Вообще говоря, любая современная музыка нового звучания никогда не радовала церковь: религия не одобряла ни джазз, ни рок, ни, тем более, металл в любых его проявлениях. Но если вам кажется, что борьба церкви против музыкальных экспериментов началась лишь в 20 веке, вы сильно ошибаетесь. Все началось гораздо раньше.
Церковь начала запрещать музыку еще в раннем Средневековье. Многие народные музыкальные инструменты клирики объявляли грешными, языческими и т.п.
На Руси, к примеру, запрещали скоморошество – под тем предлогом, что, мол, «Господь не смеялся», поэтому нечего тут на своих сопелках-дуделках играть, прыгать, плясать, петь, веселить народ. Еще один популярный аргумент от церковников был: «Смех искажает лицо человека, созданного по образу и подобию Бога, превращая его в звериный оскал, пародийную гримасу, так что всякое веселье – от дьявола, специально задумано Князем тьмы и его приспешниками, как диверсия против божьих творений».
Вот такие рассуждения бытовали в то время в среде церковных идеологов.
Все время своего существования церковь старалась держать под контролем развитие музыки – ведь она являлась самым крупным, если говорить современным языком, ее потребителем и заказчиком. Музыка исполнялась в церкви и должна была настраивать паству на благоговение перед Богом и смирение перед церковью. Ничего лишнего – сплошное умиление души. Все «непристойное» изгонялось, запрещалось и, по возможности, уничтожалось.
Однако в Эпоху Возрождения, с возникновением новых технологий и, соответственно, новых музыкальных инструментов, музыка, хотя и оставалась по большей части, на службе религии, получила гораздо больше свободы за счет распространения в гражданской, городской среде. Новые печатные машины выпускали сборники нот, музыки, исполнителей и сочинителей стало больше – сдерживать хлынувшую в народ лавину стало труднее.
И тогда борьба церкви против зла вышла на новый уровень. Бороться стали уже и против конкретных музыкальных аккордов. Которые – я повторюсь – появились именно благодаря новым техническим возможностям музыкальных инструментов.
Речь идет о «тритоне» - музыкальном интервале между двумя нотами, охватывающим сразу три тона подряд или одновременно. Именно его святая Римская католическая церковь провозгласила «аккордом дьявола» и «музыкой зла».
Что в нем, собственно говоря, нашли такого плохого? Этот аккорд звучит диссонансом, его используют для изображения тревоги или мистического предчувствия, таинственности. Прямо-таки зло в чистом виде! Поэтому церковники принялись изыскивать его повсюду в музыкальных произведениях и запрещать.
Тритон трактовался как исключительно неприятный звук, техника, которой композиторы обязаны избегать.
Но все, что родилось или было открыто – обратно не затолкаешь и не закроешь. Об этом говорит вся история человечества. Не смотря ни на какие идеологические установки и советы, с окончанием эпохи Возрождения тритон сделался популярнейшей музыкальной техников.
Из композиторов, которые чаще всего использовали «аккорд зла» был Ричард Вагнер, гениальный композитор и реформатор музыки, автор оперы «Гибель богов», «Тристан и Изольда» и др.
Вагнера больше всех обожал Гитлер – явный посланец ада в нашем мире. Эта любовь сослужила плохую службу музыканту: нацистское признание подпортило его репутацию, хотя сам Вагнер умер в 1883 году и никогда в глаза не видел ни Гитлера, ни его Третий рейх.
Но мог ли он быть приверженцем Дьявола? Нууу… На фоне того, что принесли в массовую музыку 20-й и 21-й век Вагнер просто ангелочек. Верно?