Всем привет! Вчера я посмотрела фильм «Зона интересов». Данная кинокартина была снята британским режиссёром Джонатаном Глейзером. Премьера состоялась в мае 2023 года на Каннском кинофестивале и была тепло принята критиками. По итогам года фильм был номинирован на пять номинаций «Оскар» и получил две статуэтки – «За лучший иностранный фильм» и «За лучший звук». На мой взгляд, абсолютно заслуженно. Данное произведение можно назвать одним из лучших среди вышедших в свет в 2023 году. На мой взгляд, он сильнее «Оппенгеймера», признанного многими лучшим фильмом года. «Зона интересов» вновь подтверждает, что кино – важнейшее из искусств.
Фильм рассказывает нам о коменданте лагеря Освенцим-Аушвиц Рудольфе Хёссе и его семье. Данная кинокартина действительно достойная и вызывает у зрителя леденящий душу ужас. Обсудим? Далее будут спойлеры.
На первых кадрах мы видим обычный день обыкновенной, на первый взгляд, семьи. Муж, жена и детишки развлекаются, купаются в реке и приятно проводят время на природе, а затем возвращаются домой. Такой день знаком многим обывателям, и не вызывает неприятных эмоций. Пока. Весь ужас в том, что это семья не простого человека, а коменданта лагеря Освенцим – Аушвиц Рудольфа Хёсса. А их дом, в который они возвращаются, находится в непосредственной близи от самого концентрационного лагеря и отделён от него только одной стеной, которая даже не скрывает от обитателей дома лагерные вышки и трубы печей крематория. Не способна данная стенка заглушить и выстрелы, и крики о помощи умирающих там людей. Всё это периодически зритель будет слушать по ходу повествования кинокартины. И тем страшнее, что членов семьи Хёсса данные обстоятельства нисколько не смущают.
На первых кадрах фильма мы видим милую, на первый взгляд, женщину, мамочку, которая с малышкой на руках разглядывает цветущие флоксы и божьих коровок. Мы ещё не знаем, какое на самом деле перед нами чудовище, что из себя представляет эта женщина – фрау Хёсс, королева Освенцима, как сама она себя называет. Какое это циничное и безжалостное существо, которое даже человеком назвать сложно, ведь человеческого в ней практически не осталось. Она относится к прислуге как к скоту и с лёгкостью напоминает своим рабыням – полячкам чтобы не забывали своё место, а за совершенную ошибку с леденящим душу спокойствием, перед тем, как отправить в рот очередной кусочек вкусного завтрака, говорит девушке, что в её силах сказать мужу отправить провинившуюся в печь.
Далее нам показывают фрау Хёсс в компании подруг. Они обыденно и спокойно сплетничают о своих общих знакомых и обсуждают обычные женские вещи – красивую одежду и украшения. Только весь ужас в том, что вся эта одежда снята с очередной еврейки, которая обрела свою смерть за стенами лагеря. Вот следующий кадр, фрау Хёсс бежит примерять новую шубу. Спасибо мужу, какой он у неё славный добытчик! И одежда всегда шикарная в распоряжении фрау, и поездки в Италию по желанию. Только, какой ценой, за счёт кого и чего? Об этом здесь не принято говорить, об этом молчат. А иногда даже врут, что вещи из Канады. Ну правда, стыдно же признавать, что это взято с плеч загубленных душ… Хотя нет… Стыд – это не про них. Просто престижнее, что твоя вещь из Канады, а не из Освенцима.
Не менее страшны и разговоры мужчин этого дома, наоборот, от них ещё больше леденеет кровь в жилах. Лучшие учёные мужи Рейха приехали к Хёссу. Но куда и на что направлены их старания, их ум? Они обсуждают, как улучшить работу крематория, как сделать её более эффективной, так, чтобы можно было сжигать по 400-500 тел в день! Нет, для них утрачена всякая надежда на человечность, они давно перестали видеть в людях не титульной нации и расы людей, для них это только биологический материал, не более. Их спокойствие и цинизм пробирают до дрожи.
Показательны кадры охоты Рудольфа Хёсса. Лес, где должна быть тишина, наполнен криками людей, которые гибнут в камерах Освенцима. Но Хёсс и его соратник как будто не слышат этого. Вместо этого они обсуждают, что они только что слышали, была это выпь или цапля? Однако только очень внимательный зритель может разобрать крики птиц. Насколько же глухи сердца этих людей! Насколько закрыты их сердца, души и умы, что их совершенно перестали волновать и терзать чужие страдания. Их совершенно не мучает совесть, они спокойно спят по ночам.
На самом деле, каждый кадр этого фильма гениален и наполнен смыслом. Его можно и нужно разбирать по частям.
Вот мы видим развлечения деток семейства Хёсса по ночам. Мальчики играют чужими…. зубами. Обычное детское любопытство оказывается помноженным на абсолютное отсутствие эмпатии к людям не той нации. Что ж, достойное поколение гитлеровцев растёт. Слыша каждый день, как страдают другие, они сами становятся глухими к этим страданиям. Что можно ожидать от ребёнка, который среди ночи слышит приказ немецкого солдата утопить заключённого, устроившего драку за яблоко. Ведь и его папа – немецкий офицер, а, значит, что говорят эти люди – это правильно.
В то время, как вокруг дома этой семьи умирают люди, в том числе от голода, а сами хозяева не кормят нормально даже своих польских рабынь (девушки выглядят измождёнными), сами они питаются на отвал. Вот нам показывают картину семейного идеалистического ужина, среди блюд меню особым образом приготовленные улитки и огромный торт.
Но есть и белое пятно во всей этой чёрной кляксе фильма. Есть один положительный персонаж – дочь коменданта Хёсса. Девочка по ночам бегает в лагерь, где старательно в землю закапывает яблоки и сахар, пытаясь таким образом помочь заключенным. Гениальный режиссёрский ход, что кадры с этой девочкой кажутся нереалистичными, снятыми как будто сновидение. Настолько сильно этот образ выбивается из всего того, что мы видим вокруг, из всего образа жизни данного семейства, что кажется глубоко нереальным, ровно настолько, насколько кажется нереальной возможность в таком окружении и при таком воспитании сохранить в себе человечность, доброту и сочувствие. К слову, мать – фрау Хёсс относится к этой девочке как к чудачке, а может, даже считает, что она больна, но хотя бы девочку не наказывают за то, что она делает.
К фрау Хёсс прибывает мать. Старая немка терпеть не может большевиков и евреев, что для неё одно и то же, она откровенно радуется, что за стеной может оказаться её бывшая работодательница - еврейка Циннерман. Старая фрау шарахается от прислуги, пока ей не говорят, что это не евреи, они за стеной, это местные девушки. Она восхищается домом и садом, которые устроила её дочурка. Но даже вот такая мадам в итоге не выдерживает криков страдальцев по ночам, которые раздаются из-за стены. Она сбегает, оставив дочери письмо. Что в нём написано, зритель не узнает. Возможно, предупреждение дочери. Однако даже это письмо не способствует раскаянию фрау Хёсс. Оно не вызывает в ней ничего, кроме… злости, которую она по обыкновению срывает на одной из своих рабынь, с невозмутимым спокойствием говоря ей, что отправит в печь за следующий проступок.
Кажется, что даже сам комендант тяготится работой и жизнью возле лагеря больше, чем его жена. Для Фрау это идеал жизни, который она лелеяла с 17 лет. Вот только размеренное течение жизни нарушает новость о повышении мужа, он больше не комендант лагеря Освенцим-Аушвиц, теперь он начальник над всеми комендантами и лагерями. Теперь сам Хёсс будет придумывать, как улучшить работу крематориев или усовершенствовать газовые камеры. Теперь он значимая шишка. Однако его жена наотрез отказывается покидать дом. И даже расставание с мужем её не страшит. Пусть он занимается своей работой, а она будет делать свою – воспитывать детей. Фюрер ведь называл это образцом жизни. На востоке много земли, берите, сколько хотите, и вот эта земля наша. Нет, она не поедет. Это её дом, она никому его не отдаст. А новый начальник Освенцима пуст поищет себе другое место для проживания.
По настоянию жены Рудольф Хёсс пишет письмо на Бормана, просит оставить за ним этот дом. В письме есть любопытная деталь. Хёсс говорит, что его жене удалось создать «образцовую среду для воспитания детей». «Образец» - это дом, с видом на печи крематория, где дети даже по ночам слышат крики страдающих, где они дышат воздухом от тел, которые подверглись сжиганию, где они купаются в реке, в которой есть целые течения из пепла, где они играют человеческими зубами. Что ж, хорош образец, достоин Третьего Рейха. Здесь можно взрастить идеальных солдат для Гитлера, полностью лишенных сочувствия, лишенных любой человечности. Хёсс также выражает надежду, что пример его жены сподвигнет других немцев ехать на Восток.
В конце фильма мы видим, как Хёсс заболевает, хотя причины для этого нет, врачи её выявить не могут, но бывшего коменданта начинает тошнить. Увы, от самого себя и своей жизни. Все его злодеяния не пошли впрок. Показательно.
Гениально и завершение данного фильма. Мы переносимся в наше время. Видим, как работают уборщицы на территории бывших бараков лагеря Освенцим-Аушвиц. Они спокойно ведут приборку помещений, а на фоне мы видим груды человеческой одежды, тех, кто когда-то попал в данные застенки и, возможно, уже не вышел отсюда живым. Такими кадрами режиссёр пытается показать нам, а действительно ли мы сами помним всё это? Действительно ли относимся к этому серьёзно? Нас всё ещё трогает то, что случилось 70 с лишним лет назад? Не стали ли мы относиться ко всему произошедшему также равнодушно, как семья Хёссов? Не стало ли для нас всё это только лишь историей? Хватает ли у нас сочувствия к трагедии, произошедшей в этом месте? Ведь она может не повториться, только пока мы помним. Мы должны не забывать о произошедшем, о причинах, которые привели к такому кошмару наяву. Мы должны каждый раз возвращаться к этим леденящим душам подробностям, чтобы оставаться людьми, чтобы для нас жизни таких же, как мы никогда не утрачивали своё значение, чтобы мы, люди всей Земли, осознавали своё братство и не делили друг друга по национальности, религии или расе….
Вот такой сильный и гениальный фильм «Зона интересов». Однозначно советую к просмотру. А вы видели его? Делитесь в комментариях своими впечатлениями от просмотра.