Найти тему

В Сургуте 24 марта состоится премьерный показ спектакля «Игра в Геракла»

Оглавление

Через несколько дней в сургутском театре актера и куклы «Петрушка» состоится премьера спектакля «Игра в Геракла». Над постановкой работала та же команда, которая подарила зрителям необычные трактовки знакомых «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Девочки, наступившей на хлеб». Эти спектакли вошли в лонг-лист фестиваля «Золотая маска» в специальной номинации «100 заметных спектаклей года». Художник-постановщик новой пьесы – Ольга Петровская из Санкт-Петербурга, композитор – сургутянин Игорь Капустинский. Режиссером-постановщиком «Игры в Геракла» приглашена Наталия Лебедева из московского театра теней.

Тень и свет

Собираясь посмотреть репетицию, мы ожидали увидеть некий белый экран с движущимся силуэтом известного героя мифов, совершающего свои двенадцать подвигов. Но на самом деле все было совсем не так. И дело даже не в том, что белого экрана как такого на сцене не оказалось, а артисты на репетиции были не в сценических костюмах, затрудняя понимание, кто есть кто.

– Теневой театр в чистом виде предполагает на сцене большой стационарный экран, на котором отображаются движения кукол со сложной механикой. Но в «Геракле» мы используем куклы скорее как... орнамент на греческих вазах. Персонажи существуют внутри этой посуды, дышат, двигаются, совершают некие действия. Вазы будут светиться, как маленькие экраны для теней, передавая малейшие движения кукол, – рассказывает Наталия Лебедева. – Но история говорит не только средствами теневого театра. Здесь есть разные объекты, отсылающие к античной культуре, маски и живые актеры.

Но, если это театр теней, значит, представление будет проходить в темноте? – спрашиваю.

– Нет. В основном спектакль строится при свете. Хотя сцены с тенями в лучах фонариков тут есть. Полная темнота наступает, например, когда нужно сосредоточиться на свечении внутри кувшина. Это некие смысловые точки постановки, когда нужно мысленно остановиться и задуматься о происходящем, выделить важное. В такие моменты свет кувшина является доминирующим во всем пространстве.

-2

Игра в игре

Уже по описанию становится понятно, что премьерная постановка получилась экспериментальной. Не просто перечисляющей подвиги, а показывающей историю Геракла с нестандартного ракурса.

– Можно сказать, мы вместе со зрителями исследуем процесс становления человека, который хотел быть Гераклом и вошел в стадию состязания с собой, – рассказывает режиссер. – Геракл – это источник силы, мужества и непобедимости духа. Но в то же время внутри него находится живой человек, ранимый и в чем-то даже маленький. И он вынужден бороться сам с собой и делать выбор, чтобы произошла внутренняя трансформация.

То есть спектакль о самопознании? – уточняю.

– Да, можно и так сказать. Некий квест, в ходе которого герои совершают ряд выборов. И череда этих выборов либо приведет к свету, либо нет, – делится своим видением Наталия Лебедева. – Геракл, как мы знаем, идет не за светом. Он идет исключительно за победами. В древней греческой культуре всякая человечность считалась слабостью. И в постановке мы пытаемся дать толчок к осознанию, что такое вообще – Победа, если говорить о реальном человеке, а не мифологическом герое. Помочь зрителям узнать, что для них главное, какие могут быть приоритеты.

Это тема очень актуальна в наше время, когда широко тиражируется культ победителей. И вешки успешной жизни напоминают те самые подвиги Геракла. Соревновательность присуща мальчикам с раннего детства. Это их природное свойство, они должны побеждать. Преодолевая боль, становиться сильнее. Принято считать, что это неотъемлемая часть процесса вырастания в мужчину. Но надо понять, для чего вообще быть сильным в этом мире.

-3

Время подумать

Лет тридцать назад была популярна пьеса «12 подвигов Геракла», которая рассказывала о свободе. О том, что все совершаемые героические поступки были ступеньками к освобождению. Это было актуально тогда, во второй половине двадцатого века. Сейчас же более интересен аспект осознания необходимости человечности внутри жесткого мира.

В упоминаниях о подвигах Геракла есть момент, который не считается его подвигом: ситуация, когда окружающие его друга задумываются о смысле своей жизни. Когда даже древний слепой старик знает, ради чего он живет. Геракл видит пример самопожертвования одного человека ради другого и вынужден либо смириться с этой ситуацией, либо сразиться с ангелом смерти. Спектакль «Игра в Геракла» в новом ключе обыгрывает события этой истории, в форме «игры в игре».

А не будут ли заложенные в постановку смыслы слишком тяжелы для понимания 12-летних детей и подростков, для которых ставится этот спектакль? – с сомнением спрашиваю режиссера.

– Двенадцать лет – вполне осознанный возраст, когда дети способны размышлять о делать логические выводы. А что такое сложно, я, честно говоря, не знаю, – улыбается Наталия Лебедева. – Все можно объяснить простым языком. И даже не словами, а игровой ситуацией, которая происходит на сцене. Театр, я считаю, не должен быть примитивным и дающим всю информацию «на блюдечке». Его цель не только в развлечении. Он должен давать пищу для размышления и заставлять зрителей делать свои выводы, высказывать их. Пусть даже не вслух. Ведь это самое интересное, когда спектакли оставляют вопросы, побуждая к саморазвитию.

Одна из основных идей премьерного спектакля – создать атмосферу, в которую зритель мог бы поместить себя. И пройти весь путь вместе с персонажем. Подумать, каким бы был его личный выбор в той или иной ситуации героя, и сравнивать с тем, как в итоге поступил Геракл. Мифический персонаж на протяжении всего спектакля эмоционально ведет за собой зрителей, побуждая пережить весь получаемый жизненный опыт вместе и увидеть, к чему в финале приведет проделанная череда выборов.

Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/v_surgute_24_marta_sostoitsya_premernyy_pokaz_spektaklya_igra_v_gerakla/