Найти в Дзене

Опергруппа «Победители»: кара для карателей

Этот отряд за два с небольшим года провёл множество дерзких успешных операций против гитлеровцев в глубоком тылу врага на территории Польши и Украинской ССР.

Николай Иванович КУЗНЕЦОВ
Николай Иванович КУЗНЕЦОВ
Дмитрий Николаевич МЕДВЕДЕВ
Дмитрий Николаевич МЕДВЕДЕВ

К 80-летию гибели от рук украинских националистов специального агента органов госбезопасности Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова Центр общественных связей ФСБ России разместил на официальном сайте ведомства в рубрике «Архивные материалы» раздела «История» цифровые копии ранее не публиковавшегося рассекреченного отчёта из фондов Центрального архива ФСБ России о боевой деятельности оперативной группы 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР «Победители»­ под командованием полковника госбезопасности Героя Советского Сою­за Д.Н. Медведева.

«У вас продаётся славянский шкаф?»
Эта фраза стала известна всей стране из художественного фильма «Подвиг разведчика», вышедшего на экраны СССР в сентябре 1947 года. Хотя образ нашего разведчика в этой киноленте собирательный, за основу сюжета взята деятельность в немецком тылу человека-легенды советской разведки Николая Ивановича Кузнецова. Позже о нём были созданы художественные киноленты «Сильные духом» (1967 г.), «Отряд специального назначения» (1987 г.), «По лезвию бритвы» (2014 г.). Так что страна хорошо знала и знает этого Героя Советского Союза и ряд подвигов, которые он совершил, действуя в немецком тылу в форме обер-лейтенанта или гауптмана Пауля Зиберта.
Участники группы Николая Кузнецова совершили несколько дерзких операций по ликвидации немецких военачальников и крупных нацистских руководителей оккупационного режима на Украине, а также добывали ценную разведывательную и контрразведывательную информацию.
Сам Николай Иванович был специальным агентом-контрразведчиком в составе оперативной группы «Победители» под командованием полковника госбезопасности Дмитрия Николаевича Медведева, который лично руководил боевыми операциями Николая Кузнецова. А в отряде Кузнецов был известен под псевдонимами «боец Грачёв», «Пух» и «Колонист».
О некоторых эпизодах боевой деятельности в тылу противника этой оперативной группы хорошо известно из многочисленных книг, газетных публикаций и вышеназванных художественных фильмов о Николае Кузнецове. Пожалуй, самыми известными книгами на эту тему стали произведения самого Медеведева «Это было под Ровно» и «Сильные духом».
Однако до настоящего времени архивные материалы об отряде «Победители» не публиковались. И вот теперь они, будучи рассекреченными, размещены на официальном сайте ФСБ России в рубрике «Архивные материалы» раздела «История».

Около двух лет на временно оккупированной территории Украинской ССР и Польши в глубоком тылу противника опергруппа проводила агентурную, оперативную, разведывательную, боевую и диверсионную деятельность
Группа бойцов отряда «Победители» перед выбросом в немецкий тыл.
Группа бойцов отряда «Победители» перед выбросом в немецкий тыл.

Итак, опергруппа 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР начала свою боевую работу в середине мая 1942 года, а в начале лета 1944 года вышла в расположение частей Красной Армии. Таким образом, около двух лет на временно оккупированной территории Украинской ССР и Польши в глубоком тылу противника опергруппа проводила агентурную, оперативную, разведывательную, боевую и диверсионную деятельность.
6 октября 1944 года командир оперативной группы «Победители» будущий Герой Советского Союза полковник госбезопасности Д.Н. Медведев рапортом доложил начальнику 4-го Управления НКГБ СССР комиссару госбезопасности 3 ранга П.А. Судоплатову о проделанной опергруппой работе. Сегодня страницы этого доклада среди рассекреченных и размещённых на сайте ФСБ России документов.
Первоначально отряд насчитывал 100 человек из числа командиров и бойцов, большинство из которых были отобраны из ОМСБОНа (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения). В состав опергруппы также были включены оперативные работники и специальные агенты-контрразведчики, одним из которых был будущий Герой Советского Союза Николай Кузнецов.
В «Отчёте» командира опергруппы обращают на себя внимание фрагменты, связанные с повседневной деятельностью личного состава опергруппы. В их числе – поддержание воинской дисциплины и порядка, организация воспитательной работы, отношение к раненым и больным товарищам.
«[…] Приказ командира являлся законом, подлежащим безо­говорочному и немедленному исполнению. Вступать в какие-то бы ни было пререкания с вышестоящим товарищем – категорически воспрещалось. […] Сквернословие и матерщина считались хулиганством и были категорически запрещены. […]
Борьба за содержание оружия в образцовом порядке и за сохранность боеприпасов, сапёрного и др. имущества опергруппы всегда и всюду оставались в центре нашего внимания. […]
Несмотря на большое наличие трофейных спиртных напитков, пьянство считалось злейшим пороком, могущим навредить нашему делу и категорически запрещалось. Особенно запрещалось распитие спиртных напитков в населённых пунктах. Шедшие на задание бойцы и командиры не только не имели права покупать там спиртные напитки, но должны были отвечать, что они не пьют в том случае, если местные жители предлагали им выпить в виде угощения […] В опергруппе был введён строжайший порядок, согласно которому бойцы и командиры сдавали в хозчасть все, до последней иголки, трофейные вещи, а также продукты и имущество, изъятое у предателей Родины. […]
Исключительное внимание нами уделялось взаимоотношениям наших бойцов с местным населением. Каждый боец опергруппы, сталкиваясь с местными жителями, являл собою не только культурного бойца Красной Армии, но и агитатора и пропагандиста. […]
Мы не оставляли без внимания ни одного случая нарушений установленных нами порядков: виновные наказывались по заслугам, а их проступки обсуждались и порицались по всем подразделениям опергруппы».
В докладе есть несколько слов и об организации досуга в опергруппе. Если карточные игры были строго-настрого запрещены (как и само наличие игральных карт), то «игры в шахматы, шашки и домино были любимым занятием всех бойцов и командиров […] Время от времени между лучшими игроками, особенно шахматистами, проводились турниры».
Кому-то сегодня это может показаться удивительным, необычным, но в опергруппе в глубоком тылу противника проводилась и спортмассовая работа. «В летнее время личный состав занимался военноприкладным спортом: метание гранаты, лазание по деревьям и др., а так же игрой в волейбол и городки. По данным видам спорта также проводились командные соревнования».
Художественная самодеятельность также не была забыта. «По возвращении с удачно выполненного задания, после смены караулов и в др. свободное время, если позволяла обстановка находились певцы, рассказчики, декламаторы, танцоры. Время от времени устраивался показ самодеятельности между отдельными подразделениями».
«Из укоренившихся в опергруппе обычаев здесь следует отметить ещё отношение к раненым и больным товарищам.
Мы учитывали, какое огромное значение воспитательного порядка имеет внимательное отношение к раненым и больным товарищам на окружающих бойцов и командиров.
Во-первых, мы требовали, чтобы, несмотря на обстоятельства, не только раненого товарища выносить из поля боя и оказывать ему немедленную помощь, но обязательно выносить и забирать трупы убитых товарищей […]
Всё лучшее, что добывалось в результате боёв и операций, как-то: сахар, повидло, масло, папиросы, табак, мёд, одеяла, постельное и нательное бельё и мн[огое] другое – в первую очередь выдавалось в санчасть для раненых и больных товарищей. […]
Концентрируя своё внимание на вопросах воспитания бойцов, используя для этого всё, что только можно было использовать в условиях нашей работы, мы добились больших положительных результатов.
Бойцы и командиры считали для себя большим счастьем быть посланными на самые опасные задания».
В своём «Отчёте» Дмитрий Николаевич Медведев подробно остановился на эпизодах боевой деятельности опергруппы. Публикуются фрагменты о «Деле «Кафра» – похищении германского генерал-майора Макса Ильгена, о взрыве вокзала и офицерского казино в городе Ровно.
Операция по похищению генерала Ильгена, командовавшего на Украине войсками особого назначения, впечатляет, с одной стороны, дерзостью плана и, с другой, гибкостью, находчивостью, смелостью и выдержкой при его реализации участников группы, особенно Николая Кузнецова, который в данном случае упомянут под псевдонимом «Колонист».
В этой группе было шесть агентов, в том числе две женщины, сыгравшие главные роли на начальном этапе операции. Обе были внедрены в окружение Ильгена, стали работать у него в доме и таким образом смогли сообщить командованию отряда об образе жизни генерала, его наружной охране, маршрутах, средствах передвижения и т.д. По условному сигналу одной из них 15 ноября 1943 года Кузнецов, одетый в форму немецкого гауптмана, и ещё трое агентов подъехали к дому генерала на заранее похищенном, на базе отряда перекрашенном в другой цвет шестиместном лимузине фирмы «Адлер». Номер на машине, естественно, изменили, новые документы на неё были в полном порядке.
Обезоруженного Ильгена захватили в одной из его комнат, однако руки ему связали плохо. И на улице в пяти метрах от машины ему удалось вырваться от державшего его под руки Кузнецова, руки оказались развязанными, он выхватил платок изо рта и стал звать на помощь. «Но принятыми мерами […] Ильген был руками и ногами, не взирая на его генеральский чин «успокоен», приведён в надлежащее состояние и помещён в машину».

-4

На крики генерала к его дому подбежали четыре немца, в это же время показалась смена караула у дома Ильгена. Машина с ним уже успела отъехать метров на 200 и остановилась в ожидании «Колониста», который должен был, как сейчас говорят, разрулить ситуацию. И он это сделал блестяще. Вот что об этом сказано в докладе.
«Колонист» на вопросы немцев «что здесь происходит, кого увозят» – предъявил им /настоящий/ гестаповский жетон с номером, заявил, что он и другие сотрудники гестапо арестовали давно разыскиваемого бандита и везут его в гестапо. Видя, что немцы в недоумении, «Колонист» объявил им, что гестапо разыскивает также соучастников пойманного бандита, переодетых в немецкую форму и т.к. он не знает, почему они здесь очутились и кто они такие – вынужден их всех задержать и доставить в гестапо.
Немцы, не имея очевидно желания знакомиться с гестапо, заявили, что они сотрудники Рейхскомиссаритата и случайно очутились здесь, прибежав на крики, что они спешат и просили «Колониста» их отпустить.
Один из них […] вёл себя активно и высказывал некоторое недоверие «Колонисту», как к сотруднику гестапо.
«Колонист» вынужден был проявив настойчивость, арестовать его, отвезти и посадить в машину, а остальных немцев отпустить, предварительно записав их фамилии по предъявленным ими документам».
Остаётся добавить, что обеим нашим женщинам-агентам было заранее продумано и обеспечено алиби, вследствие чего гестапо сняло с них подозрения и оставило в покое. Ильгена в связи с напряжённой обстановкой в Ровно и его окрестностях решили в Москву не доставлять. В живых его, естественно, не оставили.
«Победители» активно проводили в немецком тылу и контр­разведывательную работу, внедряли агентов опергруппы в карательные органы противника:
«[…] Через них мы не только узнавали, что предпринимают немцы по розыску исполнителей террористических и диверсионных актов, совершенных нами в г. Ровно, но добывали также контрразведывательные данные. […]
[…] «Лариса» по нашим заданиям похитила и передала нам главную печать и штамп гестапо, а также книги ордеров на право обыска и ареста, бланки протоколов обыска и удостоверений гестапо. Она доставляла нам секретные топографические карты. Вынесла из гестапо и передала нам немецкую пишущую машинку, и, главное, доставила до 50 листов копировальной бумаги, использованной гестаповцами по одному разу.
Проведённой расшифровкой и переводом написанных через эту копировку документов, было установлено, что гестаповцы занимались ликвидацией следов произведённых ими массовых расстрелов мирного населения и военнопленных, сжигали трупы и всячески маскировали могилы.
Эти документы, доставленные «Ларисой», были впоследствии использованы и широко обнародованы в газетах чрезвычайной государственной комиссией по расследованию зверств гитлеровцев».
Операция гитлеровцев по сокрытию следов уничтожения мирного населения носила наименование «Акция 1005».
Значительное место в «Отчёте» занимает рассказ о проведённой опергруппой диверсионной работе. Вот лишь несколько примеров:
«[…] 7-го ноября 1942 года группой подрывников под руководством т. Маликова был взорван эшелон с офицерским составом на железной дороге Ковель–Сарны. Эшелон следовал на фронт. Взрывом мины был разбит паровоз и вагоны. 4 вагона были сильно повреждены. Было убито и ранено свыше 100 немецких офицеров.
26 ноября 1942 года группой бойцов под командованием т. Стахова на той же железной дороге был подорван на мине и обстрелян ураганным огнём из пулемётов, винтовок и автоматов эшелон с офицерским составом лётных и танковых частей, ехавших в отпуск с восточного фронта. Был разбит и прострелян из крупнокалиберного пулемёта паровоз, уничтожено 3 пассажирских вагона, убито и ранено свыше 70 немецких офицеров […]».
Опергруппа оправдала своё название – «Победители». Об этом лучше всяких слов говорят результаты их боевой деятельности в тылу противника. Они наводили ужас и панику на немецко-фашистских оккупантов. В глубоком тылу враг не чувствовал себя в безопасности.

«Победители» провели около 120 боевых операций; уничтожили около 12 тысяч германских солдат, офицеров и пособников гитлеровцев; ликвидировали 11 немецких генералов и высших чиновников оккупационной администрации; подорвали более 80 вражеских эшелонов
Обложка архивного дела опергруппы 4-го Управления НКГБ СССР «Победители».
Обложка архивного дела опергруппы 4-го Управления НКГБ СССР «Победители».

К сожалению, были в отряде и потери. Не дожил до Победы и Николай Кузнецов – 80 лет назад, в начале марта 1944 года он трагически погиб от рук украинских националистов. В памяти нашего народа он остался навечно.
«Победители» провели около 120 боевых операций; уничтожили около 12 тысяч германских солдат, офицеров и пособников гитлеровцев; ликвидировали 11 немецких генералов и высших чиновников оккупационной администрации; подорвали более 80 вражеских эшелонов с живой силой, боевой техникой и военным имуществом и др.
В «Отчёте» содержится подробный список трофеев группы «Победители». Эти цифры также впечатляют: 4 пушки 45-мм, 5 батальонных и 5 ротных миномётов, до 60 станковых и ручных пулемётов, свыше 200 тысяч патронов, до 70 мин к миномётам, до 3 тонн взрывчатки и мин и много чего ещё.
Знакомясь с впервые опубликованными фрагментами рассекреченного «Отчёта» из фондов Центрального архива ФСБ России, осознаёшь, что воевать – в том числе в глубоком тылу врага – наши предки умели превосходно. Многое из опыта агентурной, оперативной, разведывательной, боевой и диверсионной деятельности опергруппы 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР «Победители» остаётся востребованным и сейчас, когда город Ровно снова занят противником.

(Орфография и пунктуация документа сохранены. – Авт.)

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда»