Пять специалистов логопедического центра "Территория речи" посетили дом ребёнка "Ёлочка". Среди них невролог, логопед, реабилитолог, специалисты по сенсорной интеграции и поведению. В состав комиссии вошли компетентные люди с колоссальным практическим опытом коррекции, поскольку через их центр ежегодно проходит много детей с ограниченными возможностями и расстройствами речи различного генеза.
По инициативе руководителя дома ребёнка Натальи Белобородовой были осмотрены 4 ребёнка из паллиативного отделения, по которым в учреждении расходились мнения: она считала, что у них есть потенциал, сотрудники учреждения утверждали, что нет.
По результатам диагностики для двухлетнего Александра очень хорошие прогнозы по развитию во всех сферах. Для лежачей на данный момент Марии тоже хорошие новости: можно существенно улучшить качество жизни, через эмоциональную сферу подтянуть интеллект. По мнению специалистов она не заговорит в силу её заболеваний, поэтому возможно и необходимо обучить альтернативным системам коммуникации. Обратили внимание на то, что она скоро совсем потеряет зрение, поскольку нет коррекции. К слову, врачи в своё время говорили, что у нее нет препятствий к тому, чтобы начать ходить. Оставленный в кроватке ребенок в ортопедической обуви деградировал с неясным пока потенциалом на восстановление функций нижних конечностей. У Марии ситуация не из простых ещё и потому, что ей уже четыре года, время упущено.
Для двухлетней Ники прогнозы не обнадёживающие. Наталья Владимировна же отмечает, что она, часто общаясь с ребёнком, видит в ней и эмоции, и гуление, наблюдается пусть и небольшая динамика в процессе элементарного общения. Такая же ситуация и ещё у одной девочки Ш., по которой в ходе обсуждения возникли расхождения в полученной информации. Так что я бы к ней ещё раз вернулась. Потенциалы у обеих девочек крайне низкий, но они требуют специализированной поддерживающей терапии по типу терапии Войта. В противном случае у них будут застойные явления в лёгких, пневмонии и пр. Эти дети не умрут от своих основных заболеваний, но если их не двигать и не давать им активности, они умрут от сопутствующих осложнений.
Дети запущенные, время уже играет не в их пользу. Несмотря на их возраст, как и в случае с Серёжей, со всеми необходимо начинать с азов - движения, а потому именно для них ещё рано говорить о каком-то специализированном оборудовании. Специалисты неоднократно отмечали, что для занятий с ними необходимы просто подручные средства. Эти рекомендации для всех осмотренных детей, даже для тех, у которых на данный момент прогноз неблагоприятный. Специалисты не отрицают, что двигательная активность и занятия могут дать толчок и Маше в плане речи, и, возможно, даже появится положительная динамика в развитии у Ники. Необходимо наблюдение в динамике. Также они отметили, что у всех детей достаточно легко расслаблялись ножки и ручки: "Спастику в мышцах можно значительно снизить, если сочетать массаж (пассивное воздействие) с провокацией движений (активное воздействие)" - сказали они.
С потенциалом детей мы определились. Теперь необходимо разобраться с потенциалом сотрудников. Успех детей во много зависит от потенциала тех, кто с ними занимается. В понятие потенциал сотрудников в данном случае я вкладываю желание помочь ребёнку, самокритичность, владение эффективными методами работы, системный подход, в том числе умение поставить цели, задачи, сроки, подобрать методику. Ничего из вышеперечисленного я не увидела. Считаю, что, к сожалению, в работе руководителю учреждения на данный момент опереться не на кого. Сотрудники - врачи, дефектологи, логопеды, т.е. все люди, имеющие отношение к лечению и реабилитации, - стоят в защитной позе: признать, что у детей есть потенциал это значит признать, что они не получали необходимой реабилитации, тогда возникает вопрос, а что делали все эти люди для каждого из детей все эти годы. На этом и стоят. При общении даже мне, как не специалисту, но человеку глубоко погружённому в реабилитацию 7 детей с глубокой педзапущенностью, в том числе 4 детей из данного дома ребёнка, заметно, что специалисты дома ребёнка требуют обучения современным методикам, они банально не обладают необходимыми квалификациями, застряв и навыками, и, что самое главное, профессиональным сознанием в прошлом веке. Всё сводится к тому, что ребёнок не хотел, капризничал, а по итогу шли у него на поводу и бездействовали. Вопрос: лично им оно им надо? Они привыкли к определённой форме работы по принципу бездействия.
Руководитель дома ребёнка "Ёлочка" Наталья Владимировна Белобородова подчеркнула, что она планирует и дальше привлекать сторонних специалистов для объективной оценки потенциала и достижений детей. Задача учреждения дать каждому ребёнку максимум, чтобы раскрыть его возможности, реабилитировать и абилитировать.
Большое спасибо центру "Территория речи" и его сотрудникам за руку, протянутую детям дома ребёнка. И, конечно, я благодарна руководителю дома ребёнка Наталье Владимировне Белобородовой за отношение к детям и искреннее желание помочь им.