаться надавить, например, угрозой вызова полиции или посредством привлечения администрации. Но исходить продавец будет всё равно от того, что ему просто не нужна лишняя шумиха, правовых оснований здесь тоже не много.

Ну ладно, давайте все же перейдем к случаям, когда юридическое лицо настоящее, даже чек есть, а проблема всё равно возникла. По общим правилам закона, в случае обнаружения в товаре недостатков, покупатель вправе по своему выбору потребовать замены на товар этой же или другой модели (с перерасчетом суммы), уменьшения цены, устранения недостатков или возмещение расходов на их устранение, а также может отказаться от товара в принципе и потребовать возврата уплаченной суммы. В последнем случае сразу надо отметить, что продавец вправе потребовать вернуть ему товар, но если тот весит больше 5 килограмм, то он обязан вывести его своими силами и за свой счёт. Указанные претензии могут быть предъявлены в течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены, то в пределах двух лет со дня покупки. Кстати, для сезонных товаров, например, обуви и одежды этот срок начинает действовать с момента наступления соответствующего периода. Наконец, стоит отметить, что потребитель сам определяет к кому обращаться в случае обнаружения брака: продавцу,уполномоченному на принятие претензий лицу, изготовителю или даже импортеру, но потребовать возврат денег можно только у первых двух.

Ещё стоит отметить, что гарантийный срок по факту может быть меньше двух лет. Но, во-первых, как я уже написал, у покупателя в любом случае есть право обратиться с претензиями в течение двух лет - это обязательное условие, установленное законом.  а, во-вторых, продавец не имеет права ставить срок меньший, чем установлен производителем. Вот, например, большинство производителей компьютерных комплектующих на территории РФ ограничиваются 12 месяцами и некоторые магазины могут давать расширенную на два года или более, 6 месяцев они поставить не могут. Кстати, давайте немного про эту самую дополнительную гарантию. Законом она не запрещена, но идти она должна именно сверх базового гарантийного срока. То есть, сначала проходят те самые 12 месяцев на видеокарту и затем уже включаются альтернативные условия магазина. Также стоит обратить внимание на условия такого предложения: что именно продавец обязуется сделать. Возможно, он предусмотрел очень хитрую схему, при которой чтобы получить своё, нужно выполнить очень сложные условия.

В случае замены товара на ровно тот же, что-либо доплатить от вас продавец права не имеет, а вот если такого товара в наличии нет и вы просите аналогичный, то цена определяется на основании разницы между текущей стоимостью старого и нового товаров (если товар уже в принципе нигде не продается, это может создать определенные проблемы). Соответственно, в этом случае либо вам придется доплатить, либо магазину вернуть часть денег. А вот если Вы требуете вернуть деньги за товар, то можете уже сами определиться что выгоднее: если на момент возврата он стоит дороже, то можно потребовать текущую стоимость, а если дешевле - деньги в том размере, которые вы оплатили изначально. Стоит также отметить, что магазин имеет право забрать возвращаемый товар на экспертизу в целях определения причины наступления неисправности. В этом случае ответственное лицо (как правило директор магазина) должны выдать вам расписку о принятии товара. Забирать у вас чек и требовать оплаты каких-либо расходов он при этом права не имеет. В случае если экспертиза укажет на вашу вину или независящие от продавца и производителя обстоятельства, продавец может потребовать оплаты своих расходов - в этом случае решить вопрос можно будет только через суд и, соответственно, судебную экспертизу.

Сходу у этого правило есть исключение: технически сложные товары, перечень которых установлен Постановлением № 924. В этих случаях требования о замене или возврате можно предъявить только в течение 15 дней с момента покупки. А в случае обнаружения недостатков в более поздний срок, это можно сделать только при обнаружении существенного недостатка товара или невозможности использовать товар более 30 дней дней за весь период (не обязательно подряд) вследствие устранения его недостатков по гарантийному ремонту.

В общем, нужно разделять недостатки как таковые и нарушение гарантийных обязательств продавца. В целом эти условия идут вместе, но и тут есть нюансы. Во-первых, давайте вообще поговорим о сроках обязательств продавца. Их есть три вида: срок годности, срок службы и гарантийный срок. Первый как правило устанавливается на продовольственные товары, лекарства и некоторые другие товары. Этот срок начинает действовать с момента изготовления продукта. Срок службы - это по сути срок использования товара с момента его покупки, то есть производитель предполагает, что в течение этого срока товар будет сохранять свои качества в случае его адекватного использования. Он нам как потребителю интересен в том ключе, что при обнаружении существенного недостатка продукции в течение срока службы (или в течение десяти лет со дня покупки, если срок не установлен), мы вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков. Очень часто бывает, что на простую продукцию гарантийный срок не устанавливается в принципе, а вот срок службы есть всегда. Ну и, наконец, гарантийный срок: в течение этого срока производитель обещает выполнять свои обязательства, включающие в том числе любой ремонт, либо доработки, если они недостатки возникли по вине производителя.

Интересный нюанс: при исправлении недостатков товаров длительного пользования, то есть срок жизни которых составляет более 3 лет, продавец обязан временно предоставить замену, обладающую такими же основными потребительскими свойствами, но в силу Постановления №2463, это правило не работает в отношении автомобилей и мотоциклов, электроприборов, используемых как предметы туалета или в медицинских целях, мебели и некоторых других товаров. Ну и понятие замены - оно, знаете, довольно относительное. Вы, грубо говоря, владелец сломанного айфона последнего поколения, а на замену вам дают дешевую звонилку.

Собственно, про ремонт и обслуживание. Здесь сразу надо разграничить два этих понятия. Ремонт - это именно исправление неисправностей, возникших по вине производителя. Обслуживание - это плановое обеспечение товара, необходимое для сохранения его потребительских свойств. Если обслуживание предусмотрено производителем как обязательное, например, в случае с автомобилем, то отказ от него потребителя может привести к аннулированию гарантии на такой товар, но только если продавец докажет, что поломка возникла именно в силу отсутствия такого обслуживания. Такие условия должны быть прямо прописаны в документации к продукции. Но и сам продавец в таком разе не вправе отказать покупателю в осуществлении обслуживания. Ещё стоит отметить такую деталь: в случае замены неисправных комплектующих устройства, гарантия на них ограничивается исходным сроком гарантии. Например, вы купили компьютер, в котором стоит видеокарта с гарантией на три года. Если эта видеокарта сгорит через два года, то на замененную гарантия будет распространяться только один год (зато у вас будет новая видеокарта). Это правило не работает в отношении технического обслуживания - там на каждый замененный элемент гарантия начинает течь с нуля.

Сроки реакции продавца определяются характером требований покупателя и отсчитываются с момента предъявления претензии

  • На исправление недостатков отводится 45 дней
  • На замену отводится 7 дней если продавец не намерен проводить экспертизу и 20, если он ее проводит. А если нужного товара временно нет в наличии - в течение месяца
  • Все остальные требования, в том числе возврат денег, выполняются в течение 10 дней

Ну и, наконец, самое полезное: давайте поговорим о том, что именно стоит делать покупателю, если он обнаружил недостаток товара и хочет себя максимально обезопасить от неправомерных действий продавца и иных лиц:

  1. Всегда пишите претензии по своей форме, максимально детально излагая всю ситуацию. Заполнить форму продавца тоже можно, но сделайте в ней пометку о том, что Ваши доводы изложены в отдельной претензии, а всё, что не соответствует им просто вычеркивайте.
  2. В претензии описывайте характер неисправности в том виде, в каком её представляете вы.
  3. Требуйте от продавца поставить отметку на втором экземпляре претензии о её принятии.
  4. Перед возвратом осуществляйте фотофиксацию товара с демонстрацией недостатка, а также общим состоянием товара. Это поможет вам избежать недобросовестных личностей, желающих намеренно испортить товар и сделать вид, что он таким к ним пришел.
  5. В своей претензии можно указать, что хотите присутствовать во время проведения экспертизы (напоминаю, у вас есть такое право). Если продавец указанное требование проигнорирует, то это будет хорошим доводом для суда. Если же он пригласит Вас в какое-нибудь Гадюкино в 500 км от города, то Вы всегда можете отказаться, если решите, что ваше время ценнее.
  6. Довольно частый случай: сдаёте продавцу неисправный телефон, а назад получаете заключение, что всё с ним нормально. В этом случае, как и в отношении другой техники, стоит попробовать обратиться к представителю производителя, очень часто он к таким ситуациям относится адекватнее. Если это невозможно или производитель тоже лажает, остаётся только вариант с независимой или судебной экспертизой.
  7. Выбор к кому обратиться с претензией - законное право покупателя. Продавец не вправе направлять его к производителю, а производитель к покупателю, если требования соответствуют закону.
  8. Не ремонтируйте технику на гарантии в сторонних конторках, даже если на своём сайте они уверяют в своей легальности и “офецеальном портнерстве”. Скорее всего, это разводилы, которые в лучшем случае потребуют с вас денег за диагностику.

В следующий раз, пожалуй, поговорим об интернет-торговле.

Обсудить: https://www.kapi.bar/post/gl-zaschita-prav-potrebitelei-chast-1