Все, кто хотя бы раз слышал об Aphex Twin, никогда не забудут его имени, музыку или визуал. Лицо Ричарда Д. Джеймса уже вплетено в ткань поп-культуры, от обложек его релизов до визуальных составляющих его концертов и различных мемов, а его музыка, от нео-классики до жесткого техно и дрилл-н-бейса, показывает, как многогранно его творчество и как сильно он повлиял на современную электронную музыку.
Хотя сейчас Aphex Twin уже реже радует нас своими релизами, и они могут даже показаться скучными, но на рубеже веков он был на пике своей популярности благодаря двум своим релизам, «Come To Daddy» (1997) и «Windowlicker» (1999), которые, как музыкально, так и визуально, встряхнули поп-сцену того времени и изрядно над ней поиздевались. Это был звездный час в темном искусстве самобрендинга Aphex Twin (ещё до того, как это стало общепринятым термином).
В этом году исполняется ровно 25 лет «Windowlicker», и в честь этого мы поговорим об истории создания этого сингла.
Сингл «Windowlicker»
«Windowlicker» - сингл Aphex Twin, который вышел 22 марта 1999 года на лейбле Warp Records. Зная каталог этого лейбла, невольно удивляешься, как этот сингл мог соседствовать с «Baby One More Time» Бритни Спирс или «Mambo №5» Лу Бэги в британском чарте марта 1999 года. Сам же сингл довольно трудно описать каким-либо одним словом или даже одним предложением. Он начинается с простой мелодии. Затем звучит замысловатый барабанный ритм — тридцатисекундный брейкбит-IDM, состоящий из сложно запрограммированных ударных.
"Это очень похоже на гитарные соло, только при программировании ударных приходится задействовать свой мозг. Самое главное, чтобы это оказало на меня какое-то эмоциональное воздействие, а не просто "О, это действительно умно". В моих треках много меланхолии". — Aphex Twin.
За ним следует “вокал” песни. Шаткий, модулированный вокал Джеймса, который наслаивается на весь трек, кажется либо женственным, либо андрогенным. Песня звучит с необычной развязностью, поскольку сексуальные стоны накладываются слоями на неразборчивое воркование Джеймса, создавая тревожно-сексуальное чувство тошноты (которое позже в клипе стало буквальным).
"Припев" кажется неясным проговариванием названия сингла, но, помимо этого, в песне есть ещё одна строчка, в исполнении тогдашней девушки-француженки Джеймса — "J'aime faire des croquettes au chien" ("Я люблю готовить корм для собак"). Затем появляются мрачные и искаженные пэды, наполняющие большую часть оставшейся части трека — в промежутках между фарсовыми брейкдаунами — ощущением случайного страха. И уже в конце трека похожие на сверло барабаны и вокал сливаются воедино, создавая нечто, безусловно, уникальное, что в итоге стало самым успешном синглом продюсера в чартах его родной Великобритании, где он занял 16 место.
С его приталенным синтезаторным басом и околосексуальной тематикой, не говоря уже о клипе на трек, многие восприняли «Windowlicker» как деконструкцию Джеймсом современного R&B. Однако первоначально песня была написана во время выхода альбома Ричарда Ди Джеймса в 1996 году, и большую часть времени его вдохновлял он сам.
"Я мог бы просто забыться на несколько дней и вдохновляться самим собой. Это мой любимый способ делать это. Это больше похоже на чистую форму мотивации, когда все делаешь сам. Но тебе приходится ждать, пока тебе действительно не станет скучно и тебе нечем заняться. Вот когда это выйдет наружу. Вот тогда, я думаю, все станет хорошо".
«Windowlicker» — это гайд по творчеству раннего Aphex Twin: брейкбиту с его «Richard D. James Album», эмбиентному вокалу а-ля «Xtal», поп-эйфории «Alberto Balsalm» и двухминутной нойз-кульминации в конце «Come To Daddy».
Видеоклип на «Windowlicker»
Если сингл сам по себе был довольно мощным, то видеоклип к нему вызвал ещё большую реакцию в музыкальной индустрии благодаря своей нестандартности и провокационности.
Клип начинается с показа городского пейзажа залитого солнцем Лос-Анджелеса. Камера медленно опускается вниз и мы знакомимся с двумя афроамериканцами, едущими в машине, которые озабочены весьма банальной проблемой — поиском женщин для сексуальных утех. Они подъезжают к двум девушкам, стоящим на обочине, и всячески стараются их зазвать к себе. Ключ к пониманию смысла этой перебранки в том, что все это и называется «фэйр дю лешь-витрин», тот же «windowlicker» на французском — зазывать девчонок, не вылезая из авто. «Windowlicker» на языке школьников это тот, кто в прострации сидит у окна школьного автобуса или ведет себя неподобающе. На языке уэльских школьников — дебил.
Девушки, в итоге, героев отвергают, и эту горячую словесную перепалку с матом через слово или даже без прерывает 38-оконный белоснежный лимузин, в котором сидит очень миловидно улыбающийся Aphex Twin. Здесь и начинает играть сам трек. Ричард благодаря своему зажигательному танцу с зонтиком привлекает внимание девушек, и они садятся к нему в лимузин. Горе-герои едут за ними, всячески зазывая их обратно к себе в тачку. Они приезжают на пляж, где Aphex Twin ждет зажигательная компания очаровательных девушек... или нет?
Когда пришло время снимать видеоклип, Джеймс снова захотел поработать с британским режиссёром Крисом Каннингемом. Они вместе работали над “Come to Daddy”, к которому “Windowlicker” является своего рода духовным продолжением. Каннингем был частью команды режиссеров лейбла, состоящей из Спайка Джонза, Мишеля Гондри и других исполнителей музыкальных клипов с хорошо проработанной концепцией. В конце 90-х такой подход к созданию видеоклипов артистов небольших лейблов, как фестивальные короткометражные фильмы, был очень популярен. В “Come To Daddy” лицо Ричарда Джеймса было отлито из гипса и изображало маленьких детей и маленьких человечков, одетых школьницами, а действие происходило в апокалиптическом многоэтажном "гетто" Британии. Реакция на этот клип не заставила себя ждать, но Криса Каннингема зацепил один случай:
“Come to Daddy” довольно часто крутили поздно вечером в Англии по MTV. Был парень, который крутил его все время, и он прислал мне записи этого шоу под названием The Party Zone, потому что у меня не было MTV. Однажды я посмотрел его и увидел видео “Come to Daddy” среди всех этих хип-хоп клипов и подумал: “Это смешно”. Это выглядит так неуместно и так неправильно. Итак, я хотел снять видео для Aphex Twin, которое соответствовало бы хип-хоп видео. Это не основная причина, но это имело большое значение. Когда Ричард записал этот трек, который звучал по-летнему и солнечно, я подумал: “Черт. Мы должны сделать это в Лос-Анджелесе в таком стиле”. Я все еще не думаю, что это похоже на хип-хоп видео — я пытался, но у меня ничего не вышло. Я знал, что если бы я использовал широкоугольные объективы, это сразу выглядело бы как Хайп Уильямс. Это своего рода дешевое хип-хоп видео [смеется].
Крис Каннингем высказался следующим образом про создание видеоклипа:
«Честно говоря, не очень-то хотелось возвращаться к идее с масками, но всё получалось настолько отличным от Come To Daddy, что я решился всё же снимать в Лос-Анджелесе. У меня на то время оставалось три варианта развития событий: я мог замаскировать женщин и превратить их в мужчин, мог попробовать еще на животных или на пожилых. Windowlicker звучал очень сексуально и очень женственно. Короче, я решил сменить пол моим персонажам. В то время я носился с идеей, что все мои видео должны отличаться друг от друга; я не хотел повторяться, да и получилось в итоге совершенно другая вещь — как мультик: очень абстрактная, без осмысленных диалогов и всего такого. Я просто хотел, чтобы это видео было очень крутым». И разговоры не постановочные? — интересуется интервьюер. «Нет, конечно! — отвечает режиссер. — Это то, что я всегда хотел сделать: работать с людьми и импровизировать».
Если оставить в стороне тему видео, это одна из тех странных кошмарных вещей, которые проникли в подсознание одного или двух поколений. Такое ощущение, что Канье Уэст сделал бы это сейчас.
Видео стало андеграундным хитом в США, поскольку не получило большого распространения на MTV или основных каналах. И это помогло укрепить репутацию Джеймса как этого извращенного вдохновителя.
Несмотря на споры вокруг видео, в частности, обвинения в расизме, сексизме и обильном мате, его художественные достоинства и неожиданный, саркастический подход также внесли свой вклад в наследие Aphex Twin как темного принца электронной музыки и загадочного, озорного продюсера.
Сочетание сюрреалистических и комических образов в видео, наряду с его нетрадиционным повествованием, продемонстрировало способность Aphex Twin объединять музыку и визуальное искусство в провокационной манере, что еще больше утвердило его как лидера электронной музыки.
Факты о сингле
- Спектрограмма трека показывает спираль в конце песни. Это было достигнуто с помощью MetaSynth, программы, позволяющей пользователю вставлять цифровое изображение в качестве спектрограммы.
- Выпущенный 22 марта 1999 года на одноименном сингле, "Windowlicker" стал синглом 1999 года NME в чартах по итогам года.
- В 4-минутном вступительном фрагменте видеоклипа ненормативная лексика звучит в среднем каждые две секунды.
- «Windowlicker» по-прежнему остается самым продаваемым синглом, выпущенным на Warp Records.
Мерчандайз
Автор статьи: Андрей Лагутин
Подписывайтесь на нашу группу в ВК: https://vk.com/warprecords_rus