Россия – крупнейшее на планете Земля государство. В некотором смысле вся наша страна состоит из значительно удаленных друг от друга территорий проживания, расположенных в фантастически разнообразных ландшафтах с различной степенью транспортной и инфраструктурной доступности. Дистанционные технологии обучения и, в частности, высшего образования в масштабах нашей страны стали важным и неотъемлемым инструментом реализации одного из базовых прав гражданина Российской Федерации – права на образование (п.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации). На наш взгляд, в России дистанционное образование обязательно должно развиваться и носить характер социального феномена.
Дистанционное образование было в России всегда
Конечно, говоря о дистанционном образовании, мы в первую очередь представляем себе современные технологии, компьютеры, Интернет. Но давайте определимся с понятиями – дистанционной формы образования не существует. Дистанционные образовательные технологии призваны помогать студентам, осваивающим образовательные программы, в основном, по заочной форме (а в последние годы технологии стали позволять обучаться дистанционно по очно-заочной форме).
Поэтому предлагаем с формальной точки зрения и с точки зрения этого материала понимать под дистанционным обучением процесс получения образования в высшем учебном заведении по заочной форме.
Так вот, в традициях отечественной высшей школы заочное высшее образование реализовывалось в системе отдельных заочных вузов, что позволяло обеспечивать необходимое качество образования (традиционным вузам заочное образование было доступно лишь для программ ДПО). Всего таких заочных вузов было 14:
- Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования (основан в Балашихе МО, 1930);
- Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Москва, 1930);
- Всесоюзный заочный политехнический институт (Москва, 1932);
- Всесоюзный заочный институт текстильной и лёгкой промышленности (Москва, 1932);
- Всесоюзный заочный юридический институт (Москва, 1932);
- Всесоюзный заочный машиностроительный институт (Москва, 1936);
- Всесоюзный заочный электротехнический институт связи (Москва, 1937);
- Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (Москва; 1944);
- Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (Москва, 1951);
- Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности (Москва, 1953);
- Северо-Западный заочный политехнический институт (Ленинград, 1930);
- Заочный институт советской торговли (Москва, 1937);
- Московский государственный заочный педагогический институт (Москва, 1951);
- Украинский заочный политехнический институт (Харьков, 1958).
Их роль поначалу состояла в массовой подготовке кадров для молодого советского народного хозяйства. Успешно выполнив эту функцию, они перешли в более размеренный режим работы, обеспечивая доступность высшего образования для каждого гражданина Советского Союза (обычно – для работающих лиц).
О роли партии в дистанционном образовании
Особняком стоит уникальное по своему масштабу и реализации явление советской системы образования – Университет марксизма-ленинизма (УМЛ). По сути это был высший уровень системы просвещения КПСС, поскольку обучение в УМЛ было возможно только по направлению партийных комитетов с мест работы.
Мы предполагаем, что форма работы УМЛ была весьма эффективной. А если представить себе возможность применения в деятельности УМЛ современных образовательных технологий, то модель может выглядеть достаточно привлекательно. Давайте рассмотрим факты:
- УМЛ начали создаваться в 1938г. для идейно-теоретической подготовки и воспитания кадров;
- комплектование контингента проводилось учредителями УМЛ (в том случае - комитетами партии) выбором из гражданского и солидарного общества (тогда - из членов партии/комсомола и беспартийных) в пропорции примерно 2:1;
До начала Великой Отечественной войны успели создать 40 региональных УМЛ на 12 тысяч слушателей; в 1956г. в стране было 288 учебных площадок УМЛ с числом слушателей 149 тысяч; а в пике, в 1974/75 учебном году, 352 учебные площадки УМЛ, в которых училось 334 тысяч человек, из них членов КПСС/ВЛКСМ ~210 тысяч человек.
- в УМЛ обучались главным образом работники сфер партийного, государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования, спорта и культуры, а также широкий фронт хозяйственных работников местного уровня;
- обучались слушатели 2-4 года, по заочной форме, без отрыва от производства;
- начинались и заканчивались занятия на месяц позже школ, техникумов и вузов;
- образовательные программы группировались по факультетам общего профиля, партхозактива, пропаганды и журналистики (последнее - в единичных случаях);
изучали в УМЛ 1) историю, 2) философию, 3) литературу, 4) искусство, 5) психологию, 6) политэкономию, 7) основы юриспруденции, 8) вопросы экономики, 9) государственно-муниципальное управление и 10) государственно-муниципальное строительство, 11) внешнюю политику и 12) международные отношения;
- Учебные планы утверждались централизовано высшим органом власти – ЦК КПСС;
- учебный процесс состоял из циклов лекций и закрепляющих семинарских занятий;
- слушатели сдавали экзамены и зачёты (основные и вспомогательные дисциплины);
- по итогам успешных квалификационных испытаний выдавался диплом установленного образца;
- выпускники получали право преподавания политических дисциплин в партийном просвещении, что тогда было компонентом системы непрерывного образования.
Пост подготовлен по материалу РГСУ, где можно найти более подробные сведения о рассмотренных вопросах.
Наш вывод: если и есть на свете страна, где дистанционное образование должно развиваться как социальное явление, то это именно Россия!
В следующий раз мы поговорим о сегодняшнем состоянии рынка дистанционного образования России и его месте в мире.
Ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!