На остановке толпились школьники. Учительница явно везла класс на экскурсию или в театр. Люди поглядывали на них, и у каждого наверняка возникали свои ассоциации.
Я вспомнила, как тоже выбиралась с одноклассниками сына то в музей, то в лес, — классного руководителя у них в то время не было, а мне очень хотелось сдружить детей, показать им город и приблизить к природе. Было интересно, и позже ребята, встречая меня, спрашивали, когда и куда пойдем снова…
Мои воспоминания прервал мужской голос. Пожилой мужчина колоритного, казацкого вида, который до этого сидел на лавочке, явно решил пообщаться.
- А я вот им не завидую! — сказал вдруг с некоторым вызовом, махнув в сторону школьников.
- Это почему же? — поинтересовалась одна из женщин, что стояли рядом.
- Да потому, что их жизнь по сравнению с моим детством совсем неинтересная. Мы все время были на природе, бегали босиком, ходили за ягодами. Вот они едут в город вместо того, чтобы пойти в лес. Он же рядом! Я и своих детей силой выпроваживал, чтобы подышали свежим воздухом, а нас заставлять не надо было. А что сейчас дети едят? Это же одна "химия".
Мужчина распалился, говорил еще долго и много. После услышанного тоже вспомнилось детство. На свежем воздухе мы, действительно, находились подолгу. До школы, из одной деревни в другую, нам надо было идти два километра туда и два — обратно.
Все пешочком, не каждая машина подбирала ватагу школьников. Зато как здорово было заметить первую проталину в поле и первому добраться до нее! Или после ливня пробежаться босиком по проселочной дороге...
А сколько времени проводили на снежных горках, катаясь то на лыжах, то на санях! Именно санях, а не санках. Деятельные мальчики заливали горку водой, которая замерзала и превращалась в каток, плавно переходящий в озеро, покрытое льдом. За это время полозья саней они тоже превращали в ледяные – получались такие огромные ледянки, на которые усаживались ватагой и летели вниз под свист ветра.
То, что мы, деревенские дети, были ближе к природе, бесспорно. Видели, как растет трава и в чашелистиках дрожат капельки утренней росы. Слышали соловья. С азартом ловили майских жуков, бесчисленных до такой степени, что по-детски боялись, чтобы они не объели всю молодую листву.
Городское детство и тогда было другим, нынешнее — тем более. Но я не готова повторить вслед за мужчиной, что не завидую современным детям. У нынешнего детства главный плюс — огромные возможности. По-хорошему завидую даже собственным внукам, у которых много замечательных книг, специальных энциклопедических изданий для детей. Мне даже кажется, что, если бы все это было у нас, мы были бы сверхумными.
А компьютеры, планшеты, смартфоны и другая современная техника? Конечно, работу с ней приходится дозировать, но ведь какие возможности для познания.
Впрочем, в нашей сельской школе даже в далекие 60-е годы заботились о кругозоре учеников. Для нас регулярно заказывали автобус, и мы ездили на экскурсии в Москву, Ленинград, Минск и Брест, открывая для себя незнакомый и такой интересный мир. Но вот что любопытно – ассоциации у нас и внуков разные.
Когда со старшим внуком, в ту пору первоклассником, побывали на экскурсии в Бресте, его очень впечатлила Брестская крепость. Спустя некоторое время приехала к нему в гости, и вдруг он сказал:
- Знаешь, у меня есть вертолет, и он мог бы сказать, как герои Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь»!
- ???
- Он взлетает под потолок, ударяется, падает и снова взлетает.
Я вроде и смышленая была в детстве, но до такого сравнения явно бы не додумалась!
Старшему внуку вообще повезло. Во-первых, бабушка, то есть я, была моложе и, соответственно, легче на подъем. Во-вторых, он с родителями некоторое время жил в Москве, и во время моих приездов мы с ним открывали для себя большой город.
Осмотрели Бородинскую панораму и Музей Героев, побывали в Дарвиновском музее и Третьяковской галерее, музеях Лего, метро и железной дороги – все даже не вспомню уже. У них, кстати, в первом классе была роскошная книга о Москве – подарок мэра первоклассникам, и она стала нашим путеводителем по столице. Но самое большое удовольствие ребенок испытал в Экспериментаниуме, музее занимательных наук, где физику и химию можно было “потрогать” руками …
Остальным внукам такой радости перепало меньше, но по мере возможности или родители, или я бываем с ними и в музеях, и в театрах, и в Москвариуме. Так что я не стану категорично утверждать, как незнакомец на остановке, что мое детство было лучше.
А, с другой стороны, чего вообще копья ломать? Детство хорошо уже тем, что это - детство. Это как утро жизни, с которого все только начинается.
Новых вам открытий и хороших выходных!