По мере того, как российский кинематограф начинает постепенно оживать, киноделы обращают свой взор в прошлое, вспоминая богатство русской культуры.
И режиссер Сарик Андреасян взялся за экранизацию романа в стихах А.С.Пушкина и создал картину "Онегин", чем возбудил гордость отечественной публики.
Откровенно говоря, российскому кинопроизводству давно пора браться за классическую литературу, которой восхищается весь мир.
И несмотря на всю современную напряженность на международной арене, за рубежом прочтение произведений наших писателей является признаком высокого интеллекта.
А потому иногда кажется, что запад экранизирует наших классиков чаще, чем отечественный кинематограф, который сосредоточен на ужасающих комедиях с Куценко и Галустяном или неустанных героических фильмах на День Победы.
Так, в относительно современном исполнении можно вспомнить только Райфа Файнса в роли знаменитого повесы.
В то время как наше кинопроизводство до недавнего момента могло отсылаться только к советской экранизации 1958 года.
Таким образом, первым шагом к возможности подняться до уровня советских шедевров, может стать новый взгляд на широту русской классики.
Как известно, неспроста произведение называют классикой. Главной характеристикой является актуальность во все времена. Меняются только декорации, а смыслы остаются прежними, люди все те же, за исключением испорченности квартирным вопросом, конечно.
А потому, смотря на произведение глазами режиссера, можно легко увидеть смыслы, которые, как кажется, стали только более актуальными в современном обществе.
И откровенно говоря, фильм напомнил нам о пище для размышлений, которая выражена в романе.
Болезнь онеговщины
Стоит только посмотреть на людей вокруг, как много среди нас стало Онегиных.
Даже сам Пушкин не мог себе представить масштаб онегевщины спустя 200 лет после написания романа.
И если в его времена этим страдали только члены состоятельного слоя общества (и то не все), то сейчас даже уровень дохода не является симптомом этой болезни.
Болезнь выражается в непомерной скуке, недовольстве жизнью, поиске впечатлений и удовольствий.
Еще со школы мы помним нашего героя Онегина как закоренелого и скучающего эгоиста, который наконец-то получил по заслугам от ироничного поворота судьбы, и к которому испытываешь злорадствующие чувства Ленского во сне у Татьяны.
Многие имеют однозначное негативное отношение и едкие слова в сторону Онегина.
Но действительно ли Евгений является таким негодяем?
Лучше всего его характеризуют мудрые и бессмертные строки:
Чудак печальный и опасный,
Создание ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных лексикон?..
Уж не пародия ли он?
И как много выражено в этих словах.
Ведь Онегин безусловно образован, но это далеко не всегда является синонимом ума и тем более мудрости.
И как много людей сейчас как и Онегин, пытаются блеснуть своим запасом сложной терминологии, демонстрируя свой интеллект.
Но что стоит за всем этим?
Не очередная ли пародия?
Люди наполняют себя учебой, духовными практиками, занятиями с психологом, становятся богатыми и успешными, ставят себе цели на несколько лет вперед.
И все равно не понимают, почему же не испытывают состояние счастья, которое заменяет благословенная привычка?
И все скучно, и удивить-то больше нечем, а арсенал допингов расширяется: от подготовки к экзамену за последние пару ночей и бесконечными лыжными спусками до алкоголя и других веществ.
Теперь можно спрятаться в интересе к саморазвитию или в видеоиграх.
Все это мишура, которая едва ли отличается от Онегинской.
А в целом сути не меняет.
Онегин как и многие является жертвой пресыщенности, что в свою очередь ни что иное как простая поломка психики.
Когда насыщение случается раньше, чем возникает потребность удовлетворения, то нет возможности получить естественное удовольствие.
А потому постоянно приходится искать допинги.
Условно, когда человек еще не голоден, а он уже пихает себе в рот кусок сникерса, как же после этого почувствовать удовольствие от вкусно пахнущих блинчиков, которые дома печет бабуля?
То ли дело прийти голодным и небегавшимся, когда слюнки текут.
Совсем другие впечатления от самых простых и элементарных радостей жизни.
И это малый пример, а представить себе, как много удовольствий человек поглощает в современном мире, не успев "проголодаться"?
Как тут будешь радоваться жизни, ее красотой в простоте?
И для Онегина жизнь в постоянных удовольствиях и развлечениях не дает возможности "проголодаться".
А потому жизнь скучна и даже невыносима.
И счастье заключается не в удовольствиях, в ощущении, что жизнь случается. Что постоянно что-то происходит, решив одну задачу, жизненный поток предлагает что-то новое.
Ведь вкус жизни можно почувствовать только тогда, когда ты чувствуешь себя живым.
И чтобы хоть как-то ощутить это, он соглашается на дуэль с Ленским, пылким мальчишкой, отнимая у него жизнь.
Еще в самом начале, говорится о том, что Онегин не обладал способностью залезть в петлю, а это было бы значительно благороднее, чем играть не только своей жизнью, но и чужой, да и еще той, чей сок только набирал свой вкус выдержанности.
Вероятно, он и не хотел его убивать. Он хотел пощекотать свои нервы, а может и вовсе покончить с собственной скучающей историей, однако, мышечная память хорошего стрелка выполнила свой соматический инстинкт.
Онегин в своем молодом возрасте жалуется на то, что внутри чувствует себя стариком. Потому что его жизнь, как будто под колпаком, и пожалуй, лучшее, что с ним могло случиться - это чтобы его дядя не был таких уж честных правил, и оставил наследство кому-то другому.
Вот где жизнь закипела бы.
Очень хорошо выражен в фильме момент, где Онегин высказывает свое скептическое отношение к романам, которые читала Татьяна. И она дала ему достойный ответ, что он сам-то ничего не написал, а потому завидует, что кто-то это сделал.
И ведь правда, как часто люди подвергают критике книгу или фильм, демонстрируя тем самым свой изысканный вкус, хотя по факту это просто слова. На деле никто из них не пробовал создать что-то получше, и не факт, что это получилось бы.
Связь Онегина с Татьяной
Многие считают эту линию чуть ли не главной во всем романе.
Конечно, ведь в ней есть симметрия в виде писем, взаимной откровенности и невозможность быть вместе.
В них есть даже определенная схожесть нравов. Оба предпочитают уединение, чтение книг, склонны к меланхолии.
Но судьба их сталкивает как знаковые уроки друг для друга.
Для Татьяны он стал уроком взросления и выхода из мира грез и фантазий.
И откровенно говоря, в фильме Онегин выглядит даже благородно, открывая правду о себе самом и их потенциально безрадостном совместном будущем.
Насколько проще стали бы человеческие отношения без масок. Он проявил честность и открытость к Татьяне, уберегая ее от ошибки.
И очевидно, что даже позже, когда она уже была замужем, его привлекла только ее недоступность, ведь он-то считал ее легкой победой.
Даже во сне Татьяны потрясающе показано, что Онегин, окруженный тьмой своих мыслей и пороков, говорит "моё".
Как будто она заочно является его собственностью, а тут она другому, видите ли, отдана.
И конечно, для нее встреча с Онегиным была испытанием на взрослость.
Она, хоть и испытывала к нему чувства, понимала, что для него это закончится, как только вновь почувствует безропотное обладание.
И на него вновь нахлынет более мощная волна скуки.
Для него же Татьяна оказалась возможностью наконец-то почувствовать жизнь.
Он не привык к состоянию, что чего-то не может получить.
С самого начала нам показывают, что он может завоевать расположение любой, даже самой благовоспитанной дамы. Он легко играет на чувствах Ленского, приглашая на танцы Ольгу.
Для него не знакомо ощущение, что что-то может доставаться с трудом или не доставаться вовсе.
И это дает ему ощущение жизни, которое он не мог получить на протяжении всего романа.
Таким образом, основной линией всего романа, выраженной в экранизации, становится ощущение себя живым, возвращением из мира грез и фантазий.
А также о поломке внутри человека, которая ведет к скуке, безразличию и потере вкуса жизни.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
И конечно, если вы хотите поддержать меня как автора, мы можете отправить свои донаты по ссылке здесь.