Иногда сигара - это просто сигара. Эту фразу приписывают Зигмунду Фрейду, австрийскому психиатру и неврологу, основавшему психоанализ.
Ирония заключается в том, что по Фрейду, курение говорит об оральной фиксации, которая также может проявляться в любви к ор*льному се*су, а сам Фрейд при этом был заядлым курильщиком.
Впрочем, нет никаких подтверждений тому, что он пытался как-то оправдать своё пристрастие. Скорей всего, цитата про сигару ему не принадлежит. Кроме того, теория Фрейда гораздо многограннее. В свое время его концепция была революционной и оказала значительное влияние на психологию, медицину, и даже философию, хотя на сегодняшний день немного устарела.
Сейчас на смену Фрейдизму пришли новые психоаналитические концепции однако, основы, которые заложил Фрейд значимы до сих пор. Современные психоаналитики (дочь Фрейда - Анна Фрейд, Жак Лакан, Нэнси Мак-Вильямс и др.) возвращаются к его работам и по новому интерпретируют, а многие направления психологии имеют свои корни в теории Фрейда.
О чем же он писал и почему сигара - это не просто сигара, и что значит "оговорка по Фрейду."
Давайте в этом разберёмся.
Самая громкая работа Фрейда была связана с исследованием истерии. Этот диагноз появился ещё в древней Греции и назывался также "бешенство матки", то есть мужская истерия считалась невозможной. Это было именно женское расстройство поведения.
В конце 19 века этот диагноз был особенно распространен, а его симптоматика была довольно многообразной: от обморока до нервного срыва, парализации, либо истерической дуги. Лечилась истерия различными методами, в том числе массажем г*ниталий и гипнозом. Сейчас этот термин признан устаревшим, но в то время, открытия, которые сделал Фрейд на материале этого расстройства, были действительно новаторскими.
Он заключил, что истерия развивается из-за подавления сексуального желания, так же он сделал выводы и о том, что она свойственна не только женщинам, а так же мужчинам и даже детям.
Его исследования стали революцией в мире психологии. Именно отсюда и берет начало психоанализ.
Фрейд изучал, как развитие ребёнка влияет на характер, неврозы и жизненные трудности, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте. Он описал 5 стадий психосексуального развития.
Первая стадия - оральная.
Она начинается с рождения и заканчивается, примерно, в возрасте одного года (0-1 год).
Эта стадия заключается в фиксации на ощущениях в оральной зоне. Дело в том, что по мнению Фрейда в период кормления грудью, рот становится для ребенка эрогенной зоной. То есть, зоной приносящей удовольствие. И если с грудным кормлением возникают какие-то проблемы, то у человека остаётся фиксация на этой зоне.
И из-за этого появляются некоторые пагубные привычки, например: переедание, курение, кусание ногтей.
По этой же причине, человек может испытывать особенное пристрастие к о*альному сексу.
Вторая стадия - анальная.
Она начинается сразу после первой стадии и заканчивается примерно в 3 года (1-3 года).
Тут происходит фиксация на ан*альном отверстии. Ребёнок получает удовольствие от процесса испражнения и это связано с приучением к горшку, когда родители делают это правильно - поддерживают и хвалят ребёнка, то фиксация не закрепляется. В противном случае, у человека может сложиться один из двух типов привязанности - анально-выталкивающий или анально-удерживающий.
- Первый тип (анально-выталкивающий) формируется, если родители чрезмерно строгие и ругают ребёнка, если он не вытерпел и не успел сходить в туалет. Люди с таким складом личности вырастают импульсивными, у них могут появляться садистические наклонности.
- Второй тип (анально-удерживаюий) формируется, если родители ведут себя негибко, настаивая, чтобы ребёнок сходил на горшок даже, когда он не хочет. В таком случае, во взрослом возрасте, будут явно прослеживаться черты упрямства и скупости.
Третья стадия - фаллическая.
Она продолжается с 3 до 6 лет.
У детей в этом возрасте появляется интерес к гениталиям. Они могут рассматривать свои п*ловые органы, интересоваться, откуда берутся дети и начать м*стурбировать.
Так же эта стадия отличается развитием Эдипова комплекса у мальчиков, и комплекса Электры у девочек.
Если кратко, суть этих комплексов заключается в особом расположении ребенка к родителю противоположного пола (хочу замуж за папу/ женюсь на маме) и в негативном, и даже агрессивном отношении к родителю своего пола - все это происходит из-за ревности и соперничества. В дальнейшем девочка начинает себя идентифицировать с мамой, а мальчик с папой.
По Фрейду, от родителя своего пола, ребёнок перенимает модель поведения. У мужчин фиксация на этой стадии проявляется в стремлении завоевывать женщин и в агрессивном поведении, женщина же становится склонной к флирту и беспорядочным половым связям.
В итоге, по мнению Фрейда, именно проблемы на этой стадии ведут к импотенции и фригидности.
4 стадия - латентная.
Она длиться с 6 до 12 лет.
Как правило, для этой стадии характерно отсутствии каких-либо сексуальных желаний. Дети в этот период получают удовольствие от своих достижений в учебе и осваивают навыки социального контакта, формируя дружеские отношения с другими. Если же в этом возрасте ребёнок переживает множество неудач, то у него могут сформироваться неуверенность в себе и комплекс неполноценности.
5 стадия - генитальная.
Эта стадия начинается в пубертатный период и завершается с окончанием полового созревания (в среднем период бурного полового созревания 12 - 18 лет).
По мнению Фрейда, в раннем подростковом возрасте, каждый ребенок переживает гомосексуальный период, когда он испытывает влечение, в основном, к людям своего пола. Это выражается в общении и дружбе, а иногда и в играх с*ксуального характера.
Однако, в дальнейшем либидозная, то есть с*ксуальная энергия, фокусируется на противоположном поле.
По завершению этой стадии, мы приобретаем способность к любви и открытым гармоничным отношениям.
Если же человек фиксируется на этой стадии, он зацикливается на сексуальной жизни и становится неспособен к отношениям, и особенно сложно для него бывает выстроить отношения с противоположным полом.
Фрейд не только первым заговорил о развитии либидо, но так же сформулировал теорию о структуре психике, которой до сих пор пользуются многие психоаналитики.
По мнению Фрейда наша психика состоит из трех структур:
- Подсознание (Ид)
- Предсознание(Супер-Эго)
- Сознание (Эго)
1. Ид - бессознательная часть психики. Рождается вместе с ребёнком, в ней заключены главные инстинкты человека - Эрос и Танатос, то есть инстинкты жизни и смерти.
Современные ученые считают, что у человека нет инстинктов, поэтому сегодня в психоанализе используют такое понятие, как влечение.
Эрос - сексуальное влечение, желание продолжения рода.
Танатос - деструктивное влечение, которое толкает нас к саморазрушению.
Так же в бессознательном прячутся наши истинные, скрытые от сознания желания, которые часто связаны именно с влечениями, описанными Фрейдом.
Мы не осознаем это, но именно бессознательное, управляет нашим поведением.
2. Следующая структура - это супер-эго. Она является отражением всех социальных норм и правил, которые мы усваиваем.
Именно супер-эго служит неким фильтром для всех наших желаний. В отличии от бессознательного, эта структура, развивается вместе с нами по мере взросления.
3. Эго - это и есть сам человек и его проявления.
Как считал Фрейд, изначально эго находится под контролем бессознательного. Именно так Фрейд объяснял эгоистичность и капризность детей. По мере развития супер-эго поведения меняется, ребёнок адаптируется в обществе.
Концепцией бессознательного многие специалисты пользуются до сих пор, работа современного психоаналитика заключается в том, чтобы помочь осознать, вытесненные желания и влечения и удовлетворить потребности, скрытые в бессознательном.
Методы психоанализа
Для того, чтобы работать с бессознательным Фрейд разработал специфические методы, он использовал 2 основные техники. Первая - это метод свободных ассоциаций, так называемые, оговорки по Фрейду, связаны именно с этим методом.
Свободные ассоциации это высказывания, основанные на произвольном изложении мыслей на любую тему. Именно они и являются сигналом о наличии потребностей и фантазий, скрытых от нашего сознания. Метод заключается в том, что клиент свободно говорит на любую тему, при этом он должен следовать потоку мыслей, не думая о стыде и страхе. В дальнейшем он, вместе с психоаналитиком, разбирает свой рассказ и ищет в нем вытесненные желания. По мнению Фрейда, мы ничего не говорим случайно, поэтому в наших словах, можно найти то, что скрыто в бессознательном.
Вторая техника - толкование сновидений. Фрейд писал, что наши воспоминания о сновидении - это лишь фасад, за которым скрывается его истинное значение. Он разделял явное содержание сновидения и скрытые мысли, которые в нем содержаться - именно этим и занимаются психоаналитики, анализируя сны клиентов: ищут истинный смысл в посланиях, которые бессознательное передает нам через сновидения.
И хотя сегодня фрейдизм во многом считается устаревшей концепцией, основы психоанализа Фрейда до сих пор остаются базой для многих современных психологических школ.
#фрейдизм #неофрейдизм