Прежде чем перейти к содержательной части, нужно отметить, что я не сторонник разводить панику по вопросам болезней растений.
Однако суровая реальность такова, что перед глазами сейчас повсюду предстают больные леса, инфекции и вредители постоянно появляются в саду и норовят пожрать очередного питомца, поэтому в целом за повесткой, связанной с болячками и борьбой с ними, я стараюсь следить.
И вот сижу я как-то зимой глазею на лиственницы в европейских каталогах, читаю, что про них известно и тут попадается мне преинтереснейшая публикация...
Автор - главное управление лесничества Шотландии - предостерегает от нового заболевания, которое активно распространяется в их лесах, и призывает проявлять бдительность и информировать о любых подозрительных случаях. Виновник и предмет беспокойства - одна из разновидностей фитофторы.
Ну и пень бы с ней с этой фитофторой - каждый год ее гоняем с туй и будем гонять, пока Земля с пути не свернет. Я на своем опыте уже успела убедиться, что фитофторой или чем-то на нее похожим болеют не только лиственные - нечто подобное в последние пару лет гложет мою взрослую лиственницу. В целом это не смертельно, хоть и неприятно, как мне казалось, поэтому паники по поводу фитофторы я не поняла. А потом как поняла...
Мне стало любопытно почитать дальше, а там становилось все интереснее...
Если коротко, то в наших краях мы имеем дело как правило с Phytophthora infestans. Но фитофтор на свете много и постепенно становится все больше. И вот некоторое время назад в обиход ботаников и любителей растений в Америке и Европе вошла болезнь с оптимистичным названием Синдром Внезапной Смерти Лиственниц (SLDS, sudden larch death syndrom).
Виновником этой самой внезапной смерти является патоген Phytophthora ramorum. Да-да, это разновидность нашей родной заразы, которую многие (и автор в их числе) считают если не безобидной, то уж точно не фатальной, особенно для хвойных.
Но мир не стоит на месте и в атлантистском ботаническом мире последние несколько лет царит всеобщее беспокойство относительно новой заразы, которая губит лесные массивы и местами перекидывается на питомники и культурные насаждения.
Немного истории
Упоминания о поражении Phytophthora ramorum начинаются с 2000х годов. В европейских странах она поначалу поражала лиственные кустарники - калины и рододендроны. Последние, заметьте, совсем не лесные растения и культивируются в основном в культуре, то есть в садах и питомниках.
В это же самое время начались проблемы за океаном - в Орегоне и Калифорнии случилось массовое поражение так называемым синдромом внезапной смерти дуба - и виной тому все та же фитофтора Р. Проблема тут уже не кажется раздутой: если посмотреть на разорительные последствия активности болячки в американских лесах, становится не по себе:
Позднее зараза была обнаружена в Британии и поразила уже в том числе культурные насаждения лиственниц - тогда видимо и появилось официальное название болезни SLDS.
Вот такая печальная статистика в качестве иллюстрации, взято отсюда:
Заражение японской лиственницы было подтверждено на 68 плантациях на юго-западе Англии. Плантации лиственницы с аналогичными симптомами были также обнаружены в Южном Уэльсе ... В целом, по оценкам, в Соединенном Королевстве пострадало 600 000 зрелых лиственниц на площади более 2400 га и большое количество молодых растений ... Это первое настолько массовое и смертельное повреждение, причиненное P. ramorum хвойным растениям и первый случай массового вымирания в питомниках.
По итогам 10 лет наблюдений в разных странах западные ботаники констатируют такую картину:
В настоящее время известно, что P. ramorum заражает не менее 150 видов растений из 75 родов (Elliott et al. 2018), что делает его одним из самых разрушительных новых лесных патогенов.
В европейских питомниках, в частности в Германии и Нидердандах, неоднократно вводились карантинные меры из-за поражения новой фитофторой.
В середине 2000х годов череда неприятностей произошла в Бельгии, где одновременно вспыхнуло два очага заболевания - все в питомниках растений в разных уголках страны. Поражение настигло рододендроны и калины.
В 2017 году во Франции местное агроминистерство впервые зафиксировало вспышку патогена на лиственницах кемпфера:
В итоге ряд азиатских стран даже приняли документы, запрещающие ввоз растений из Европы и США, поскольку фитофтора-убийца оказалась слишком опасной и экспансивной.
Под запрет попала продукция из таких стран/регионов как: Бельгия, Великобритания, Дания, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Калифорния, Флорида, Джорджия, Орегон и Вашингтон.
Какое нам, спрашивается, дело до того, что у них там в Европах болеют леса?
А дело очень большое. Во-первых, деревья, пташки, зайчики и вообще биосфера не занимаются геополитикой, а потому составляют единое пространство с нами. Но главная причина в том, что весь наш посадочный материал происходит именно оттуда. А значит, покупая лиственницу или калину или дуб или рододендрон из Европы мы можем случайно вместе с ни приобрести и ту самую фитофтору.
Это чревато не только тем, что конкретная лиственница/дуб/не важно кто быстро прикажет долго жить, но и тем, что соседние растения в саду тоже окажутся под угрозой. Не мне вам рассказывать, как резво фитофтора распространяется на окрестные насаждения, я могу подтвердить, что делает она это быстро и легко.
Этим текстом я отнюдь не призываю бойкотировать Европы: именно благодаря им появилась моя небольшая коллекция елок. Но раз такое дело, нужно держать ушки на макушке...
Мне уже случалось получать зараженные чем-то растения - в прошлом году прислали ель, пораженную каким-то грибковым заболеванием. У других любителей колючих также бывали подобные казусы. В связи с этим давайте разбираться дальше.
Какие растения поражает Phytophthora ramorum?
Список, который мне удалось сформировать на основе открытых источников, впечатляет. Как я понимаю, заболеванию подвержены целые виды и рода, внутри которых не стоит ожидать резистентных сортов. Полной картины у меня нет, но примерная сводка приведена ниже.
Потенциальные жертвы, для которых уже имеются подтвержденные случаи заболеваний:
- дуб
- бук
- падуб
- магнолия, которая из-за своей реликтовости вообще многими заявлена как ничем не болеющая
- голубика
- лиственницы
- ель Ситхинская
- береза
- тсуга западная
- псевдотсуга
- рододендрон
- пихта благородная
- тис ягодный и средний
- кедр
- клен ложноплатановый
- калина
Как видно из перечня, патогену подвержены очень разные культуры. Однако насколько смертельной является новая фитофтора-убийца для каждого из перечисленных растений, - не совсем понятно. Совершенно точно известно, что она может быстро и неотвратимо убить дубы и лиственницы.
Как распознать?
Среди лиственных растений пока сильнее всего от гадости пострадали дубы. Есть даже специальный сайт, на котором подробно разбираются симптомы и все подробности болезни на основе печального опыта в США. Но нас больше интересуют хвойные растения, а именно наиболее уязвимые лиственницы.
Лиственница может заразиться и погибнуть на любом этапе жизни, причем по некоторым источникам, по мере взросления вероятность погибнуть от синдрома внезапной смерти у лиственниц только увеличивается.
Первыми симптомами болезни могут быть отмирание кроны и преждевременное побурение хвои.
Но не это убивает листопадное растение. Помимо повреждений хвои на ветвях и стволе образуются язвы, из которых выделяется смола. Именно эти повреждения наносят дереву летальный ущерб.
Вот так выглядит взрослая лиственница, погибшая во время эпидемии в Ирландии:
В уязвимость лиственниц перед новым патогеном я верю очень охотно. Вот уже несколько лет обычная подмосковная фитофтора (а я предполагаю именно ее) терзает моего взрослого Стиф Випера. К августу он теряет часть хвои и выглядит облысевшим. Вывести гадость не получается, больные ветви понемногу обрезаю и обрабатываю оставшиеся. Жизни растения пока как будто это не угрожает, но вид в конце лета портит изрядно:
Если взрослое растение так уязвимо перед относительно беззубой московской фитофторой, то новый патоген вполне способен его убить.
И что же с этим делать?
Надеяться, чтобы вам не досталось зараженное растение, потому что убить указанный патоген фитофторы пока не способен ни один известный препарат. Так во всяком случае дела обстояли в районе 2018 года по мнению европейских лесовиков.
Ботаники и лесхозы в один голос советуют моментально уничтожить растение, которое показывает признаки заболевания.
Так-то оно так, но вы пробовали взять и сжечь живой саженец лиственницы за одну непонятную сухую ветку? Я нет. И не буду, потому что я на это в принципе не способна: а вдруг там не фитофтора а просто ветку прищемило?
Но нужно понимать, что в период поступления разных новых саженцев в сад риски возрастают, а значит возрастает необходимость в профилактике. Что действительно можно сделать:
- Обязательно регулярно обрабатывать уже имеющиеся растения от болезней хорошими мощными фунгицидами. При наличии непонятных повреждений - обрабатывать вдвое чаще и выбирать максимально разнообразные и сильные препараты.
- Обрабатывать вновь приехавшие растения даже если они выглядят хорошо.
- При наличии повреждений непонятного происхождения - удалить поврежденные части, желательно сжечь их, а не просто выбросить. Зараза производит миллионы спор, поэтому выбрасывание только поможет ей завоевать новые территории.
- Все подозрительное держать в отдельном изолированном месте подальше от здорового
Важно понимать, что неспособность современных фунгицидов спасти целый лес в Калифорнии или Шотландии не означает, что они полностью бесполезны на уровне 10 растений одного конкретного подмосковного сада. Все-таки обработка с самолета гигантского лесного массива так себе эффективна в любом случае. Поэтому я лично верю в то, что профилактика на уровне скромного дачника не бесполезна.
Резюмируя, повторю основную мысль. Так как многие из нас покупают разные интересные растения, для каждого из нас существует небольшой риск получить в подарок патоген. Так как это не просто болячка, а весьма себе летальная и к тому же заразная штука, да к тому же она не обошла стороной европейские питомники растений, следует принять какие-никакие меры предосторожности в пределах возможного в своих садах.
За состоянием новых саженцев важно присматривать и проводить обработки надежными препаратами. Я для этого назаказывала из той же Европы самых вроде как мощных и современных химикатов.
Если вы заказываете растения из группы риска, важно обрабатывать и их, и все окружение. Все поврежденные части растений сразу же удалять и уничтожать. Растения своего сада, уязвимые перед заразой, по возможности держать подальше от нового саженца, если он внушает подозрения. В нашем случае важно помнить, что из всех хвойных наиболее уязвимы именно лиственницы. Если вы приобретаете любой вид - европейскую, японскую, американскую - присматривайте за ней.
Сильно параноить из-за патогена тем не менее не стоит. В Подмосковье леса тоже местами очень больные, только у нас никто об этом не парится, и в Таймс об этом не напишут. Чем они там болеют, и насколько это опасно - никто не знает. Но все мы как-то тут живем, и сады наши растут. Поэтому возьмите 50 грамм здоровой бдительности, добавьте 50 грамм здорового пофигизма, заешьте все это колбасой и попшикайте сад от болезней лишний раз. Вот и рецепт садового благополучия.
З.Ы. А ту лиственницу, которую я рассматривала, когда наткнулась на всю эту информацию, я все равно купила. Вот такую:
З.З.Ы. и пока мы тут все про елочки, в большом внешнем мире происходит очередная дичь. Надеюсь, все живы и здоровы и что худшее позади.