Найти тему
Записки Шурика

Старый фотоальбом. Александр Буйнов. «Буй» с билетом на Копенгаген.

А дело, дело в том,

Что как-нибудь потом

В нашей самой сказочной стране

Я построю дом,

Чтобы слушать в нём

Лишь биение сердца в тишине.

(Борис Баркас)

Сложно найти на нашей эстраде музыканта, вызывающего столь противоречивые эмоции у своих поклонников.

Александр Буйнов - участник легендарных рок-групп «Скоморохи» и «Аракс». И не просто участник, а автор музыки знаковых для становления этих групп композиций «Песня об Алёнушке» и «Трава-мурава» (слова Валерия Сауткина). Многолетний участник ансамбля «Веселые Ребята», регулярно назывался специалистами и слушателями в числе сильнейших инструменталистов страны. В разгар перестройки и распада СССР начал сольную карьеру и расколол лагерь своих поклонников на две половины. Одна половина скупала его пластинки и заполняла самые большие и престижные залы. Вторая часть поклонников без устали обвиняла его в отсутствии голоса и вкуса.

Приведу самые яркие и характерные комментарии со страницы клуба любителей ансамбля «Веселые Ребята» в VK (синтаксис и пунктуация публикаций сохранены):

Василий Р : Зачем своими «попсовыми» напевами он дискредитировал прошлое из веселых ребят??? Кроме отвращения ничто не вызвало, хотя в ВР я его уважал

Владимир П. :Василий полностью с тобой согласен...Может всё и красиво...Но вот незадача Сашенька так не научился петь. Может ему обратиться по классу вокала к преподавателю.... Да и кстати легендарный вокал ВР Саша Лерман очень удивился что Буйнов стал вокалистом

Юрий А: Александр Буйнов - певец и музыкант с большой буквы. Хорошо запомнился еще с Веселых Ребят.

Владислав С. : Саша, только не пой, просили на одном из форумов ВИА..)) Не послушал... Клавишник от бога, но не певец...))

Павел Г.: Кто вообще дал ему звание народного артиста? Голоса совершенно нет. После песни "Трава - мурава" ничего не написал. Так себе артист.

Александр М. : Буй остался в лихие девяностые одним из немногих на эстраде, кто зарабатывал себе на жизнь сам, и давал заработать музыкантам своего ансамбля.

Виталий Ч .: Долгое время к пению Буйнова я относился, мягко говоря, скептически, но не так давно всё же решил полюбопытствовать - что же он там всё-таки поёт в своих многочисленных альбомах. И к своему удивлению обнаружил немало качественных песен, прекрасно аранжированных, сделанных в разнообразных стилях, в том числе фолк, софт-рок, кантри, блюз и пр. В итоге скачал себе десятка три его песен.

Олег М. :Никогда не сомневался в нём, как в классном музыканте!

Но лучше предоставим слово самому Александру:

«Началась как раз перестройка. Ребята стали один за одним покидать группу. Мне тоже хотелось уйти. Дело не в деньгах даже было. Хотелось самореализоваться, а в группе это было сделать нереально. Я уходил год. Писал заявление чуть ли не каждый день...
Причем я думал, что возьму какие-нибудь песни из репертуара группы, но моя третья жена Алена сказала: «Вот инструмент. Садись и пиши себе новый репертуар»

Так или иначе, карьера Буя как сольного исполнителя началась с альбома «Билет на Копенгаген».

В моем старом фотоальбоме хранится рецензия на этот альбом известного музыкального критика А. Петрова, опубликованная в № 3-4 (48, 49) за 1991 год Ежеквартального Журнала «Мелодия», принадлежащего «Фирме Мелодия».

С60 30801 003 Александр Буйнов «Билет на Копенгаген» Редактор О. Глушкова.

Эстрада, эстрадная песенка, современный шансон это, по определению, прежде всего музыка отдыха, релакса, развлечения. Такая песня цветет буйным цветом в сытые, зажиточные голы. Но она оказывается ещё более социально значимой в годы худые и голодные. Воплощая собой мечту о счастье, идеал «красивой жизни», она отвлекает от повседневных тягот, от серых будней, становится заглушающим боль н@pkoтик@м. Сейчас, в эпоху общественного и экономического кризиса, потребность в такой песне особенно велика. И, ощущая громадный спрос, конвейер работает непрерывно , ежегодно выбрасывая на рынок пользующийся спросом товар: тысячи простеньких мелодий с незатейливыми текстами. Разумеется, девяносто процентов здесь откровенный китч, примитив, штамповка. Но есть и интересные исполнители, и талантливые авторы. «Под поверхностью» коммерческого шлягера вообще проходи любопытные процессы. Есть даже попытка привнести сюда какие-то животрепещущие темы - включая социальные, политические. «Попаданий» мало, однако сама тенденция, восходящая, скорей всего, к Высоцкому, характерна…
Итак, первый сольный альбом симпатичного шансонье Александра Буйнова. Пластинка практически авторская - лишь один из номеров - «В городе Сочи…» - пера Владимира Матецкого, все остальное принадлежит Буйнову в соавторстве с корифеями эстрадных текстов Баркасом, Рубальской и Резником и набирающей очки Натальей Просторовой. Буйнов - обладатель выразительного, гибкого голоса, мастер интонации, точно выверенной фразы, подтекста; интеллигентный исполнитель с хорошим чувством юмора. Это не новичок, а музыкант с двадцатилетним опытом, почему-то долго пребывавший в тени, на вторых-третьих ролях, много певший «в группе», Сейчас он активно наверстывает упущенное, Знает своего слушателя, прекрасно ощущает конъюнктуру, и, судя по всему, - ищет в песне свою позицию, свой угол зрения. Будучи плоть от плоти исполнителем именно эстрады, популяра, он стремится отойти от наиболее банальной, до дыр заигранной тематики, нащупать свое.
На этом поиске и построена его пластинка. Это работы сезона 1989/90 года, некоторые из них «крутились» тогда по ЦТ. По стилистике, набору приемов все они сориентированы на шлягер, хотя не все таковым стали. Массовое «ухо» выделило, пожалуй, единственную песенку - «Билет на Копенгаген», остальное оказалось «проходняком», и нынешняя пластинка сориентирована, скорее, уже на поклонников артиста, которым интересно все, что он делает. Для меня же любопытным оказались именно опыты Буйнова с «острыми текстами», с социальной тематикой и «горячими точками», Например:
Завтра снова получу зарплату я
И куплю себе магнитофон…
Запишусь я в секцию на плаванье
Или стану бегать по утрам на стадион…
Это из «Депрессии». Образ некоего современного работяги. Пустая, жалкая жизнь. Монотонный быт… Вообще то такие сюжеты давно уже исследованы рок-музыкой, начиная от «Битлз» («Пенни Лейн», «Облади, облада» и много-много других), но для шлягера все это сравнительно ново.
Есть в пластинке песня, озаглавленная «Бросаю курить», - отголосок антиалкогольно-антиникотниных кампаний восьмидесятых годов. Тут, правда, жизнь сыграла с авторами песни злую шутку - пока песня шла к слушателю, произошел табачный кризис… Стремление быть «ближе я жизни» не всем удается. Порою полезней быть как раз подальше, соблюдать некую дистанцию…
А вот очень неожиданный лирический гимн «Рождество». Сбросив маску весельчана, «капитана КВН-овской команды», Буйнов (да еще плюс вокальная группа, включая Аллу Борисовну!) предстает в совсем иной ипостаси - благородно возвышенной, романтичной… Песня начисто выбивается из, скажем так, танцевального саунда пластинки. Но сама по себе она очень симпатична. И симптоматична…
Принцип «утром в газете, вечером в куплете» проявляется и в других номерах. Например:
Ну, нету этого у нас в универмаге!
Я же не начальник, и совсем тут не при чем…
А ты возьми себе билет ка Копенгаген
Там и узнаешь, что - почем!
(«Билет на Копенгаген»)
Это уже хорошо знакомые интонация Высоцкого - и поэтические, и музыкальные. Но вот в чем дело - если лирика Высоцкого, в том числе его «песни маски», песни злые, пародийно-гротескового склада выношены и выстраданы, то здесь они явно вычислены. Публицистика стала модной, вышла на уровень легкого фельетона. Испытывающая вечный тематический голод (все уже было) Ее Величество Эстрада всосала в себя наконец и социальную тематику. Я не хочу сказать, что такая тематика эстраде противопоказана - можно вспомнить целый ряд удачных работ той же Пугачевой (от «Первоклассника» до «Бей своих, чтоб чужие боялись!»). Просто надо сделать это очень сильно. Поверхностная спекулятивность тут мгновенно мстит. А как шансонье, Буйнов просто превосходен.
Обозрение подготовил А. ПЕТРОВ

От себя добавлю – долгое время альбом «Билет на Копенгаген» был единственным, который я прослушал у Буйнова с первой и до последней песни. При этом я всегда с большим уважением относился к тому, что он делает. Наряду с Аллой Пугачевой, Александром Барыкиным, и, может быть, еще с Алексеем Глызиным, он остается в числе тех немногих, кто не уронил в сольной карьере марку «Веселых Ребят» и своего учителя Павла Яковлевича Слободкина. И очень жаль, что Александру не удалось поучаствовать в проекте Александра Зарецкого «Люди встречаются». Уверен - это было бы интересно всем. Надеюсь, он еще запишет достойный альбом, и мы вспомним, что он автор "Маменьки" и "Травы-муравы", что он блестяще исполнял рок-н-роллы и ритм-энд-блюзовые номера. 

Возвращаясь к обзору в журнале: характерно, что в «теплую компанию» обозреваемых пластинок попали яркие рок-герои перестройки - питерская группа «Опасные соседи», ленинградская (да, тогда еще именно ленинградская) группа «НОМ» и свердловское «Отражение». Автором рецензий был известный рок-писатель Андрей Бурлака. Но это другая история.

-2