Найти тему
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Взлет и падение доколумбовых империй и их культур

Оглавление

Публикация из подборки:

Древняя Америка (майя, инки, ацтеки) | HISTHORY | ИСТОРИЯ | Дзен

Откройте для себя основные характеристики доколумбовых цивилизаций на американских территориях и роль колонизации в разрушении местных социально-политических структур.

Взлет и падение доколумбовых империй и их культур
Взлет и падение доколумбовых империй и их культур

До того, как испанский исследователь Христофор Колумб ступил на территории Америки или «Нового Света» в 1492 году, континент был домом для многих цивилизаций и небольших сообществ, которые были этнически богаты и социально развиты. Однако прибытие испанских исследователей, последовавших за Колумбом в поисках власти и богатства, спровоцировало бурный поворот в истории этих цивилизаций, приведя их к неизбежному упадку.

Что представляли собой доколумбовые империи?

Страница 56 Кодекса Борджиа, неизвестный автор, доколумбовое время, факсимильное издание 1898 года.
Страница 56 Кодекса Борджиа, неизвестный автор, доколумбовое время, факсимильное издание 1898 года.

Доколумбовые цивилизации расселились в Центральной Америке и Южной Америке. Эти сообщества значительно развили социокультурные, экономические и религиозные системы и пришли в упадок после столкновения с другим мировоззрением, навязанным иностранными исследователями с Пиренейского полуострова. Сочетание военных конфликтов, заноса исследователями новых болезней и навязывания другой социально-религиозной системы разрушило социальную ткань первоначальных сообществ. Исследователи крали и эксплуатировали их земли, порабощали их и заставляли принять христианство.

До того, как Христофор Колумб прибыл в Америку в 1492 году через Карибские острова (ныне Доминиканская Республика и Гаити), континент населял множество цивилизаций и небольших сообществ. Среди наиболее критически настроенных культур были ольмеки, ацтеки (самоназванные Кульуа-Мешика), майя в Мезоамерике (Мексика, Гватемала и Белиз) и инки (самоназванные Тауантинсуйу) в Западно-Андском регионе Южной Америки. (Перу).

Укрепления Саксайуаман, Перу.
Укрепления Саксайуаман, Перу.

Термин «доколумбовый» относится к оседлым обществам, населявшим Америку до того, как Колумб открыл новую эру колонизации в 1492 году. Однако этот термин часто относится к небольшому количеству конкретных культур, игнорируя огромное социальное разнообразие, населявшее Америку до иберийского вторжения.

Хотя этот термин относится к периоду до прибытия Колумба и обозначает До и После эпохи колонизации Центральной и Южной Америки, некоторые американские коренные цивилизации достигли пика социокультурного развития даже после того, как испанцы и португальцы вторглись на эти территории. Таким образом, также можно использовать термины «Доиспанская» или «Древняя Америка».

Также существовала некоторая путаница относительно некоторых слов, используемых для обозначения некоторых из этих сообществ, например, в случае с ацтеками. Это наименование использовалось с 18 века для обозначения коренных мексиканцев, населявших Теночтитлан (ныне Мехико). Если быть точным, это была социально-политическая власть, от которой ацтеки хотели освободиться. Теперь некоторые историки уточнили, что ацтеки - это люди, пришедшие из до сих пор неизвестного города Ацтлан и вторгшиеся в Мексику, помогая конкистадору Эрнану Кортесу в его завоеваниях.

Этническое и культурное разнообразие сообществ и политических сил

Цифровое воссоздание города Теночтитлан. Томас Коле. 2023.
Цифровое воссоздание города Теночтитлан. Томас Коле. 2023.

Хотя ацтеков, майя и инков часто называют наиболее развитыми культурами Древней Америки, в течение длительного периода социального и культурного развития возникли и другие сообщества. Например, карибы и таино в Карибском море были общинами, которые Христофор Колумб впервые увидел, достигнув острова «Эспаньола» (ныне Доминиканская Республика и Гаити), назвав их индейцами (поскольку он думал, что ступает на земли Индии на Старом континенте). Индейцы тупи и гуарани также были выдающимися в Бразилии и Аргентине.

В доколумбовых культурах были созданы великие социокультурные, языковые и религиозные системы. Местная археология выявила значительные достижения в архитектуре, математики, астрономии, искусстве и сельскохозяйственных знаниях, а также в социальных системах дифференциации труда. Несмотря на культурные и географические различия между этими цивилизациями, все они имели централизованный политический режим, устоявшуюся экономическую систему и политеистическую (многобожие) структуру верований.

Виды древних памятников в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане, автор Фредерик Катервуд, 1844 год.
Виды древних памятников в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане, автор Фредерик Катервуд, 1844 год.

В Центральной Америке ольмеки (1500 г. до н. э. - 300 г. н. э.) поселились в Мексиканском заливе, ныне Веракрус и Табаско. Для них характерно создание колоссальных высеченных в скале голов и создание основополагающей системы письма.

Ацтеки (1325 г. до н.э. - 1521 г. н.э.) поселились в Центральной и Восточной Мексике и развернули масштабное строительство храмов и рынков. С помощью военной силы они могли расширять свое правление до смерти своего лидера Монтесумы II и прихода к власти Эрнана Кортеса в 1521 году. Империя ацтеков не была монолитной политической структурой, как часто думают; вместо этого это было многоэтническое образование, образовавшееся в результате окончания гражданской войны. Однако город Теночтитлан был более ориентирован на военную сферу.

Майя (300 г. до н. э. - 900 г. н. э.), возможно, являются одной из самых популярных доколумбовых цивилизаций. Они поселились на полуострове Юкатан в Мексике и в джунглях Петен в Гватемале. Они развили большие познания в математике, астрономии и письменности. Они достигли пика цивилизации около 600 г. н.э.

Инки (1438 г. до н. э. - 1572 г. н. э.) развили свое социально-религиозное правление в Перуанских Андах. Они достигли огромной военной силы, которая позволила им стать самой значительной цивилизацией Древней Америки. Это была последняя сохранившаяся региональная политическая структура до вторжения Франсиско Писарро в 1532 году.

Колонизация и падение доколумбовых цивилизаций

Христофор Колумб прибыл в Америку. Картина Теодора де Бри 1594 года.
Христофор Колумб прибыл в Америку. Картина Теодора де Бри 1594 года.

В настоящее время трудно оспорить тот факт, что испанская колонизация во главе с конкистадорами была причиной упадка доколумбовых общин. Многие историки показали зверства, которые были совершены во имя испанской монархии и цивилизационного проекта по обращению «дикарей» и «варваров» в социально-религиозные структуры христианства.

Бартоломе Де лас Касас и Теодор де Бри: осуждение испанских зверств

Именно испанский священник Бартоломе Де лас Касас первым написал об ужасах, с которыми он столкнулся во время посещения первых испанских колоний в Америке и Карибском бассейне. В своем самом известном сочинении «Краткий отчет о разрушении Индии» он осудил насилие испанских исследователей против коренных народов. Он писал:

«Мы можем со всей достоверностью и правдивостью подсчитать, что за прошедшие сорок лет адскими действиями христиан было несправедливо убито более 20 миллионов мужчин, женщин и детей. По правде говоря, я полагаю, не пытаясь обмануть себя, что число убитых составляет более 50 миллионов».

И добавил:

«Причина, по которой они убивают такое бесконечное количество душ, заключается в том, что у христиан есть конечная цель, которая состоит в том, чтобы приобрести золото и разбогатеть за очень короткое время и, таким образом, подняться до высокого положения, несоразмерного их заслугам.»

Работа Де лас Касаса была опубликована и переведена на английский язык в 1583 году вместе с иллюстрациями немецкого иллюстратора Теодора де Бри (1528–1598). Благодаря этому сотрудничеству оба автора распространили осуждение предполагаемой жестокости испанцев в Америке. Эта работа также сильно повлияла на построение мифа о «благородном дикаре» и критику мракобесия католицизма и упадка испанского общества.

Резня индейцев. Теодор де Бри, 1594 год.
Резня индейцев. Теодор де Бри, 1594 год.

Работа Де лас Касаса положила начало так называемой «Черной легенде» - термину, который относится к антииспанской пропаганде, обвинявшей их в жестокости и нетерпимости, ранее распространявшуюся протестантскими англосаксонскими историками. В ответ на это в течение 20 века многие испанские историки обратились к этой теме в пользу хорошего имиджа Испании, назвав прежние обвинения и враждебную пропаганду основанными на преувеличенных фантазиях.

Хотя этот вопрос продолжает оставаться предметом дискуссий, мы можем быть уверены, учитывая недавние антропологические и исторические взгляды на колонизацию, что конфликтное столкновение между коренными доколумбовыми империями и иностранными колонизаторами создало нестабильную среду, в которой местные жители больше не могли существовать как как устоявшаяся цивилизация.

Исторические данные свидетельствуют о том, что испанские и португальские конкистадоры заставляли местных жителей принять христианство, эксплуатировали их территории и тела, крали минеральные ресурсы и коммерциализировали их как порабощенных людей. Одной из лучших работ, посвященных этой теме, является книга Цветана Тодорова «Покорение Америки: вопросо другом» (1982), где он анализирует испанское завоевание, колонизацию и разрушение доколумбовых культур в Мексике и Карибском бассейне.

Открытие Америки. Картина Иоганна Морица Ругендаса, 1820–1829 гг.
Открытие Америки. Картина Иоганна Морица Ругендаса, 1820–1829 гг.

В 1519 году Эрнан Кортес отправился с Кубы в Мексику с 500 людьми, стремясь уничтожить империю ацтеков и их короля Монтесуму. 13 августа 1521 года Кортес вторгся в столицу Теночтитлан с помощью обманутых коренных общин, заставив их поверить в то, что они могут освободиться от власти империи. Спустя годы Кортес продолжил расширять свою власть на север и юг, основав вице-королевство Новая Испания.

Несколько лет спустя Франсиско Писарро, вдохновленный достижениями своего товарища-исследователя Кортеса, начал экспедицию в составе 200 человек, чтобы завоевать территории инков и принять на себя власть их короля Атауальпы. К 1533 году это была самая обширная империя в мире, состоящая из конфликтующих единиц между различными завоеванными общинами. Писарро похитил Атауальпу и убил его 26 июля 1533 года. После этого с помощью местных воинов, желавших избавиться от власти инков, Писарро сражался против войск в Куско, которые были разбиты 15 ноября 1533 года. Это открыло путь к более позднему созданию Вице-королевства Перу.

Что мы можем узнать об истории доколумбовых империй?

«Похороны инков», Луис Монтеро, 1867 год.
«Похороны инков», Луис Монтеро, 1867 год.

Традиционная историография часто изображает исторические события как фиксированные факты во времени и пространстве, но социальные, культурные и исторические конъюнктуры представляют собой процессы развития, которые иногда перекрываются с другими событиями и имеют размытые границы. В случае расцвета и падения доколумбовых цивилизаций трудно установить конкретные моменты, которые могли бы установить временные и пространственные границы в сложном переплетении между предыдущими местными социокультурными и политическими режимами Америки и последствиями прибытие на эти территории испанских и португальских исследователей.

Например, многие другие культуры имеют историю взлетов и падений, как, например, в случае с культурами, населявшими Колумбию, Венесуэлу и Панаму. Более того, постколониальные движения коренных народов приложили огромные усилия по восстановлению культурных знаний, которые были утрачены и уничтожены. Хотя доколумбовые цивилизации не существуют как формальные культурные и политические единицы, их наследие все еще имеет резонанс в сложном вопросе исторического понимания того, из чего состоит латиноамериканская идентичность.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И СТАВЬТЕ ЛАЙКИ