Сказочное фэнтези «Летучий корабль» выходит в российский прокат 21 марта 2024 года. Режиссёр: Илья Учитель. В ролях: Александр Метёлкин, Ксения Трейстер, Андрей Бурковский, Полина Гагарина, Фёдор Добронравов, Данила Козловский, Леонид Ярмольник и другие.
В сказочном царстве пустует казна. Царь (Леонид Ярмольник) знает способ её пополнить – выдать свою единственную дочку Забаву (Ксения Трейстер) за богатого сына Полкана (Фёдор Добронравов) – Полкана Полкановича (Андрей Бурковский). Однако в Забаву влюбляется простой моряк Ваня (Александр Метёлкин), обещающий наивной принцессе освободить её из -под отцовского гнёта и забрать с собой в кругосветное путешествие. Для этого, правда, Ване предстоит совершить несколько подвигов и познакомиться с множеством волшебных существ. Но чего не сделаешь ради любви.
Новый тренд в современном российском кино – экранизация сказок. Не так давно отгремели премьеры «По щучьему велению», «Волшебного участка», «Баба Яга спасает мир» и «Бременских музыкантов», впереди – «Волшебник Изумрудного города» и новые фильмы/сериалы про богатырей. Сейчас же на экраны выходит «Летучий корабль», игровая адаптация мультфильма Гарри Бардина, растянутая с 18 минут до 100-минутного полнометражного формата.
Естественно, здесь много вольностей и нововведений, многие из которых не работают, хотя есть и удачные решения. Например, теперь Забава выходит замуж не за старого Полкана, а за его молодого и привлекательного сына, побывавшего во Франции и теперь зовущего себя Полем. Более того, Поль настолько галантен и хорош собой, что первую половину фильма зритель искренне недоумевает, а зачем вообще этот Ваня кому-то сдался (не говоря уже о том, что Бурковский затмевает Метёлкина и в актёрском плане). Да и Забава, кажется, не особо-то против замужества с Полем, пока нам открытым текстом не проговаривают его корыстные мотивы.
Как мы помним из мультфильма, Забава устроила конкурс – она выйдет лишь за того, кто построит ей летучий корабль. Здесь в фильме про это летательное чудо вспоминают лишь в середине и то случайно: Водяной (Сергей Гармаш) отдаёт Ване ящик с волшебными инструментами, которые могут построить всё что угодно. Внезапно Ваня выбирает Летучий корабль. Пока другие герои сказок ради своих дам совершают настоящие подвиги, здесь парню откровенно подфартило с инструментами.
Вообще приключения Вани выглядят несвязно и малоинтересно. Давайте рассмотрим одну сцену. Герой идёт по лесу и встречает практически не идентифицируемое существо, напоминающее плод любви Ворона и мотоцикла (что-то из Кроненберга, видимо). Без предупреждения существо начинает петь, а затем Ваня кулаками бьёт его по лицу. Вопрос: что вообще происходит на экране? Пока мы пытаемся это осмыслить, наш моряк берёт музыкальный инструмент и уже голосом Федука исполняет автотюн-версию «На заре». Комментарии излишни.
Для мюзикла у «Летучего корабля» большие проблемы. Во-первых, ни одна из мелодий или обновлённых песен не запоминается: перепевы неудачные, мотивы сильно проигрывают музыке Дунаевского (конечно, все будут сравнивать с нетленным оригиналом, иначе и быть не может). Во-вторых, хореография совершенно никакущая: начиная с нелепой копирки сцены из «Ла-Ла Ленда» (эпизод со скамейкой) и заканчивая припадочными движениями в стиле контемпорари. Всё это ещё дополняется плохим монтажом, окончательно убивающим весь ритм.
Современные танцы, вкраплённые в старорусский антураж, не единственный анахронизм «Летучего корабля». Илья Учитель старательно пытается понравиться своей целевой аудитории – детям, не выпускающим из рук телефон с двухсекундными роликами. Повествование внезапно может разбиться на клипы, модные исполнители перепоют классику на современный лад, а вместо скучных балов – кислотный рейв под электронику. Спасибо, что хоть Водяной не курит жижу.
Весь этот «обновлённый взгляд на классику», естественно, не имеет ничего общего со сказкой. О какой магии просмотра может идти речь, когда принцесса называет Ваню «шизиком»? А когда Ваня танцует верхний брейк? Ощущение, что смотришь пародию на сказку, снятую с целью попасть в тренды. Вот если бы создатели не пытались усидеть на двух стульях, снимая одновременно современную и традиционную сказку, а всё же с головой нырнули в абсурд происходящего (в конце концов, это история про летающий корабль!), то могло бы родиться по-настоящему свежее прочтение. А в итоге ограничились лишь остроумным эпизодом с подорожником, декорациями как из фильмов Тарсема Сингха и самобытными нарядами, которые прямо-таки кричат о большем градусе безумия, чем может позволить фантазия режиссёра.
Да, из плюсов в первую очередь хочется отметить работу костюмеров. Их творения в равной степени забавные и запоминающиеся. Чего только стоит Бурковский в тигровом кигуруми во время кульминационной схватки. А эти свитера с корабликами! Можно сколько угодно любоваться костюмами, но, к несчастью для создателей фильма, «Летучий корабль», скорее всего, запомнится не этим. Лучшую роль в фильме сыграл Данила Козловский – на его счету целых пять образов Бабки Ёжки (своеобразная дань уважения советской школе, когда Бабу Ягу играли актёры-мужчины). Его лицо спрятали под массивным слоем грима, а имя убрали из титров. Та же участь постигла и Ксению Раппопорт, сыгравшую роль цыганки, лицо которой залепили компьютерной маской.
Но случай с «Летучим кораблём» наводит на любопытную мысль: всё-таки российской киноиндустрии Козловский нужен больше, чем Козловскому – российское кино. Даже за слоями грима пробивная харизма актёра в эпизодической роли затмевает весь остальной актёрский состав. Единственной возможностью перебить неугомонный артистизм ныне запрещённого актёра мог лишь кастинг Анны Пересильд, которая после «Слова пацана» привела бы в кинотеатры несколько лишних тысяч зрителей. Но авторы «Летучего корабля», образцового отечественного непо-блокбастера (в создателях сын с отцом, дочь, сестра, кум и другие родственники) этого не предвидели, сработав лишь постфактум – на пост-продакшне отняли голос у Ксении Трейстер, отдав все музыкальные партии Забавы дочери Юлии Пересильд. Видимо, чтобы сделать семейное кино, надо мыслить как семья.
Источник: https://www.intermedia.ru/news/385560