23,6K подписчиков

Основные принципы искусства владения шестом

198 прочитали

 Самыми известными древними трактатами, которые включают в себя обсуждение техник боя палкой, являются следующие фундаментальные работы времен империи Мин, «Золотого века ушу»:
1.

Самыми известными древними трактатами, которые включают в себя обсуждение техник боя палкой, являются следующие фундаментальные работы времен империи Мин, «Золотого века ушу»:
1. «Записки о военной подготовке» (練兵實紀 liànbīng shíjì) созданы Ци Цзигуаном (戚继光 Qī Jìguāng, 1528-1588) уже после его гораздо более знаменитого трактата, известного как «Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū). Работу над «Записками» он вёл, начиная с 1568 года и завершив в 1571 году. Это во многом рабочие записи и размышления, сделанные им в ту пору, когда он тренировал солдат в Цзичжэне. Интересно, что в этом тексте генерал не только обращает внимание на необходимость военной подготовки на Юге, но и обобщает опыт реальной ситуации с ней на севере, собственно там, где боевые столкновения - обыденность.

Трактат содержит девять свитков и девять глав с общим количеством статей 264. «Записки о военной подготовке» охватывают широчайший спектр военного дела, включая подбор солдат и подготовку генералов, построение войск и организацию маневров, флаги подразделений и сигнальные музыкальные инструменты, оружие и снаряжение, и многое многое другое. Тома с первого по четвертый «Записок» посвящены индивидуальной подготовке солдат, тома с пятого по восьмой включают объяснение боевого оружия, организацию пехотных и конных подразделений, а также походных лагерей. Девятый том - это теория подготовки резерва. В других разделах разбирают отбор и подготовку командного состава. В начале книги также есть ряд глав про порядок обучения, в которых излагается, что должны изучать генералы, а что солдаты. Указывается метод распространения учебных материалов и какие надо принимать меры по контролю за обучением.

Трактат подробно разбирает организацию пехоты и конницы, их формирование, подготовку и применение во всех аспектах армейского строительства, обучения и ведения боевых действий. Например, там есть:

  • правила тренировки шеренги из пяти солдат (練伍法 liànwǔfǎ);
  • обучение храбрости и отваге (練膽氣 liàndǎnqì);
  • наработка [разведчиков и осведомителей] слышать и видеть (練耳目 liàněrmù);
  • тренировка рук и ног (練手足 liànshǒuzú);

Трактат считался крайне важным для обучению военному делу, поэтому неоднократно и централизованно переиздавался: при империи Мин в 1597 и 1622 годах, при империи Цин в 1843, 1854 и 1895 годах. Ну и немного статистики:

- иероглиф меча цзянь (劍 jiàn) в трактате присутствует семь раз;

- шест (棍 gùn) упоминается уже шестьдесят девять раз;

- копье цян (槍 qiāng) - семьдесят четыре раза;

- меч дао (刀 dāo) - сто сорок шесть раз!

Выводы можете сделать сами...

«Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū) тоже содержит фехтование шестом, однако это - «Канон о мече» Юй Даю.
«Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū) тоже содержит фехтование шестом, однако это - «Канон о мече» Юй Даю.

2. «Канон о мече» - «Цзяньцзин» (劍經 jiànjīng), созданный в 1557 году Юй Даю (俞大猷 Yú Dàyóu,1503-1580). Хотя в заголовке указан меч, на самом деле в книге про шест. Это один из первых известных нам трактатов по теории и практике боя на шестах. Поэтому о нём чуть более подробно.

В самом начале книги рассматриваются т.н. «восемь жестких и двенадцать мягких» и другие принципы, сейчас встречающихся в теории многих кулачных и фехтовальных школ:

中直八刚十二柔
上剃下滚分左右
打杀高低左右接
手动足进参互就
Ци Цзигуан пишет об этом каноне: «...не только метод шеста, но и все виды длинного оружия, все должны следовать [этой методике]. Я обучал по этому методу владеть длинными копьями, и эффект был очень замечательным».
Ци Цзигуан пишет об этом каноне: «...не только метод шеста, но и все виды длинного оружия, все должны следовать [этой методике]. Я обучал по этому методу владеть длинными копьями, и эффект был очень замечательным».

При этом упор не столько на основные навыки боевых искусств, такие как сила, скорость и дистанция, но также на находчивость и ум фехтовальщика. Юй Даю придает наибольшее значение «чувству времени», своевременности действий, которое также является основной стратегической идеей «Канона о мече».

С этим каноном связано понятие «знающий ритм» (知拍 zhīpāi), которое относится к ритму двух людей, сражающихся друг с другом. В двух словах, оно представляет собой широко известный принцип:

отправиться позже, но добраться раньше
後發先至
hòufā xiānzhì

Юй Даю особо упомянул о важности «нахождения в [нужном] месте» (當位 dāng wèi), то есть «своевременности приложения силы». и благодаря «чувству ритма» возникает правильное положение для атаки.

После многих лет своих исследований Юй Даю пришел к выводу, аналогичному знаменитому выводу Чэн Цзунъю (т.е."棍為藝中魁首"), что техника работы с палкой является основой всех видов оружия:

если вы можете [фехтовать] шестом, вы можете получить отныне [навыки владения] всех видов острого оружия.

В своей теории Юй Даю приводит хороший и наглядный пример с «Четверокнижием» (四书 sìshū первая часть конфуцианского канона), сопоставляя с четырьмя видами оружия (клинок с крюком для захвата противника 钩 gōu, однолезвийный меч 刀 dāo, 枪 qiāng, пика с когтями 钯 pá):

用棍如读《四书》,钩、刀、枪、钯,如各习一经。
《四书》既明,六经之理亦明矣。 若能棍,则各利器之法,从此得矣

Вывод вполне понятен: Если вы умеете пользоваться шестом, то с этого момента сможете постичь метод каждого острого оружия.

Считается, что Ци Цзигуан является автором известной сентенции «шест - это то оружие, что будет зашитой и опорой в старости». В своей книге «Цзисяо Синьшу» пишет: «он [Юй Даю] в несколько раз лучше меня в своих умениях, .... когда он потеряет силу [в старости], пробелов также не будет».
Считается, что Ци Цзигуан является автором известной сентенции «шест - это то оружие, что будет зашитой и опорой в старости». В своей книге «Цзисяо Синьшу» пишет: «он [Юй Даю] в несколько раз лучше меня в своих умениях, .... когда он потеряет силу [в старости], пробелов также не будет».

3. «Записки об оружии и [военном] снаряжении» (武备志 Wǔbèi zhì), это крупнейшая военная энциклопедия эпохи Мин, также известная как «Убэй цюаньшу» - «Полное собрание сочинений по военной готовности» (武备全书 wǔbèi quánshū) несомненно оказала сильное влияние не только на мир боевых искусств Китая, она активно изучалась и копировалась в соседних странах. Например, в Японии она известна как трактат по военной подготовке «Бубиси», и рекомендуется для изучения во многих школах традиционных японских боевых искусств.

Разрисовка перемещений к таолу с шестом «大夜乂第棍路谱»
Разрисовка перемещений к таолу с шестом «大夜乂第棍路谱»

Автор энциклопедии, Мао Юаньи ( 茅元仪 Máo Yuányí, 1594-1641) прошел непростой путь от военного приграничной службы к чиновнику военного департамента практически до самых его вершин, собрав более 2000 трактатов по боевым искусствам и за 15 лет составил из них свою энциклопедию «Убэйчжи», имевшую далеко идущее влияние на последующие поколения:

В древние времена солдаты должны были говорить на мечах.
Мао Юаньи, «Убэйчжи».
Фехтование шестом из «Убэй цюаньшу».
Фехтование шестом из «Убэй цюаньшу».

Энциклопедия содержит около 2000 военных трактатов прошлых династий с дополнительными иллюстрациями. В ней 240 свитков, 10405 страниц, свыше 2 000 000 иероглифов и 738 иллюстрации. Она разделена на пять частей:

- Первая состоит из 18 свитков, где собраны трактаты военной философии бинцзя (兵家 bīngjiā), включая «Искусство войны» Сунь Цзы, «Методы Сыма», «Шесть секретных учений» и прочие, хорошо сейчас известные работы по стратегии.

- Вторая обобщает достижения военной мысли в прошлых династиях, начиная с периода Вёсны и Осени (771-476 до н.э.) и заканчивая династией Юань (1271-1368).

- Третья, самая интересная для нас, посвящена обучение солдат: лукам и арбалетам, мечам дао и цзянь, копьям и шестам, а также рукопашному бою.

- Четвертая повествует о создании лагерей и маршах, о знаменах и боеприпасах, о военных кораблях и огнестрельном оружии, о сельском и водном хозяйстве, о речных каналах и судоходстве, и конечно же о медицине.

- Пятая, завершавшая энциклопедию, содержит информацию про оградительные гидротехнические работы и оборону района реки Янцзыцзян, береговых укреплениях и навигацию, а ещё там... гадание по Инь-Ян и циклическим знакам.

И опять мы сталкиваемся с мнением, что владение любым оружием базируется на шесте, а шест идет из Шаолиня, при этом Мао Юаньи ссылается на следующего нашего автора, как источник информации по шаолиньскому шесту:

诸艺宗于棍,棍宗于少林,少林之说,莫详于近世新都程宗猷之《阐宗》。

Но после этого концепция: шест предок мастерства владения всеми видами оружия (诸艺宗于棍 Zhū yì zōng yú gùn) окончательно закрепляется в сознании масс.

Как и в другом известнейшем трактате той поры «Шоубилу» (手臂录 shǒubìlù - это один из первых реально адекватных и толковых руководство по технике дао, автор У Шу  (吴殳 wú shū, 1610 - 1694) ), в «Убэйчжи» основное оружие - это дао и копья. А также луки и арбалеты. Для понимания  взаимного цитирования, правая картинка - это часть трактата «Совершенствование дополнительных навыков» , о котором будет далее.
Как и в другом известнейшем трактате той поры «Шоубилу» (手臂录 shǒubìlù - это один из первых реально адекватных и толковых руководство по технике дао, автор У Шу (吴殳 wú shū, 1610 - 1694) ), в «Убэйчжи» основное оружие - это дао и копья. А также луки и арбалеты. Для понимания взаимного цитирования, правая картинка - это часть трактата «Совершенствование дополнительных навыков» , о котором будет далее.

4. «Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь» (少林棍法阐宗 Shàolín gùn fǎ chǎn zōng), которая обсуждает разнообразные техники и стратегии использования палки, традиционно связанные с монастырем Шаолинь. Однако автор - это мирской мастер ушу Чэн Чундоу или Чэн Чзунъю (程冲斗 Сhéng Сhōngdǒu или 程宗猷 Chéng Zōngyóu , 1561-1636). Его «Совершенствование дополнительных навыков» обычно ставят на второе место после «Новая книга записей о достижениях» Ци Цзигуана, откуда обычно заимствовали теоретические размышления для своих семейных трактатов.

Его работа содержит аж три тома объяснений техник шаолиньского шеста, которые в течении десяти лет изучал якобы у шаолиньского монаха Хун Цзи (洪纪). В настоящий момент мы знаем: имя монаха состоит из трех составляющих, и должно начинаться с общего для всех иероглифа ши (释), затем идет иероглиф поколения, а потом - уже личный. Используемый иероглиф хун (洪) - это двенадцатое поколение монахов Шаолиня. Например, известен монах Хун Цзунь времен династии Суй (581 - 619). Однако, эта система поколений была введена лишь в XII веке настоятелем Фуюем (1203-1275), о котором мы уже рассказывали. В общем, можете сами прикинуть, однако про современные исследования связи трактата с монастырем будет ниже.

Схема перемещений из трактата.
Схема перемещений из трактата.

Но вернемся к трактату. Кроме вышеуказанного, в сборник входит один том избранных техник длинного копья, один том избранных техник меча дао, и еще один называется «Профессиональные тайны натягивания арбалета ногой».

Сборник стал еще одной относительно полной монографией по боевым искусствам после трактатов Ци Цзигуана, оказавшей большое влияние на развитие боевых искусств в последующих поколениях.

Арбалетчик тогда ходил с однолезвийным мечем дао в качестве обязательного снаряжения. При этом меч не должен быть слишком длинным - из опасения, что будет неудобно пользоваться арбалетом, если его повесить на пояс. Кроме того, если клинок слишком длинный, то и быстро выхватить его в экстренной ситуации и стоя в строю будет сложно.
Арбалетчик тогда ходил с однолезвийным мечем дао в качестве обязательного снаряжения. При этом меч не должен быть слишком длинным - из опасения, что будет неудобно пользоваться арбалетом, если его повесить на пояс. Кроме того, если клинок слишком длинный, то и быстро выхватить его в экстренной ситуации и стоя в строю будет сложно.

Чэн Чундоу всю жизнь «скитался по рекам и озерам» (то есть пересекался с представителями Мира Цзянху), что в общем-то чревато встречей с опасностями, которые приходят в самое неподходящее время. Он гениально превратил неудобный для гражданского обычный арбалет - в небольшой самострел, который можно было спрятать на поясе. Таким образом, в китайской культуре появляется дополнительное оружие самообороны, которое никто просто так сразу и не заметит. В дальнейшем, это популярный атрибут наемных убийц романов и фильмов в жанре у-ся.

«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь»
«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь»

Для нас же важно, что в своей работе именно Чэн Чундоу, по сути впервые, предложил новое направление в методологии, где особое внимание уделяется как наступательным, так и оборонительным приемам - в рутинном исполнении формальных упражнений, что, как мы сейчас знаем, оказало глубокое влияние на последующее развитие боевых искусств.

Наиболее ценным материалом считается раздел по технике длинного копья, и конечно же руководство по шаолиньскому шесту, дополненное стихотворными формулами, с картинками и поясняющим текстом.
Наиболее ценным материалом считается раздел по технике длинного копья, и конечно же руководство по шаолиньскому шесту, дополненное стихотворными формулами, с картинками и поясняющим текстом.
Первый том описывает происхождение знаменитых и разновидности техник шеста, средний том объясняет движения, атакующие и защитные Последний том содержит сорок вопросов и ответов, описывающих реальный бой.
Первый том описывает происхождение знаменитых и разновидности техник шеста, средний том объясняет движения, атакующие и защитные Последний том содержит сорок вопросов и ответов, описывающих реальный бой.
Однако современные исследования выяснили, что в разделе "55 изображений движений шаолиньского шеста" была приведена ... техника тяньцигунь (天启棍 tiānqǐ gùn), которая сейчас признана нематериальным культурным наследием провинции Ганьсу и входит в «Четырех знаменитых [техники фехтования] шестом» (四大名棍 sì dàmíng gùn). Что интересно, это перекликается с историей про Юй Даю, который чуть ранее, обнаружив полный упадок боевых искусств в Шаолине, взялся обучать монахов своей технике шеста и создал в процессе этого свой знаменитый «Канон о мече»....
Однако современные исследования выяснили, что в разделе "55 изображений движений шаолиньского шеста" была приведена ... техника тяньцигунь (天启棍 tiānqǐ gùn), которая сейчас признана нематериальным культурным наследием провинции Ганьсу и входит в «Четырех знаменитых [техники фехтования] шестом» (四大名棍 sì dàmíng gùn). Что интересно, это перекликается с историей про Юй Даю, который чуть ранее, обнаружив полный упадок боевых искусств в Шаолине, взялся обучать монахов своей технике шеста и создал в процессе этого свой знаменитый «Канон о мече»....

Как правило, все эти трактаты раскрывают не только технические аспекты обращения с палкой, но и философские и стратегические принципы, которые стоят за использованием данного оружия. Кроме того, многие школы и стили ушу разработали свои собственные руководства и записи, передаваемые из поколения в поколение, которые также могут содержать ценную информацию о фехтовании на шестах. Вкратце расскажем об этом.

Обложка рукописного трактата по шесту времен империи Цин.
Обложка рукописного трактата по шесту времен империи Цин.

Общие вопросы теории фехтования шестом

Шест бывает двух разных категорий в зависимости от своей длины:

- длиной около 1,3-2,6 метра, соответственно в порядке увеличения длины:

- шест по брови (齊眉棍 Qí méi gùn),

- шест в семь чи (七尺棍 Qī chǐ gùn),

- шест в девяти чи (九尺棍 Jiǔ chǐ gùn);

- длиной ок. 4 метров (чжанэргунь 丈二棍 Zhàng'èr gùn), т.е. длиной один чжан (3,33 метра) и два чи (один чи = 1/3 метра).

Шест обычно круглый в сечении и такой толщины, чтобы его можно было обхватить одной рукой.

«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь», другое издание.
«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь», другое издание.

Основные принципы искусства владения шестом (棍术 gùnshù) в китайских боевых искусствах первым изложил Юй Даю в своем «Канон о мече», определяя положение рук и позицию для ног, использование силы всего тела и так далее:

阴阳要转,两手要直;
前脚要曲,后脚要直。
一打一揭,遍身著力;
步步进前 ,天下无敌。

В наше время они обычно включают в себя:

  1. Правильный хват и работа кистей - для контроля шеста и генерации усилия. Используются различные хваты (把法 bǎfǎ) в зависимости от техники и школы. Наиболее распространены янский (阳把 Yáng bǎ, держать шест ладонями вверх), иньский (阴把 Yīn bǎ, удержание ладонями вниз), иньский и янский (阴阳把 Yīnyáng bǎ, ладони обращены друг к другу), противоположный хват (对把 Duì bǎ, когда область между большим и указательным пальцем (虎口 hǔkǒu) каждой ладони обращены друг к другу), хват со скрещенными руками ( 交叉把 Jiāochā bǎ) и другие.
  2. Позиции и передвижения - низкие и устойчивые стойки, быстрые шаги и повороты для маневрирования с длинным оружием.
  3. Вращения шеста - непрерывное вращение шеста вокруг тела для защиты и атаки со всех направлений.
  4. Толчковые и рубящие удары торцами шеста - для атаки на дальней и средней дистанции. Включая прямые выпады, восходящие и нисходящие диагональные удары.
  5. Подсечки, захваты, упоры шестом - для контроля оружия и конечностей противника, опрокидывания и ограничения его подвижности.
  6. Комбинирование техник - связывание различных ударов, вращений и подсечек в непрерывные связки для обмана и подавления противника.
  7. Тренировка специфических качеств - развитие силы хвата, подвижности запястий, координации всего тела, выносливости рук.

Искусное владение шестом позволяет эффективно контролировать дистанцию, защищаться от нескольких противников и поражать цели на расстоянии, недоступном для коротких видов оружия. Но требует хорошей координации и постоянной практики для раскрытия потенциала этого традиционного оружия ушу.

«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь».
«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь».

Есть несколько общих правил фехтования на шестах.

1. Бой на шестах – это, в первую очередь, техника и мастерство, а не сила.

Есть поговорка:

拳怕少壯, 棍怕老郎
Quán pà shàozhuàng, gùn pà lǎo láng
«Кулак страшит молодых и сильных, шест – стариков».

В безоружном бою молодой и сильный может иметь много преимуществ, но с фехтованием на шестах ситуация иная. Здесь не продвигают жесткую силовую борьбу, а делают акцент на технике и методах, «сочетании жесткого и мягкого»:

技巧方法, 剛柔並用
Jìqiǎo fāngfǎ, gāng róu bìngyòng

Поговорка отражает традиционные представления китайских боевых искусств о различиях между безоружной, кулачной техникой (拳法) и техникой боя с шестом (棍法).

Смысл первой части поговорки (拳怕少壮 Quán pà shàozhuàng) в том, что в рукопашном поединке молодость, физическая сила и скорость часто дают преимущество. Молодые бойцы, находящиеся в расцвете сил, как правило, обладают выносливостью, взрывной мощью и быстротой реакции, что позволяет им одерживать верх в схватке без оружия.

Вторая часть (棍怕老郎 gùn pà lǎo láng) подразумевает, что в бою на шестах опыт и мастерство зачастую оказываются важнее грубой силы. Искусное владение шестом требует долгих лет практики, развития точности, координации и стратегического мышления. Поэтому считается, что опытные бойцы старшего возраста, овладевшие всеми тонкостями искусства боя на шестах, способны превзойти более молодых и сильных, но менее искушенных противников.

Эта поговорка подчеркивает: разные виды боевых искусств предъявляют разные требования к физическим и ментальным качествам практикующего.

Если в рукопашном бою часто решающим фактором часто является атлетизм и хорошая физическая подготовка в принципе, то в фехтовании шестом на первый план выходят техническое мастерство и «боевая мудрость», приобретаемые с годами тренировок.

Кроме того, есть мнение, что поговорка отражает и дуалистический даосский взгляд на взаимодополняющие качества молодости и старости, силы и мягкости, энергии и опыта. В ней заключена идея о том, что каждый возраст и каждый стиль боя имеют свои сильные стороны, и что настоящее мастерство заключается в умении адаптироваться к меняющимся условиям и находить гармонию между разными подходами.

Иллюстрация из трактата «Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь».
Иллюстрация из трактата «Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь».

2. Другой важный принцип гласит:

槍扎一條線,棍打一大片
Qiāng zhā yītiáo xiàn, gùn dǎ yī dàpiàn
«Копье колет в линию, шест бьет по площадям»

Отсюда следуют основные технические действия шестом:

  • Рубящие атаки (劈 Pī, рубить);
  • Тычковые удары (戳 chuō, проткнуть);
  • Круговые атаки (抡 lún, размахивать);
  • Круговые атаки снизу вверх (撩 liāo, поднимать);
  • Разбивать оземь (摔 shuāi, бросать на землю);
  • Крутить в руках (拨 bō, переворачивать, но также толкать шестом лодку);
  • Поднимать снизу вверх (挑 tiāo, кстати – нести на коромысле);

И много другого в зависимости от школы и стиля…

 Самыми известными древними трактатами, которые включают в себя обсуждение техник боя палкой, являются следующие фундаментальные работы времен империи Мин, «Золотого века ушу»:
1.-18

Основы борьбы [на шестах] (搏擊方法 Bójí fāngfǎ)

  • «Точка приложения силы» (力點 lì diǎn):

При нанесении ударов шестом самым мощным местом является торец шеста и участок в один чи (мера длины, равная 1/3 метра) от торца. Ударная мощь этого участка шеста больше, чем у других частей. Следовательно, любая точка на расстоянии одного чи от торца и называется «точкой приложения силы». Мы должны помнить, что обычно противник старается использовать именно эту часть для атаки, и внимание обычно направлена на неё.

  • «Передовая рука» (先鋒手 xiānfēngshǒu):

Держат шест обычно в обеих руках, но рука впереди называется «передовой рукой» (先鋒手xiānfēngshǒu), и сила шеста исходит из этой руки.

Поэтому считается: «передовая рука» является «точкой приложения силы».

Если она повреждена/ранена и т.п., то «сила не сможет выйти наружу». Поэтому всякий раз, когда враг атакует своим шестом, я должен избегать его «точки приложения силы» (力點 lì diǎn) и контролировать/атаковать его переднюю руку.

  • «Врата жизни и смерти» (生死門shēngsǐmén):

Уклоняться к «двери жизни» означает избегать «точки приложения силы» вражеского шеста. Иначе вы приближаетесь к «вратам смерти» и попадаете в ловушку.

Когда противник атакует, необходимо сразу же определить: с какой стороны находятся «ворота жизни», а с какой – «ворота смерти», т.е. в какую сторону следует уклониться.

Это требует тщательного изучения и длительной практики. Например, если противник наносит горизонтальный колющий удар в центр, то прямая линия по обе стороны от «точки приложения силы» - это «ворота жизни», и можно уклониться влево или вправо. Или, когда противник наносит горизонтальный удар шестом в направлении моих левых ребер, то если я в это время уклоняюсь влево, то «принимаю ворота смерти» и встречаю шест противника.

  • «Шест живой и мертвый» (生死棍 shēngsǐgùn):

Когда два шеста скрещиваются, если мой находится поверх шеста противника, то называется «живой» (生棍 shēnggùn), потому что может свободно атаковать противника. Если же шест находится под шестом противника, то называется «мертвым» (死棍sǐgùn), потому что находится под контролем противника и не сможет свободно атаковать.

  • Круговое вращение (运转圈点 Yùn zhuàn quāndiǎn):

В процессе боя с противником, чтобы контролировать его и менять положение шеста для атаки противника, часто используют метод кругового вращения, чтобы торцы шеста совершали круговые движения. Размер круга, в котором вращается наконечник шеста, должен быть соответствующим:

- если круг слишком мал, и хотя скорость палки быстрая, сила удара будет не сильная,

- если круг большой, то скорость палки медленная, и от нее легко увернуться противнику.

Поэтому диаметр круга на кончике шеста не должен превышать полутора чи (мера длины, равная 1/3 метра).

«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь», другое издание.
«Разъяснения методов фехтования шестом монастыря Шаолинь», другое издание.

При обучении и практике шеста обычно акцентируются на следующих моментах:

  1. Основы статических позиций и шагов, которые являются фундаментом для всех техник. Правильная статическая позиция ши (式 shì) должна обеспечивать устойчивость, гибкость изменений технических действий и способность быстро перемещаться.
  2. Управление дистанцией: Эффективное использование шеста зависит от способности контролировать дистанцию между вами и противником, чтобы максимизировать свои атакующие и защитные возможности.
  3. Сила и гибкость: Практика должна развивать физическую силу, пластичность и координацию движений, что является ключом к мастерскому владению палкой.
  4. Точность: Точные удары будут решающими в бою. Должны быть специальные упражнения на оттачивание способности наносить удары в определенные цели, согласно известной поговорке:
Эффективность технического действия определяют сила, скорость и точность. Но самое важное - своевременность.
  1. Комбинации и "непрерывный поток" технических действий: Сочетание различных техник в плавные последовательности позволяет создавать эффективные комбинации для атаки и защиты.
  2. Духовное развитие: Неотъемлемым аспектом в современном ушу является развитие духовной стойкости, концентрации и внутреннего спокойствия.
  3. Реальное применение: Тренировки должны включать регулярную парную и снарядную отработку прикладных техник, позволяющих использовать изученные навыки в реальных ситуациях.

Понимание и применение этих принципов может варьироваться в зависимости от конкретной школы или стиля китайского боевого искусства, но в целом они лежат в основе обучения методам действий шестом (棍法 gùnfǎ).

Дм. Моисеев, СПб