Публикация из подборки:
Откройте для себя основные характеристики доколумбовых цивилизаций на американских территориях и роль колонизации в разрушении местных социально-политических структур.
До того, как испанский исследователь Христофор Колумб ступил на территории Америки или «Нового Света» в 1492 году, континент был домом для многих цивилизаций и небольших сообществ, которые были этнически богаты и социально развиты. Однако прибытие испанских исследователей, последовавших за Колумбом в поисках власти и богатства, спровоцировало бурный поворот в истории этих цивилизаций, приведя их к неизбежному упадку.
Что представляли собой доколумбовые империи?
Доколумбовые цивилизации расселились в Центральной Америке и Южной Америке. Эти сообщества значительно развили социокультурные, экономические и религиозные системы и пришли в упадок после столкновения с другим мировоззрением, навязанным иностранными исследователями с Пиренейского полуострова. Сочетание военных конфликтов, заноса исследователями новых болезней и навязывания другой социально-религиозной системы разрушило социальную ткань первоначальных сообществ. Исследователи крали и эксплуатировали их земли, порабощали их и заставляли принять христианство.
До того, как Христофор Колумб прибыл в Америку в 1492 году через Карибские острова (ныне Доминиканская Республика и Гаити), континент населял множество цивилизаций и небольших сообществ. Среди наиболее критически настроенных культур были ольмеки, ацтеки (самоназванные Кульуа-Мешика), майя в Мезоамерике (Мексика, Гватемала и Белиз) и инки (самоназванные Тауантинсуйу) в Западно-Андском регионе Южной Америки. (Перу).
Термин «доколумбовый» относится к оседлым обществам, населявшим Америку до того, как Колумб открыл новую эру колонизации в 1492 году. Однако этот термин часто относится к небольшому количеству конкретных культур, игнорируя огромное социальное разнообразие, населявшее Америку до иберийского вторжения.
Хотя этот термин относится к периоду до прибытия Колумба и обозначает До и После эпохи колонизации Центральной и Южной Америки, некоторые американские коренные цивилизации достигли пика социокультурного развития даже после того, как испанцы и португальцы вторглись на эти территории. Таким образом, также можно использовать термины «Доиспанская» или «Древняя Америка».
Также существовала некоторая путаница относительно некоторых слов, используемых для обозначения некоторых из этих сообществ, например, в случае с ацтеками. Это наименование использовалось с 18 века для обозначения коренных мексиканцев, населявших Теночтитлан (ныне Мехико). Если быть точным, это была социально-политическая власть, от которой ацтеки хотели освободиться. Теперь некоторые историки уточнили, что ацтеки - это люди, пришедшие из до сих пор неизвестного города Ацтлан и вторгшиеся в Мексику, помогая конкистадору Эрнану Кортесу в его завоеваниях.
Этническое и культурное разнообразие сообществ и политических сил
Хотя ацтеков, майя и инков часто называют наиболее развитыми культурами Древней Америки, в течение длительного периода социального и культурного развития возникли и другие сообщества. Например, карибы и таино в Карибском море были общинами, которые Христофор Колумб впервые увидел, достигнув острова «Эспаньола» (ныне Доминиканская Республика и Гаити), назвав их индейцами (поскольку он думал, что ступает на земли Индии на Старом континенте). Индейцы тупи и гуарани также были выдающимися в Бразилии и Аргентине.
В доколумбовых культурах были созданы великие социокультурные, языковые и религиозные системы. Местная археология выявила значительные достижения в архитектуре, математики, астрономии, искусстве и сельскохозяйственных знаниях, а также в социальных системах дифференциации труда. Несмотря на культурные и географические различия между этими цивилизациями, все они имели централизованный политический режим, устоявшуюся экономическую систему и политеистическую (многобожие) структуру верований.
В Центральной Америке ольмеки (1500 г. до н. э. - 300 г. н. э.) поселились в Мексиканском заливе, ныне Веракрус и Табаско. Для них характерно создание колоссальных высеченных в скале голов и создание основополагающей системы письма.
Ацтеки (1325 г. до н.э. - 1521 г. н.э.) поселились в Центральной и Восточной Мексике и развернули масштабное строительство храмов и рынков. С помощью военной силы они могли расширять свое правление до смерти своего лидера Монтесумы II и прихода к власти Эрнана Кортеса в 1521 году. Империя ацтеков не была монолитной политической структурой, как часто думают; вместо этого это было многоэтническое образование, образовавшееся в результате окончания гражданской войны. Однако город Теночтитлан был более ориентирован на военную сферу.
Майя (300 г. до н. э. - 900 г. н. э.), возможно, являются одной из самых популярных доколумбовых цивилизаций. Они поселились на полуострове Юкатан в Мексике и в джунглях Петен в Гватемале. Они развили большие познания в математике, астрономии и письменности. Они достигли пика цивилизации около 600 г. н.э.
Инки (1438 г. до н. э. - 1572 г. н. э.) развили свое социально-религиозное правление в Перуанских Андах. Они достигли огромной военной силы, которая позволила им стать самой значительной цивилизацией Древней Америки. Это была последняя сохранившаяся региональная политическая структура до вторжения Франсиско Писарро в 1532 году.
Колонизация и падение доколумбовых цивилизаций
В настоящее время трудно оспорить тот факт, что испанская колонизация во главе с конкистадорами была причиной упадка доколумбовых общин. Многие историки показали зверства, которые были совершены во имя испанской монархии и цивилизационного проекта по обращению «дикарей» и «варваров» в социально-религиозные структуры христианства.
Бартоломе Де лас Касас и Теодор де Бри: осуждение испанских зверств
Именно испанский священник Бартоломе Де лас Касас первым написал об ужасах, с которыми он столкнулся во время посещения первых испанских колоний в Америке и Карибском бассейне. В своем самом известном сочинении «Краткий отчет о разрушении Индии» он осудил насилие испанских исследователей против коренных народов. Он писал:
«Мы можем со всей достоверностью и правдивостью подсчитать, что за прошедшие сорок лет адскими действиями христиан было несправедливо убито более 20 миллионов мужчин, женщин и детей. По правде говоря, я полагаю, не пытаясь обмануть себя, что число убитых составляет более 50 миллионов».
И добавил:
«Причина, по которой они убивают такое бесконечное количество душ, заключается в том, что у христиан есть конечная цель, которая состоит в том, чтобы приобрести золото и разбогатеть за очень короткое время и, таким образом, подняться до высокого положения, несоразмерного их заслугам.»
Работа Де лас Касаса была опубликована и переведена на английский язык в 1583 году вместе с иллюстрациями немецкого иллюстратора Теодора де Бри (1528–1598). Благодаря этому сотрудничеству оба автора распространили осуждение предполагаемой жестокости испанцев в Америке. Эта работа также сильно повлияла на построение мифа о «благородном дикаре» и критику мракобесия католицизма и упадка испанского общества.
Работа Де лас Касаса положила начало так называемой «Черной легенде» - термину, который относится к антииспанской пропаганде, обвинявшей их в жестокости и нетерпимости, ранее распространявшуюся протестантскими англосаксонскими историками. В ответ на это в течение 20 века многие испанские историки обратились к этой теме в пользу хорошего имиджа Испании, назвав прежние обвинения и враждебную пропаганду основанными на преувеличенных фантазиях.
Хотя этот вопрос продолжает оставаться предметом дискуссий, мы можем быть уверены, учитывая недавние антропологические и исторические взгляды на колонизацию, что конфликтное столкновение между коренными доколумбовыми империями и иностранными колонизаторами создало нестабильную среду, в которой местные жители больше не могли существовать как как устоявшаяся цивилизация.
Исторические данные свидетельствуют о том, что испанские и португальские конкистадоры заставляли местных жителей принять христианство, эксплуатировали их территории и тела, крали минеральные ресурсы и коммерциализировали их как порабощенных людей. Одной из лучших работ, посвященных этой теме, является книга Цветана Тодорова «Покорение Америки: вопросо другом» (1982), где он анализирует испанское завоевание, колонизацию и разрушение доколумбовых культур в Мексике и Карибском бассейне.
В 1519 году Эрнан Кортес отправился с Кубы в Мексику с 500 людьми, стремясь уничтожить империю ацтеков и их короля Монтесуму. 13 августа 1521 года Кортес вторгся в столицу Теночтитлан с помощью обманутых коренных общин, заставив их поверить в то, что они могут освободиться от власти империи. Спустя годы Кортес продолжил расширять свою власть на север и юг, основав вице-королевство Новая Испания.
Несколько лет спустя Франсиско Писарро, вдохновленный достижениями своего товарища-исследователя Кортеса, начал экспедицию в составе 200 человек, чтобы завоевать территории инков и принять на себя власть их короля Атауальпы. К 1533 году это была самая обширная империя в мире, состоящая из конфликтующих единиц между различными завоеванными общинами. Писарро похитил Атауальпу и убил его 26 июля 1533 года. После этого с помощью местных воинов, желавших избавиться от власти инков, Писарро сражался против войск в Куско, которые были разбиты 15 ноября 1533 года. Это открыло путь к более позднему созданию Вице-королевства Перу.
Что мы можем узнать об истории доколумбовых империй?
Традиционная историография часто изображает исторические события как фиксированные факты во времени и пространстве, но социальные, культурные и исторические конъюнктуры представляют собой процессы развития, которые иногда перекрываются с другими событиями и имеют размытые границы. В случае расцвета и падения доколумбовых цивилизаций трудно установить конкретные моменты, которые могли бы установить временные и пространственные границы в сложном переплетении между предыдущими местными социокультурными и политическими режимами Америки и последствиями прибытие на эти территории испанских и португальских исследователей.
Например, многие другие культуры имеют историю взлетов и падений, как, например, в случае с культурами, населявшими Колумбию, Венесуэлу и Панаму. Более того, постколониальные движения коренных народов приложили огромные усилия по восстановлению культурных знаний, которые были утрачены и уничтожены. Хотя доколумбовые цивилизации не существуют как формальные культурные и политические единицы, их наследие все еще имеет резонанс в сложном вопросе исторического понимания того, из чего состоит латиноамериканская идентичность.