Журналистка, больше 10 лет работавшая на российском ТВ, после начала СВО сбежала из страны и стала одним из главных рупоров «эмигрантской правды». Что стало с ней после признания иноагентом и где она сейчас?
Катерина Гордеева* стала известна ещё в нулевые: как режиссёр-документалист она работала на федеральном ТВ. Однако сегодня журналистку с Родиной кроме языка будто ничего не связывает.
В 2022 году Гордеева* сбежала из России, осудив СВО, и стала одной из главных «звёзд» российской эмиграции – одной из немногих, кто не растворился, напоминая о себе только скандалами, а продолжает делать продукт, который смотрят, хоть аудитория, в основном, представлена «политически-правильной» прослойкой.
С чего начала Катя Гордеева* и как пришла к статусу «голоса русской боли» к своему 46-му дню рождения, который отмечает сегодня, 23 марта?
В тылу «врага»
Родившаяся в Ростовской области Гордеева* первые шаги в журналистике сделала ещё когда училась в школе. Изначально Катерина собиралась стать врачом и грезила именно этой профессией: так она попала в Институт акушерства и педиатрии Ростова-на-Дону в возрасте 13 лет, где насмотрелась на то, как медсёстры обращались с новорождёнными-отказниками. Это стало темой её первого журналистского материала – репортажа в газете «Вечерний Ростов», вышедшей через пару лет после её практики, в 1991 году.
Тогда же, в 90-е, Катерина, имея возможность, уехала в Париж, где училась, но недолго. В Россию она вернулась в 1994-м. Поступила в ростовский вуз, но её заметили в Москве, и журналистка перебралась в столицу. Гордеева* бралась за самые болезненные и неприглядные истории, сотрудничая с федеральными каналами: например, ОРТ и ТВЦ.
Дольше всего, 9 лет, Гордеева* проработала на НТВ, куда её пригласил другой иноагент Алексей Пивоваров. С телеканала она ушла в 2012-м после скандалов в тогдашней редакции: часть решительно выступила против того, чтобы «мочить» выходящую на митинги оппозицию.
Без работы она не осталась – «заживо репрессированная» Катерина Гордеева* продолжала выпускать фильмы, сотрудничать с крупными информационными порталами, например, делала совместный проект с «РИА Новости», и говорить, что хочет. Так, в 2013 году был большой скандал из-за её поста в соцсети, где она выступила за права сексуальных меньшинств.
Иногда даже кажется, что Катерина – пример профдеформации, возникающей от постоянной работы с «негативной» повесткой. В России у Гордеевой* были и работа, и профессиональное признание (как минимум звание «лучшего интервьюера России» от Алексея Венедиктова* и ТЭФИ в 2019-м). При этом вокруг, по её мнению, всегда оставалась «страна-мясорубка». О чём журналистка говорила с другим иноагентом, Юрием Дудём, который задал вопрос, как Катерина относится к такому наименованию.
— С пониманием отношусь. Я думаю, что это похоже на правду. Это как-то больно сказать: «Да, это так», — получается, мы все живём в стране-мясорубке. И вот тут вопрос — этой ногой встанешь, она тебя засосёт. Ты можешь даже и не вставать, она сама тебя засосёт, — описывала Гордеева* ужасы российского бытия.
Интервью это вышло ещё до начала СВО, в 2021 году. Примерно через год после того, как журналистка запустила ныне одно из самых популярных у релокантов шоу «Скажи Гордеевой».
«Украденная» в Петербурге любовь
Стоит отметить, что ещё до обвинений в «предательстве» из-за побега и реплик Катерину критиковали из-за её личной жизни. С одной стороны – она многодетная мама. Причём первого ребёнка, девочку, Гордеева решила удочерить, когда ещё не была в долгих отношениях и в процессе выяснила, что сама беременна. В итоге она стала мамой-одиночкой двоих. В 2014-м она вышла замуж и сейчас в семье воспитывают уже четверых детей.
Но есть и другая сторона. Пара познакомилась в 2013 году в Петербурге, когда избранник Гордеевой, журналист Николай Солодников, уже состоял в браке и воспитывал с тогдашней супругой совместного ребёнка.
— У меня была прекрасная жена, чудесный человек. Но так бывает, что ты встречаешь другого, и эта любовь не предполагает других вариантов. Твоя жизнь делает поворот и уходит в другую сторону. Понимаю, что причинил боль супруге, эта боль во многом незаслуженная, но ничего не мог исправить, — признавался Солодников в одном из интервью.
Сейчас он с прошлой семьёй не общается, особенно после того как они с Катериной* перебрались в Ригу.
«Голос русской боли»
После отъезда Гордеева* стала «рупором релокантов», чей youtube-канал превратился в «вестник еженедельного русского стыда» — по тому же пути пошёл и коллега Дудь*. Одна из главных журналистских работ Катерины после отъезда — фильм «Человек и война», где подробно представлена украинская позиция по поводу конфликта вперемешку с конечно же чудовищными историями пострадавших. Статус иноагента ей присвоили через пару месяцев после выхода картины.
Примерно в той же интонации и её книга «Унеси ты мое горе» о судьбах тех, кто оказался в зоне СВО или вблизи её, где, в основном, описаны тяготы беженцев, которые несомненно существуют — и беженцы, и проблемы. Произведение вышло в 2023-м, а 8 марта его выложили в открытый доступ. Если суммировать эмоциональный посыл: страдать и каяться, потом платить, любить украинцев и снова каяться.
Справедливости ради нужно сказать, что Катерина готова общаться и со сторонниками СВО, даже с теми, кто не верят в инопланетян или рептилоидов. Например, на диалог с ней согласился режиссёр Эдуард Бояков.
Всё же основной лейтмотив понять можно по реакции. Буквально в прошлом феврале за беседу с Гордеевой* 10 суток ареста по статье о «разжигании ненависти» в отношении социальной группы «врачи, разделяющие ценности российского общества», получил блогер и медик Сергей Бутрий. В материалах суда была в числе прочего упомянута фраза «хочешь стать хорошим русским — полежи в гробу». Когда арест закончился, врач-педиатр покинул Россию.
Гордеева* заняла нишу не слишком конкурентной среды «контента для хороших русских» и поддерживает Украину, а не бывшую Родину. Тяжело говорить о некой «нейтральности», учитывая общий тон. Проявляется это даже в мелочах. Например, если вспомнить её последнюю книгу, там отдельно «фигурно» выводится всё «особо украинское». Так, даже бабушка Катерины естественно влюбила в себя её дедушку именно стихами Шевченко.
В упомянутом интервью с Дудём*, ещё в 2021-м, Катерина так отвечала на вопрос, изменится ли что-то в России так, чтобы Гордееву* всё устроило.
— Я — пессимист. Я считаю, что нет. Но мы здесь живём, мы любим Россию, мы в ней работаем, делаем всё, чтобы жить стало лучше, — ответила она тогда.
Учитывая всё сделанное и сказанное с тех пор, эти её слова можно переворачивать: ни живём, ни работаем, ни делаем и, видимо, ни любим. Катерина же, при всех своих неоспоримых профессиональных талантах, по сути, стала идеальным примером «хорошей русской». Бесконечные стыд и боль с последующей эмиграцией — обязательные условия — присутствуют, да и вообще, не «русская», а потомок «немецких дворян и правнучки раввина украинского еврейского местечка».
В этом Катерина* действительно в полном смысле «голос русской боли» — только боль в том, что огромный пласт сограждан, как бы к ним кто не относился, настолько преисполнились в «единственно верной» картине мира, что готовы были отказаться и от родного дома, и от семей, и, в конце концов, от национальной идентичности, лишь бы не стать плохими для «коллективного Запада». Начался процесс этой сепарации, которой Гордеева* способствовала, задолго до СВО.
*признаны иноагентами