Скажу сразу. Опыт чтения фантастики в газете "Пионерская правда" у меня не богатый. Тем не менее, мне хочется о нем рассказать. Все началось с... преступления. Однажды летом в деревне мы с пацанами обнаружили, что в деревянную пристройку к сельскому клубу можно залезть через окно. Что мы и сделали. Внутри обнаружились книги, журналы и газеты. Своим куцым детским умом юные злоумышленники решили, что это склад макулатуры ну и принялись ее растаскивать по домам. Кончилось это позорно. Библиотекарша с участковым ходила по домам и отбирала похищенное.
Фантастических книг в этой "макулатуре" не оказалось, а вот среди газет я обнаружил несколько номеров "Пионерской правды" с неизвестной мне повестью Кира Булычева "Звездолет на Вяте". Печаталась она в газете в1979 году, а полная версия, уже под названием "Звездолет в лесу" появилась только в 1984. Я же полностью прочитал это произведение и того позже. А тогдашним "воровским" летом изнывал от того, что в руки мне попали далеко не все номера с этой увлекательной вещью. Главное, что я тогда понял: воровать нехорошо "Пионерка" печатает фантастику и убедил родителей, что эту замечательную газету надо выписывать.
И не прогадал. В 1981 году газета начала публиковать новую повесть Кира Булычева "Ловушка". Более того, как и в случае со "Звездолетом...", читателям предлагалось принять участие в написании. Я сразу же засел за работу и написал повесть целиком - в тетради от руки - и отправил сей опус в газету. Однако в следующем выпуске свою фамилию не увидел. Испытав горечь разочарования, я понял, что надо было писать не все сразу, а кусками и продолжил борьбу. Наконец, в предпоследнем выпуске моя фамилия все-таки появилась. Это была победа. Более того, в сюжете была обыграна моя (на самом деле - отцовская) идея, что электронный мозг инопланетного корабля попросту свихнулся.
Примерно в том же году, я откопал в груде макулатуры (уже подлинной) некоторые номера "Пионерки" с повестью неведомого мне тогда Александра Ломма "Дрион" покидает Землю". Увы, в который раз мне попалась увлекательнейшая фантастическая повесть с концом, но без начала и середины. Только много лет спустя я прочитал ее целиком, а тогда впивался вечно голодным взором в газетные листы с великолепными иллюстрациями Игоря Блиоха. Еще бы! Ведь приключения героев повести были совершенно необычны.
Поиск среди старых подшивок газеты продолжался. Теперь я уже искал в библиотеках и небезуспешно. В подшивке за 1977 год я обнаружил повесть Светланы Касымкуловой "Яната". Самое удивительное в этой повести была его автор. Еще бы! Она же обычная девчонка из обычной школы. Оказывается, чтобы стать писателем не обязательно быть солидным дядей или тетей, можно сидеть за партой и сочинять увлекательную фантастику.
Не менее интересным открытием стали номера за 1976 год, где с продолжением публиковалась повесть Кира Булычева "Заграничная принцесса". Во-первых, это были неизвестные мне приключения Алисы Селезневой, а во-вторых, такое столкновение, скажем, рационального и средневекового мышления мне встречалось раньше, разве что, у Марка Твена в романе "Янки при дворе короля Артура". И по части юмора советский писатель американскому классику отнюдь не уступал.
Ну и последней моей встречей с фантастикой в газете "Пионерская правда" стала публикация в 1983 году повести опять же Кира Булычева "Лиловый шар". К тому времени я уже безнадежно вышел из пионерского возраста, хотя фантастика есть фантастика и какая разница, где она напечатана. И все же это было уже прощание с детством. Меня увлекали уже более серьезные произведения.
Если бы меня спросили в детстве и юности - хочешь ли ты, чтобы фантастики было очень много и вся она была доступна? Я бы с радостью ответил "Да!" А сейчас понимаю, что все нынешнее изобилие с легкостью променял бы на то счастье, которое испытывал, с огромным трудом отыскав неизвестное мне фантастическое произведение, которое открывало передо мною целую вселенную чудес и приключений.