В этой статье я познакомлю вас с самым интересным и популярным городом Индии - Варанаси! Этот город - место обитания бога Шивы и Парвати на земле, это наиболее священное место на берегу реки Ганг, куда приезжают умирать люди и омывают свои тела ради духовного очищения!
АВТОБУС ИЗ АГРЫ В ВАРАНАСИ
Из Агры в Варанаси мы ехали на автобусе "слипер класса". Такие автобусы представляют собой узкий коридор внутри и два этажа лежачих мест. Каждое из спальных мест закрывается стеклянной дверцей. По одну сторону одноместные "гробики", по другую двухместные. В проходе спят работники автобуса: второй водитель и кондуктор. Индийцы умудрялись целой семьей поместиться в одноместном номере автобуса (напротив нас была семья из двух взрослых и двух детей). Мы спали в двухместном номере. Всю дорогу очень трясло. Мы с Таней уснули без проблем, Роме и Геле не удалось выспаться.
Расстояние от Агры до Варанаси около 600 км и заплатили мы за каждого по 1000 рупий. Покупали билет мы в агентстве, поэтому билет на самом деле чуть дешевле, но в интернете мы видели что цены плюс - минус такие.
Кроме нас в автобусе ехали мешки цемента. Не знаю на сколько это безопасно, но багажное отделение было забито до предела. Всвязи с этим наши рукзаки ехали с нами в наших спальных местах. Это и безопаснее, так как в Индии воровство не редкость. Наш багаж входил в стоимость билета, но при входе в автобус водитель потребовал с нас дополнительные 100 рупий за рюкзак. Мы отстояли наши права и платить не стали.
Ехали всю ночь и рано утром мы в Варанаси, но оказалось, что мы не доехали до автобусной станции около 14 км. Мы приехали к месту, где у них был заказан цемент и они стали его выгружать. Двойной такой заказ выполнили: и людей доставили и цемент. Жесть!
Водители рикш окружили нас, но недалеко была автобусаня остановка, откуда мы доберемся до ЖД станции. Билет стоил 27 рупий. От ЖД станции мы идем в сторону Мейдагин Роад.
Дойти было очень сложно, так как повсюду много людей, а на Мейдагин Роад людей еще больше. В Варанаси не всегда такое количество людей, нет, но я спланировал все так, чтобы оказаться здесь в праздник Махашиваратри, но позже пожалел об этом, так как из-за количества людей мы ничего не увидим, устанем, да и не сможем, даже, заселиться в отель, который забронировали.
МАХАШИВАРАТРИ
Махашиваратри означает "Великая ночь Шивы". Несколько лет назад я попал на праздник Махашиваратри в небольшой деревне в джунглях и все выглядело очень уютно и эффектно. У старого храма с красивыми барельефами в вечернее время сидели женщины со свечами и тихо молились. Они должны были просидеть всю ночь, чтобы на них снизошло благословение. Они молили о хорошем супруге, таком как Шива у Парвати. Сила молитвы в этот день увеличивается стократно. Молятся на самом деле не только женщины, но все и молят все о благополучии. В Пуранах обещано молящимся материальное благополучие и место в раю.
Особое значение имеет город Варанаси и мне советовали увидеть празднование именно здесь, тем более что город напрямую связан с Шивой, но в вечернее время мы увидим лишь обычную пуджу, которая и так проходит здесь каждый вечер, а после нее молодые парни будут устраивать дискотеки на площадях под громкую музыку. В общем, ехать на Махашиваратри в Варанаси я не советую!
НАША НОЧЕВКА НА КРЫШЕ ОТЕЛЯ
Многие улицы будут перекрыты в центре города из-за количества людей, и передвигаться будет сложно. К тому же передвижения будут осуществляться медленно. Наконец, мы отыщем наш отель, который забронировали на booking.com, но хозяин отеля скажет, что номера уже все заняты. Время 12 часов дня. Мы покажем нашу бронь, но он даже не извинится и не разрешит воспользоваться вай фаем, чтобы мы подыскали другой вариант. Тут мы индийцев возненавидим еще больше.
Далее мы пойдем наугад посещая один отель за другим, но везде будет либо очень дорого, либо "нет мест". В итоге в одном из отелей нам разрешат переночевать в палатке на крыше. За каждого человека мы заплатим по 200 рупий, но нам разрешат пользоваться туалетом и душем в номере менеджера отеля. Вид оттуда будет классным, помещение в которым мы ночуем обнесено сеткой, которая будет защищать нас от обезьян. Их здесь очень много.
УЗКИЕ УЛОЧКИ, ГАНГ И НАБЕРЕЖНАЯ ВАРАНАСИ
Самая главная достопримечательность Варанаси - это ее узкие улочки и набережная. Чтобы пройти к ней, мы пересекаем, наполненные людьми узкие улочки, которые в Варанаси называются "гали". На каждой из них расположены базары, на которых продаются ювелирные украшения, еда, молочные продукты, мебель. В названиях это хорошо отображено: Качаури Гали (уличная еда), Хоа Гали (молочные продукты).
Дома по этим узким улочкам в основном трехэтажные, но есть так же и пяти и шестиэтажные. Каждый последующий этаж немного выходит наружу по сравнению с нижним, поэтому крыши домов почти сходятся вместе. Высокие дома и узкие улочки создают тени и прохладу в жаркую погоду. На многих улочках яркие граффити, которые создают праздничную атмосферу.
Выходим к набережной, на которой перед нами предстает во всей красе красавица река Ганг. По ней снуют лодочки по и против течения и на ту сторону. На ту сторону я плавал как-то в 2017 году. Тогда в прогулке по городу мне составила компанию индийка, с которой мы договорились о встрече по каучсерфингу. В 2017 году за лодку мы заплатили 800 рупий (прогулка стоила 400 рупий с человека). На той стороне реки большая песочная набережная. Раньше здесь было пустынно. Я читал о каком-то отшельнике здесь. По поверьям правый берег считается "городом мертвых" и туда отправляются души умерших. Спустя года сюда стали плавать чаще и из развлечений появилась прогулка на верблюдах.
На этой стороне Ганга многочисленные Гхаты. Это площадки для ритуальных омовений или кремации со спусками к реке. Всего из 84. Кремация же проходит только на двух из них: Маникарника и Харишчандра гхаты. На остальных жизнь кипит немного по другому: люди стирают белье, ловят рыбу, ведется торговля. Теперь представляете на каком постельном белье вы спите, если остановились на ночь в отеле недалеко от набережной? Или какую рыбу подают в местных ресторанчиках?
Ну еще здесь снуют коровы, тусуются садху, туристы и желающие искупаться в водах реки.
Лесницы гхатов имеют две цветовые гаммы и разбиты пополам: на юго-западе бардово-белые или бардово-желтые, на северо-востоке бело-голубые или серо-голубые.
В самых многолюдных местах разместились торговцы и продают разную ритуальную атрибутику.
Рядом с торговцами сидят одинокие садху. А может, и не садху, а шарлатаны, измазавшие себя пеплом, но никто из них к нам не приставал, так что скорее всего первое. Некоторые из них тусуются в коллективе.
Как я написал ранее, на двух из 84 гхатов сжигают покойных. Согласно индуизму люди после смерти перерождаются, но чтобы достигнуть освобождения (мокши), нужно быть кремированным здесь и раствориться в водах священной реки. После смерти родные ждать не должны, в тот же день ближайший родственник руководит кремацией. Женщины чаще всего не допускаются до этого ритуала, по причине, что они могут заплакать, а тогда душа умершего не достигнит мокши. Родные должны не проливать слезы, а радоваться.
Тело сперва омывают, а затем сжигают на поленницах из сандалового дерева. Выглядит все немного абсурдно, так как тут же на скамеечках сидят многочисленные туристы и следят за процессией, гуляют и смеются и снимают все на свои камеры, играет музыка.
По набережной существуют специальные общежития, куда люди приезжают и ждут своей смерти. Иногда это занимает не один год. Некоторых покойных сплавляют по водам Ганга, а среди работников существует профессия по вылавниванию частей тел из священной реки.
Тут же купаются люди. Я бы понял, если бы они отошли подальше от места, где сжигают тела, но происходит это почти тут же.
Во время прогулки мы встретим парня из Финляндии, который будет снимать документальный фильм про Индию и попросит нас заснять его во время купания. Надеемся, он жив и здоров!
Таня сравнила Варанаси с Геленджиком. Здесь происходит какая-то расслабленная суета, а люди надевают нарядные одежды и, действительно, присутствует курортная атмосфера.
Поскольку мы попали в Варанаси еще и в праздник Махашиваратри, то детишки обрели своеобразный образ и всем прогуливающимся пытались за деньги поставить тику на лоб. Выглядели они очень эффектно.
Еще одним или самым важным местом на набережной является Дашашвамедх гатх. Он расположен напротив храма Вишванатх, куда стремилась вся толпа индийцев во время праздника. По легенде его создал Брахма чтобы приветстововать Шиву. После заката солнца каждый вечер на Дашашвамедх гатх и соседнем Асси гатх проходит Огненная пуджа (Ганга Аарти), посвященная Шиве, божеству реки Ганг, богу огня Агни, Сурье и всей Вселенной. Длится эта пуджа порядка 45 минут и представляет завораживающее представление.
В храм Вишванатх (Золотой храм) мы не попадем, но посетить его, наверное, стоит, так как это один из самых важных храмов, из посвященных Шиве. Построили его еще в 5 веке, но при императоре Аурангзебе (сыне Шах-Джахана создателя Тадж-Махала) он был разрушен и превращен в мечеть. В 1780 году храм был восстановлен. В нем хранится Джьотирлингам (лингам из света), лицезрение которого дарит благословение и преобразует жизнь к лучшему.
Помомо гхатов по всей набережной возвышаются красивые особняки, похожие на крепости. Часть из них превращены в гостиницы, в каких-то живут местные и на красивых фасадах сушится цветное белье. Между высоченными зданиями устроены узкие улочки, по которым поднимаешься по лестнице вверх и снова попадаешь на многочисленные "Гали".
На узких улочках мы начинаем рассматривать красивую архитектуру домов. Над многими входами мы находили изображение двух рыб, смотрящих друг на друга. В других городах мы такого не заметили.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДЕ
Вот такая хорошая прогулка у нас вышла по городу Варанаси, который согласно легендам основал еще Шива 5000 лет назад. Согласно других легенд, заселили эти места пришлые арии, которые селились по берегам реки Ганг и создали в нем всю религиозную атмосферу и значимость. В будущем здесь проповедовал и Будда, который провел свою первую проповедь всего в 10 км от города, а потом уже и здесь, был здесь и Махавира - основатель Джайнизма и многие многие другие.
Имел город за всю свою историю несколько имен. В древности Каши - "Сияющий", при англичанах - Бенарес. Этимология названия Варанаси связана с названиями двух притоков Ганга - рекой Варуна и небольшим ручьем Асси, которые образуют границы старого города.
Вечерело. По узким улицам Гали на ночь располагались и священные животные.
Мы покидаем старый Варанаси и идем через многочисленные шумные базары к ЖД вокзалу. Ночь проведем в одном из отелей близ ЖД станции, но многие отели будут только для местных, так что найти нужный у нас получится не сразу. Утром у нас в планах добраться до Сарнатха - месте, где Будда провел свою первую проповедь и провести день еще там. Продолжение в следующей статье!
До следующих встреч!
Всех благодарю за внимание. Больше моих фотографий и видео вы можете найти на моей страничке ВК:
https://vk.com/alllifeistravel
Видео на ЮТЮБЕ:
https://www.youtube.com/@alllifeistravel
Или РУТЮБЕ:
https://rutube.ru/channel/35357279/
А здесь прямая ссылка на видео про Варанаси на ютюбе:
https://youtu.be/4bDPA4mHBUY?si=5bmJFE6bnVnistKT