У оппонента должен быть понятный образ, чтобы те, кто будут лгать о нем, не слишком путались и ссорились между собой. Сложность в том, что данный образ нужно постоянно обновлять, идти в ногу со временем, находить новые параллели, яркие сравнения и прочую мишуру. Нельзя просто сказать «Запад воюет с Россией, поэтому все русские автоматически зачисляются в "плохиши". Вернее, сказать-то можно, но эффекта нужного не выйдет. Вот и приходится современным пропагандистам стараться и выкручиваться.
Очередную попытку на днях предпринял некто Славой Жижек – левак, почти философ, борец за все прогрессивное из Словении. Он предложил ругать россиян за то, что они религиозные фундаменталисты и фанатики-абсолютисты. Не потому, что это соответствует истине, а потому что рядом с европейцами уже есть персонажи, которых за это, мягко говоря, недолюбливают. Речь идет про выходцев из мусульманских стран, которые не желают интегрироваться в западное общество, зато с удовольствием на нем паразитируют.
Казалось бы, что схожего между современными россиянами и мигрантами из арабского мира? Тем более, что в России есть свои сложности с уроженцами Средней Азии, которые также не горят желанием становится частью многонациональной страны. Но для Жижека все просто – главное не то, кем является идеологический противник, а какой удобный ярлык можно на него навесить. И в данном случае это обобщенное понятие «варваров», чей смысл жизни в том, чтобы угрожать просвещенному миру.
Глупость? Да как бы не так, потому что варварам противостоят защитники цивилизации, к коим подобные Жижеку без тени сомнения причисляют себя. И вот тогда все начинает складываться в понятную картину. Есть оппонент, который виноват в том, что его обвинили в стремлении разрушить прекрасный «цветущий сад» западного мира. И есть храбрые стражи и не менее доблестные охотники, которым ради спасения сада разрешены любые зверства. Нельзя соблюдать сострадание и милосердие перед лицом страшной угрозы.
Долгое время образ фанатичных и по умолчанию плохих мусульман получал подтверждения из Израиля, который также возложил на себя функции носителя цивилизационного начала. Потом что несложно создавать нужную картинку, когда толпа оборванцев пытается закидать камнями новенький сверкающий полицейский броневик. Главное, выбрать правильный ракурс. И не пускать журналистов в палестинские трущобы, чтобы не получили информацию из первых рук.
Однако после 7 октября и вторжения ЦАХАЛ в Газу картинку пришлось спешно менять. При всех своих навыках лжи западные политики уже не могли объяснить, почему героями надо называть тех, кто бомбит стариков и детей. Террористы, настоящие и страшные, никуда не делись, как и их злодеяния. Но проводить разницу между ними и военными, которые уничтожают гражданских, стало невероятно тяжело. И это сильно усложняет работу пропагандистов.
С фанатиками бесполезно договариваться, надо исходить из того, что они в принципе желают только все разрушать и портить. Даже если сами утверждают обратное, а потому не стоит с ними разговаривать. Очень удобная позиция, которая позволяет оправдать многие неблаговидные поступки «защитников цивилизации». Точнее, так было в прошлом, а после того, как мир узрел бойню в Газе, у людей появилось очень много вопросов к тем, кто распространяет информацию.
Когда Жижек и такие как он утверждают, что россияне – чистое зло по умолчанию, ему больше не верят. Люди требуют объяснений и доказательств, а сравнение с религиозными фанатиками уже не срабатывает. Потому что даже варвар имеет право защищать свою жизнь, своих родных и мир, в котором живет. И не стоит его провоцировать, во избежание ответного гнева.