Найти тему
VK Play

«Дюна» Фрэнка Герберта в играх

Оглавление

От ролевого приключения до глобальной стратегии и симулятора выживания

В 2021 году выход новой экранизации «Дюны» всколыхнул интерес и к первоисточнику, и к продукции на его основе. В сентябре 2023-го из раннего доступа Steam вышла первая за много лет игра на основе вселенной Фрэнка Герберта. В том же году 30-летие отметила культовая Dune II: Battle For Arrakis, определившая развитие жанра RTS.

А в начале 2024 года состоялась премьера второй части эпичной экранизации от Дени Вильнева. Новый фильм за первые две недели проката обошел по сборам первый. Наше мнение о нем можно узнать здесь. А в этой статье мы подробнее поговорим о самых известных играх культовой франшизы.

Dune (1992)

-2

Первая видеоигра о вселенной «Дюны» — по крайней мере, из выпущенных официально и известных истории. В немалой степени своим появлением она обязана фильму Дэвида Линча 1984 года — провалившемуся, но культовому в узких кругах. Это видно хотя бы по лицу главного героя — Пола Атрейдеса. Он срисован с актера Кайла Маклахлена, исполнившего ту же роль в фильме и широко известного по роли агента Купера в сериале «Твин Пикс».

Разработку Virgin Games, владевшая лицензией на создание игр по Dune, поручила французской студии Cryo Interactive. Увы, первый прототип показался издателю неудачными — странный гибрид квеста, ролевой игры и экономической стратегии оказался на грани закрытия. Неудобный интерфейс, непонятный дизайн — американские партнеры не видели в подобном нагромождении коммерческого потенциала.

-3

Издатель уже передал материалы другой команде и выпускать изначальную версию Dune даже не планировал. На помощь пришла SEGA, купившая европейское подразделение Virgin и узнавшая о проекте. Руководство лондонского офиса оказалось более благосклонно и дало зеленый свет дальнейшей разработке.

В итоге мир получил игру, которая на ранних этапах напоминала квест с ролевыми элементами. Задачей игрока было летать по Арракису на орнитоптере и заключать союзы с ситчами фременов, попутно добывая спайс для Императора. Но чем дальше двигался сюжет, тем важнее становились развитие базы и менеджмент армии, которой предстояло схлестнуться с войсками Харконненов.

Dune, которую некоторые геймеры могли обнаружить на популярных в начале 00-х дисках с этикетками в духе «Миллион игр для престарелых ПК», вышла в 1992 году на платформе DOS, а через год добралась до Sega Mega-CD. Тот же путь параллельно прошла другая, куда более известная и популярная игра о песчаной планете.

Dune II (1992)

-4

Не впечатлившись проектом Cryo, Virgin заказала параллельную разработку «Дюны» американской Westwood Studios, известной благодаря портированию различных RPG по лицензии Dungeons & Dragons и собственной научно-фантастической ролевой игре Mars Saga.

Студия, в дальнейшем известная серией Command & Conquer, а сегодня именуемая Petroglyph Games, фактически закрепила в Dune II основы стратегий в реальном времени и задала вектор развития жанра на годы вперед. На тот же фундамент опиралась оригинальная Warcraft: Orcs & Humans — вид сверху, несколько фракций со своими уникальными юнитами, строительство базы и атака роя маленьких пикселей на другой рой — иного цвета.

Игра, не связанная с детищем французов ничем, кроме имени и первоисточника, вышла в том же году, но немного позже, почему и получила цифру II в названии и подзаголовки: The Building of a Dynasty в США и Battle For Arrakis — в Европе. В 1993-м вышел порт для MegaDrive II, хорошо знакомый геймерам на постсоветском пространстве — и для многих являющийся единственно правильной, «той самой» игрой по «Дюне».

В отличие от Cryo, с первоисточником Westwood обошлась куда менее бережно. Начиная со смены клановых цветов Атрейдесов и Харконненов (в книгах гербовой орел первых был красным, тогда как вторые использовали синего грифона) и применения огнестрельного оружия — и заканчивая домом Ордос. Последний у Герберта вообще отсутствовал.

Dune 2000 (1998)

-5

Dune 2000 ярко иллюстрирует некоторую стагнацию Westwood в рамках созданного же ей дизайна RTS. После выпуска нескольких частей Command & Conquer студия вернулась к истокам и сделала по сути ремейк Dune II — вплоть до буквального повторения ряда миссий. Большая часть механик перекочевала в новую игру прямиком из 1992 года, обновилась только картинка — заново нарисованные спрайты в повышенном разрешении действительно радовали глаз в свое время.

Более радикальный подход демонстрировала версия для первой PlayStation, изданная Electronic Arts. Консоль Sony очень любила полигоны, и конец 90-х был бумом угловатой трехмерной графики на приставках. Вот и Dune 2000 перебралась в 3D, подружилась с геймпадом — и, надо сказать, вполне бодро игралась. Тем, кто пропустил Battle for Arrakis на MegaDrive, даже не грозило перманентное дежавю. Но было очевидно, что надо что-то менять. И Westwood поменяла.

Emperor: Battle for Dune (2001)

-6

Заручившись поддержкой Electronic Arts, создатели Command & Conquer — этот статус был важной частью рекламной кампании — принялись за свою третью игру во вселенной «Дюны». В 2001 на ПК под управлением Windows вышла Emperor: Battle for Dune — последняя «классическая» RTS франшизы и на двадцать следующих лет — единственная официальная стратегия под этим брендом. На ПК пришла трехмерная полигональная графика, к трем Великим Домам добавились еще пять фракций — союз с двумя из них по мере прохождения давал игроку уникальные бонусы и повышал реиграбельность.

Emperor была тепло принята сообществом и показала, что дизайнеры Westwood не разучились придумывать новые механики. Впоследствие творческие изыскания сыграют со студией злую шутку — часть команды в составе Petroglyph будет с переменным успехом нащупывать новые форматы, но в итоге вернется к стандартной формуле и сделает для EA ремастер Command & Conquer. Другая под вывеской Danger Close Games выпустит не лишенную смелых идей, но все же весьма спорную C&C 4: Tiberian Twilight — и похоронит великую серию.

Frank Herbert's Dune (2001)

-7

После Emperor права на новые игры по франшизе оказались в руках Cryo Interactive, создателей самой первой Dune. К началу нового века компания уже была сама себе издателем, а на экраны в 2000 году вышел мини-сериал «Дюна Фрэнка Герберта» — бюджетный, но вполне сносный и достаточно бережный по отношению к первоисточнику. Позднее также были экранизированы «Мессия Дюны» и «Дети Дюны», где одна из главных ролей досталась молодому Джеймсу МакЭвою.

Baldur's Gate 1 и 2 после третьей части: стоит ли играть?

На новой волне интереса ко вселенной Герберта Cryo решила повторить трюк десятилетней давности и запустила в разработку сразу три игры под брендом Dune. Первым стал стелс-боевик Frank Herbert's Dune, выпущенный в 2001 году. Страшный визуально, неуклюжий геймплейно и состоящий всего из пяти похожих друг на друга примитивных миссий. Игре было далеко как до собратьев по жанру, так и до самой первой Dune 1992-го.

Провал Frank Herbert's Dune стал одним из катализаторов грядущего банкротства Cryo Interactive, но она все же попыталась закончить два других проекта по франшизе. Безуспешно.

Dune Generations (2001, отменена)

-8

Вторая игра Cryo — амбициозная онлайн-стратегия, разработку которой поручили внутренней студии, специализирующейся на сетевых проектах — Cryo Networks. Игрокам обещали три играбельные фракции — солдат, наемников и торговцев — с уникальными юнитами и бонусами. В Dune Generations, помимо собственно войны и добычи спайса, предполагались торговля, союзы, шпионаж и даже развитие собственной династии.

И, несмотря на онлайн-ориентированность, ожидалась полноценная сюжетная кампания. По ранним концептам создавалось впечатление, что перед нами представитель так и не родившегося (но несколько раз пытавшегося появиться) жанра MMORTS — с элементами как классической Dune II, так и с механиками из современных игр Paradox.

Увы, Dune Generations, несмотря на уже открытую регистрацию на бета-тестирование, сначала была перенесена, а потом и вовсе канула в Лету вместе с Cryo Interactive, в 2002 году объявившей о банкротстве.

Dune: Ornithopter Assault (2002, отменена)

-9

Третий — и наименее известный — проект Cryo. Аркадный симулятор орнитоптера (основной летательный транспорт на Арракисе), пилотом которого выступал Дункан Айдахо. В его роли игрок мог бы сражаться с вражескими машинами, охранять добывающие спайс харвестеры и сопровождать транспорт. Релиз планировался на портативной консоли Game Boy Advance.

Увы, и эта игра до релиза не дожила. Но ее судьба все же чуть менее печальна и чуть более интересна, чем у Dune Generations. В 2015 году ROM-файл незаконченной игры появился в сети — на фанатских сайтах его можно найти и сегодня, чтобы запустить на эмуляторе Game Boy Advance. Но и это еще не конец истории.

В ноябре 2021 года на Kickstarter появился проект Elland: The Crystal Wars от The Retro Room Games. На поверку это оказалась та самая Dune: Ornithopter Assault, которую маленькая студия обещает закончить и выпустить, переписав сценарий и заново озвучив ролики и диалоги. К работе подключились и сотрудники Soft Brigade — компании, которая создавала, но так и не довела до финала оригинал.

В октябре 2022 года Elland вышла в Steam, но широкой популярностью не пользуется. Вероятно, основная аудитория игры получила свои копии за пожертвования на Kickstarter.

Dune: Spice Wars (2022)

-10

Французская студия SHIRO Games хорошо зарекомендовала себя игрой Northgard. Стратегия про викингов в мире скандинавских мифов несла в себе элемент градостроительной и экономической RTS, основанной на контроле территорий, ресурсов и развитии фракции. Здесь можно усмотреть черты The Settlers, Rise of Nations и даже Civilization — уникальные пропорции определили узнаваемый дизайн «стратегии SHIRO». И он же лежит в основе новой Dune: Spice Wars.

Не самая лучшая новость для тех, кто ждал еще один ремейк Dune II и устаревшую RTS в духе C&C в 2022 году. Но механики контроля территорий и ресурсов, дипломатии и разведки в условиях дефицита воды, борьба за влияние — все это куда лучше отражает устройство вселенной, придуманной Фрэнком Гербертом. К тому же, харвестеры, спайс и песчаные черви никуда не делись.

Проведя полтора года в раннем доступе, Dune: Spice Wars получила немало новых функций вроде режима Conquest и полноценной биржи ценных бумаг — еще одного элемента и без того достаточно сложной игровой экономики. Также добавлены новые фракции, а в начале 2024 года вышло полноценное дополнение. Вместе с ним в игре появился Дом Верниус, возглавляющий Икшианскую Конфедерацию и использующий самые продвинутые технологии.

Dune: Awakening

-11

Норвежский издатель и разработчик Funcom объявил о соглашении с Legendary Pictures в феврале 2019 года. Шестилетний контракт предполагает разработку трех игр по франшизе «Дюна», новую жизнь в которую по плану должен был вдохнуть — и вдохнул — фильм Дени Вильнева. Первая из игр — Spice Wars. Еще об одной толком нет даже домыслов и слухов.

И третья — симулятор выживания на Арракисе в духе достаточно популярной Conan Exiles, разработанной самой Funcom. Эту игру под названием Dune: Awakening анонсировали на gamescom 2022.

За что мы любим Arcanum

Авторы хотят сделать игру дружелюбнее к широкой аудитории и, помимо опыта Conan Exiles, используют идеи Valheim и некогда очень популярной MMORPG Star Wars: Galaxies. Но это не значит, что выжить в пустыне будет легко — вода всегда в дефиците, а драгоценный спайс нужно уметь распределять и на оплату различных предметов, и на прокачку персонажа.

При создании сюжета Funcom сотрудничала с наследниками Фрэнка Герберта. В игре альтернативная вселенная, события в которой развиваются иначе, чем в книгах. Это позволило ввести в историю новые элементы и сохранить жизнь ряду интересных персонажей — например, герцогу Лето Атрейдесу.

Разработчики делятся подробностями игры, но не раскрывают дату выхода. Однако на официальном сайте можно записаться на бета-тест.

-12

Помимо официальных игровых воплощений, свой взгляд на вселенную Фрэнка Герберта или попытки представить правильного наследника любимой с детства Battle for Arrakis предпринимают создатели модов и независимые студии. В 2009 вышла модификация Dune Wars, превращающая Civilization IV: Beyond the Sword в глобальную стратегию в мире «Дюны». Для Command & Conquer 3: Tiberium Wars существует модификация Dune 2 Remaster, превращающая последнюю крутую часть C&C в ремейк «той самой» Dune II. Красноярская студия Glyph Worlds на DevGamm 2021 представила проект Barkhan — беззастенчивый клон Dune 2000 и Emperor на современном движке. Если вы знаете другие неофициальные проекты, посвященные «Дюне», — рассказывайте в комментариях.

Обложка: Марк Симонетти, «Дети Дюны» для издательства Aleph