Найти в Дзене

Иногда сигара - это просто сигара. Теория Фрейда за 10 минут.

Иногда сигара - это просто сигара. Эту фразу приписывают Зигмунду Фрейду, австрийскому психиатру и неврологу, основавшему психоанализ. Ирония заключается в том, что по Фрейду, курение говорит об оральной фиксации, которая также может проявляться в любви к ор*льному се*су, а сам Фрейд при этом был заядлым курильщиком. Впрочем, нет никаких подтверждений тому, что он пытался как-то оправдать своё пристрастие. Скорей всего, цитата про сигару ему не принадлежит. Кроме того, теория Фрейда гораздо многограннее. В свое время его концепция была революционной и оказала значительное влияние на психологию, медицину, и даже философию, хотя на сегодняшний день немного устарела. Сейчас на смену Фрейдизму пришли новые психоаналитические концепции однако, основы, которые заложил Фрейд значимы до сих пор. Современные психоаналитики (дочь Фрейда - Анна Фрейд, Жак Лакан, Нэнси Мак-Вильямс и др.) возвращаются к его работам и по новому интерпретируют, а многие направления психологии имеют свои корни в т
Оглавление

Иногда сигара - это просто сигара. Эту фразу приписывают Зигмунду Фрейду, австрийскому психиатру и неврологу, основавшему психоанализ.

Ирония заключается в том, что по Фрейду, курение говорит об оральной фиксации, которая также может проявляться в любви к ор*льному се*су, а сам Фрейд при этом был заядлым курильщиком.

Впрочем, нет никаких подтверждений тому, что он пытался как-то оправдать своё пристрастие. Скорей всего, цитата про сигару ему не принадлежит. Кроме того, теория Фрейда гораздо многограннее. В свое время его концепция была революционной и оказала значительное влияние на психологию, медицину, и даже философию, хотя на сегодняшний день немного устарела.

Сейчас на смену Фрейдизму пришли новые психоаналитические концепции однако, основы, которые заложил Фрейд значимы до сих пор. Современные психоаналитики (дочь Фрейда - Анна Фрейд, Жак Лакан, Нэнси Мак-Вильямс и др.) возвращаются к его работам и по новому интерпретируют, а многие направления психологии имеют свои корни в теории Фрейда.

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд

О чем же он писал и почему сигара - это не просто сигара, и что значит "оговорка по Фрейду."

Давайте в этом разберёмся.

Самая громкая работа Фрейда была связана с исследованием истерии. Этот диагноз появился ещё в древней Греции и назывался также "бешенство матки", то есть мужская истерия считалась невозможной. Это было именно женское расстройство поведения.

В конце 19 века этот диагноз был особенно распространен, а его симптоматика была довольно многообразной: от обморока до нервного срыва, парализации, либо истерической дуги. Лечилась истерия различными методами, в том числе массажем г*ниталий и гипнозом. Сейчас этот термин признан устаревшим, но в то время, открытия, которые сделал Фрейд на материале этого расстройства, были действительно новаторскими.

Он заключил, что истерия развивается из-за подавления сексуального желания, так же он сделал выводы и о том, что она свойственна не только женщинам, а так же мужчинам и даже детям.

Его исследования стали революцией в мире психологии. Именно отсюда и берет начало психоанализ.

Фрейд изучал, как развитие ребёнка влияет на характер, неврозы и жизненные трудности, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте. Он описал 5 стадий психосексуального развития.

Первая стадия - оральная.

Она начинается с рождения и заканчивается, примерно, в возрасте одного года (0-1 год).

Эта стадия заключается в фиксации на ощущениях в оральной зоне. Дело в том, что по мнению Фрейда в период кормления грудью, рот становится для ребенка эрогенной зоной. То есть, зоной приносящей удовольствие. И если с грудным кормлением возникают какие-то проблемы, то у человека остаётся фиксация на этой зоне.

И из-за этого появляются некоторые пагубные привычки, например: переедание, курение, кусание ногтей.

По этой же причине, человек может испытывать особенное пристрастие к о*альному сексу.

Вторая стадия - анальная.

Она начинается сразу после первой стадии и заканчивается примерно в 3 года (1-3 года).

Тут происходит фиксация на ан*альном отверстии. Ребёнок получает удовольствие от процесса испражнения и это связано с приучением к горшку, когда родители делают это правильно - поддерживают и хвалят ребёнка, то фиксация не закрепляется. В противном случае, у человека может сложиться один из двух типов привязанности - анально-выталкивающий или анально-удерживающий.

  • Первый тип (анально-выталкивающий) формируется, если родители чрезмерно строгие и ругают ребёнка, если он не вытерпел и не успел сходить в туалет. Люди с таким складом личности вырастают импульсивными, у них могут появляться садистические наклонности.
  • Второй тип (анально-удерживаюий) формируется, если родители ведут себя негибко, настаивая, чтобы ребёнок сходил на горшок даже, когда он не хочет. В таком случае, во взрослом возрасте, будут явно прослеживаться черты упрямства и скупости.

Третья стадия - фаллическая.

Она продолжается с 3 до 6 лет.

У детей в этом возрасте появляется интерес к гениталиям. Они могут рассматривать свои п*ловые органы, интересоваться, откуда берутся дети и начать м*стурбировать.

Так же эта стадия отличается развитием Эдипова комплекса у мальчиков, и комплекса Электры у девочек.

Если кратко, суть этих комплексов заключается в особом расположении ребенка к родителю противоположного пола (хочу замуж за папу/ женюсь на маме) и в негативном, и даже агрессивном отношении к родителю своего пола - все это происходит из-за ревности и соперничества. В дальнейшем девочка начинает себя идентифицировать с мамой, а мальчик с папой.

По Фрейду, от родителя своего пола, ребёнок перенимает модель поведения. У мужчин фиксация на этой стадии проявляется в стремлении завоевывать женщин и в агрессивном поведении, женщина же становится склонной к флирту и беспорядочным половым связям.

В итоге, по мнению Фрейда, именно проблемы на этой стадии ведут к импотенции и фригидности.

4 стадия - латентная.

Она длиться с 6 до 12 лет.

Как правило, для этой стадии характерно отсутствии каких-либо сексуальных желаний. Дети в этот период получают удовольствие от своих достижений в учебе и осваивают навыки социального контакта, формируя дружеские отношения с другими. Если же в этом возрасте ребёнок переживает множество неудач, то у него могут сформироваться неуверенность в себе и комплекс неполноценности.

5 стадия - генитальная.

Эта стадия начинается в пубертатный период и завершается с окончанием полового созревания (в среднем период бурного полового созревания 12 - 18 лет).

По мнению Фрейда, в раннем подростковом возрасте, каждый ребенок переживает гомосексуальный период, когда он испытывает влечение, в основном, к людям своего пола. Это выражается в общении и дружбе, а иногда и в играх с*ксуального характера.

Однако, в дальнейшем либидозная, то есть с*ксуальная энергия, фокусируется на противоположном поле.

По завершению этой стадии, мы приобретаем способность к любви и открытым гармоничным отношениям.

Если же человек фиксируется на этой стадии, он зацикливается на сексуальной жизни и становится неспособен к отношениям, и особенно сложно для него бывает выстроить отношения с противоположным полом.   

Фрейд не только первым заговорил о развитии либидо, но так же сформулировал теорию о структуре психике, которой до сих пор пользуются многие психоаналитики.

По мнению Фрейда наша психика состоит из трех структур:

  • Подсознание (Ид)
  • Предсознание(Супер-Эго)
  • Сознание (Эго)

1. Ид - бессознательная часть психики. Рождается вместе с ребёнком, в ней заключены главные инстинкты человека - Эрос и Танатос, то есть инстинкты жизни и смерти.

Современные ученые считают, что у человека нет инстинктов, поэтому сегодня в психоанализе используют такое понятие, как влечение.

Эрос - сексуальное влечение, желание продолжения рода.

Танатос - деструктивное влечение, которое толкает нас к саморазрушению.

Так же в бессознательном прячутся наши истинные, скрытые от сознания желания, которые часто связаны именно с влечениями, описанными Фрейдом.

Мы не осознаем это, но именно бессознательное, управляет нашим поведением.

2. Следующая структура - это супер-эго. Она является отражением всех социальных норм и правил, которые мы усваиваем.

Именно супер-эго служит неким фильтром для всех наших желаний. В отличии от бессознательного, эта структура, развивается вместе с нами по мере взросления.

3. Эго - это и есть сам человек и его проявления.

Как считал Фрейд, изначально эго находится под контролем бессознательного. Именно так Фрейд объяснял эгоистичность и капризность детей. По мере развития супер-эго поведения меняется, ребёнок адаптируется в обществе.

Концепцией бессознательного многие специалисты пользуются до сих пор, работа современного психоаналитика заключается в том, чтобы помочь осознать, вытесненные желания и влечения и удовлетворить потребности, скрытые в бессознательном.

Методы психоанализа

Для того, чтобы работать с бессознательным Фрейд разработал специфические методы, он использовал 2 основные техники. Первая - это метод свободных ассоциаций, так называемые, оговорки по Фрейду, связаны именно с этим методом.

Свободные ассоциации это высказывания, основанные на произвольном изложении мыслей на любую тему. Именно они и являются сигналом о наличии потребностей и фантазий, скрытых от нашего сознания. Метод заключается в том, что клиент свободно говорит на любую тему, при этом он должен следовать потоку мыслей, не думая о стыде и страхе. В дальнейшем он, вместе с психоаналитиком, разбирает свой рассказ и ищет в нем вытесненные желания. По мнению Фрейда, мы ничего не говорим случайно, поэтому в наших словах, можно найти то, что скрыто в бессознательном.

Вторая техника - толкование сновидений. Фрейд писал, что наши воспоминания о сновидении - это лишь фасад, за которым скрывается его истинное значение. Он разделял явное содержание сновидения и скрытые мысли, которые в нем содержаться - именно этим и занимаются психоаналитики, анализируя сны клиентов: ищут истинный смысл в посланиях, которые бессознательное передает нам через сновидения.

И хотя сегодня фрейдизм во многом считается устаревшей концепцией, основы психоанализа Фрейда до сих пор остаются базой для многих современных психологических школ.

#фрейдизм #неофрейдизм