Найти в Дзене
Пахомов Петр

Священное время."Хам же бяше отец Ханаана".Пятница первой седмицы поста

В начале Библии. Память о памятном дне в дни еще молодого и свежего института
В начале Библии. Память о памятном дне в дни еще молодого и свежего института

Вот, и подошла к концу первая неделя Великого Поста. Как заметил один верующий человек с каждом годом первая неделя проходит все быстрее. Но это не в общецерковном смысле, а в смысле личного восприятия. Нельзя сказать, что с каждым годом человеку становится поститься физически все легче, просто человек все более врастает в церковную жизнь и поэтому пост становится желаннее и легче. Ранее говорилось о старце Иосифе и его учениках. что не могли понести молодые ученики, легко выполнял старец преклонного возраста. Не могу сказать о всех, но я сам лично чувствую, как с постом меняется время. Оно делится на то, что было до поста, и то, что началось после Прощеного воскресения. Это можно ощутить открыв церковный календарь. Как заметила одна православная верующая: вместо Евангелия в календаре теперь зачала из Бытия и Притчей. Это не понижение Евангельской высоты, но начало пути к высшим откровения Евангелия. И начинается оно с самого начала Вначале Бог создал небо и землю... Ветхий Завет не отброшен как нечто не нужное, но мы должны вспомнить нашу историю от создания человека. до грехопадения и спасения, что бы в дни Страстной и Светлой седмиц явственнее почувствовать значимость для нас подвига Спасителя. Сегодня на службе читалось о грехопадении и наказании за него. Но, я опираясь на Беседы на Бытие святителя Иоанна Златоуста, который иногда излагает свои мысли очень пространно. стал двигаться туда - обратно по всей книге. И ум иногда цепляется за фразы, мысли, которые не замечал ранее.. "Сыновья Ноевы, вышедшие из ковчега были: Сим, Хам, Иафет. Хам же был отец Ханаана... Далее он говорит: «Трие от суть сынове Ноевы, и от сих разсеяшася по всей земли». Не пройдем без внимания, возлюбленные, и этих слов, но и из них уразумеем величие силы Божией. «Трие, – сказано, – сии суть сынове Ноевы, и от сих разсеяшася по всей земли»... «И виде Хам, отец Ханаань». Для чего, скажи мне, оно и здесь упоминает об имени его сына? Для того, чтобы ты знал, что он был человек похотливый и невоздержный, и по той же (развращенной) воле, по которой он не воздержался от деторождения при таких обстоятельствах, и теперь оскорбил родителя". Обстоятельствами святитель именует потоп. То есть Хам в ковчеге занимался вопросами деторождения, когда бог подверг Землю таком наказанию. И здесь еще яснее: «Хам же бяше отец Ханаана»? Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как и старший брат его доселе еще не имел детей, он во время такого гнева (Божия), когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано обнаружил свои порочные наклонности. И вот, так как спустя немного, за нанесенное им оскорбление отцу, сын его Ханаан должен подвергнуться проклятию, божественное Писание предварительно уже показывает и делает нам известным и имя сына и невоздержность отца, дабы ты, когда впоследствии увидишь, что он окажет великую непочтительность к родителю, зная, что он давно уже и прежде был таков и не вразумился даже и несчастием. В самом деле, подобное бедствие могло бы совершенно обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не способно потушить этот пламень и это неистовство, как сильная скорбь и великое несчастие. Следовательно, кто и во время столь великого бедствия обнаружил такую необузданную похотливость, тот какого может заслуживать прощения?

Единственное, что смущает, это то, что Ханаан по всему был четвертым сыном. и именно он родился во время потопа. Ни у кого из других святых отцов и несвятых, может даже не отцов не встретил я такого толкования. В основном это политические объяснения: во время написания этих книг предстоял поход на Ханаан и Моисей акцентировал внимание на противнике. Например, наш святитель Филарет (Дроздов): Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана". В Библии нет четкого указания на подробности рождения Ханаана, но святые отцы были просвещаемы Святых Духом, и причинность в этом толковании явно проглядывается: причина такого наказания Хама, получившего непреложное благословение и плода его страсти.

Тут же не могу не разочаровать сторонников ЗОЖ, святитель Иоанна Златоуст строго отвергает мысли тех кто хочет однозначно осудить , по их мнению, убийственный напиток. "Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина дошла до крайнего развращения и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения". Последние фразы явно осуждают противников вина фактически как еретиков. Вероятно, подобных любителей здорового образа жизни было немало уже во времена святителя. Тут хочется добавить от себя, что святитель подчеркивает, что подобные направления человеческой жизни, как и гуманизм, медицина. искусство, спорт и др, напрямую не имеют ничего общего с церковью. Церковь - эта там. где святой старец подвергается искушению от прекрасного напитка. чем открываются страсти его сына. за что святой старец наказывает своего внука. И эта история становится назидательной не только для последователей Ноя - христиан, но и для всего человечества.