22 марта Христианской церковью празднуется день сорока мучеников Севастийских, или сороки (с ударением на первом слоге).
В народе этот праздник закликания весны, называют «Жаворонки» и «Сороки», но ударение часто ставится на второй слог. Что же это, простая ошибка, либо нечто другое? Так или иначе, но этот день является продолжением древней славянской масленицы, которая судя по огромному количеству солярной символики, изображенной на найденных археологами бытовых и культовых предметах, праздновалась в одну из известных нам солнечных фаз — в дни весеннего равноденствия.
В настоящее время широкий, разгульный весенний праздник встречи солнца и наступления весны не совсем обоснованно отодвинулся на февраль, предшествуя христианскому посту. Надо сказать, что церковные православные праздники практически всегда либо совпадают либо минимально разнятся с древнеязыческими.
Существует два варианта поверья о происхождении названия праздника «Сороки», связанные с язычеством. Первое и возможно самое старое, связано с тем, что перед самым началом праздничного пиршества, за межу, охраняемую чуром, деревянным идолом - предком (отсюда чур меня, обращение за защитой к предку, деду), сыпалось зерно, в надежде, что Навьи — злые духи нижнего мира, которые пребывают на земле в виде сорок, увлекутся клюя зерно и не помешают людям. Зерно могли также рассыпать возле Капища и на перекрестках дорог.
По второму поверью, в первые Заклички весны пекли 40 орехов из ржаной и овсяной муки и в течении сорока дней выбрасывали по одному за дверь, как бы откупаясь от зимы. Так как считалось, что настоящее тепло наступит только через 40 дней. Позднее, название из первых закличек перешло и на вторые. Естественно, сейчас название соотносится с христианским праздникам сорока мучеников. Ну а где правда, а где ложь и концов не найдешь.
Название «Жаворонки» празднику дали в честь связанной с ним культовой выпечки в виде птицы. Птиц старались выпекать красивыми, с хохолками и глазками из семян ягод или сухофруктов.Испеченных птичек вешали на деревья (для птиц), ими кормили скот и конечно же ели сами.
Обычно к концу марта (Березеня) птицы возвращаются после зимовки в родные края. С началом развития земледелия по прилету жаворонков определяли, когда можно начинать пахать, сеять и выполнять прочие весенние работы. В Жаворонков день нельзя было прогонять птиц со двора, разрушать их гнезда. Это сулило большие беды и болезни. Были и другие приметы: если 22 марта прилетели жавороноки, ожидай раннюю весну, прогремел гром — год будет голодный, с полей еще не сошел снег — жди богатый урожай.
С праздником был связан и специальный обряд, который назывался «Кликанье весны» или «Заклички». Птичек насаживали на длинные прутья, украшенные ленточками, которые дети и подростки несли на самый высокий холм (Красная горка), призывая весну словами:«Жаворонки, жаворонки, прилетите, теплу весну принесите».
Были и другие заклички-веснянки, например:
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!
Этими обрядовыми песнями славяне зазывали весну в свои края. В обрядах участвовали все от мала, до велика, но первыми кликали весну дети. Для закликания могли забираться на крыши домов и на деревья. Закликания должны были быть громкими, звонкими. В помощь закликающим были гуделки, сопелки, свистульки. Но основной обряд проводился на самом высоком месте (Красная горка). Приходили с раннего утра, чтобы не пропустить восход солнца:
Солнышко, солнышко,
Красное ведрышко! (Разведрилось - появилось солнце, разошлись, тучи).
Появись из-за горы,
Да до вешней до поры!
На празднике подкидывали вверх крашеные яйца — кто выше подкинет, катали яйца с горы — у кого дальше укатится, тому и удача. Яйца — символизировали мироздание, а окрашивали их в цвета солнца: красные, рыжие, оранжевые.
Надо отметить, что 22 марта (Березеня), проводились вторые Заклички. Первые проводились 1,3, 9 Березеня (данные разнятся). На них зиму гнали из печей кочергой, выметали из под лавок, изб и дворов метлой, при этом приговаривая: «Вон, зима из хаты, а лето в хату». Украшали избы еловыми и можжевеловыми ветвями, окуривали углы можжевельником. В стародавние времена наряжали живую ель, рядом с капищем.
Нам Зиму провожать,
Гу-гу-гу!
Нам Весну гукать
Гу-гу-гу!
С песнями, с цветами,
С ливнями, с журавлями.
Иногда самые ранние, несмелые заклички проводились еще 1 февраля, на Громницу. Считалось, что именно тогда Богиня Леля, первый раз в году встречается со своей старшей сестрой Мареной. Православная церковь отмечает Макарьев день (Макарий весноуказчик).
Следует сказать, что в основных годовых праздниках, таких как солнцестояния и равноденствия происходит переплетение аграрных и погребальных культов, смерть одного предшествует возрождению другого. Поэтому во время таких праздников всегда проходило поминовение предков. Блинами, круглыми пирогами, караваями, встречали Юношу-Солнце, Весну-Красну и поминали предков. Жгли костры, чтобы прогнать тьму, сжигали соломенную куклу, изображющую Зиму. В природе все возрождается вновь. В свое возрождение верили и верят люди. В легендах и поверьях каждого народа есть тому подтверждение.
Есть и еще одно название этому дню — 22 Дайлетъ. Новодел ли это, либо наоборот «преданья старины глубокой», не мне судить. Это славянский день Весты, Богини Весны, хранительницы мудрости и знаний. Весть — общеславянское слово образованное от слова въдъти (знать). Отсюда «Бог весть что» — Бог знает что. Старославянское — въсть, чешское — vest? Польское –wieec. Др.индийское — vittis (знание).
Веста была также покровительницей домашнего очага. Очаг, позже печь, всегда почитался и ассоциировался с предками. В очаге, горел огонь, каждый год заново возжигаемый от священного огня в день зимнего солнцестояния, рождения младенца солнца. Перед этим все огни в селе тушились. Огонь этот возжигался трением дерева о дерево. Входя в жилище, гость должен был поклониться очагу, позднее печи. Девушка, выходя замуж, так же прощаясь с родным домом кланялась печи. Вошедшую в первый раз в дом мужа девушку, обводили вокруг печи, как бы принимая в род, представляя предкам. В красном углу, на печи, за печной трубой, в запечье, либо в подпечье, по преданиям жил домовой.
Таким образом очаг, кроме того что согревал и служил для приготовления пищи имел, сакральное значение. С ним был связан культ смерти и возрождения, а Веста, как хранительница домашнего очага, должна была быть особо почитаема нашими предками.
В древнем Риме — Веста покровительница священного нерукотворного огня и хранительница домашнего очага. Жрицы богини Весты избирались из числа девочек знатных родов 6-10 лет. Они должны были служить 30 лет и сохраняли девственность не выходя замуж (отсюда наше неВеста). Праздник Богини Весты праздновался 9 июня.