Эту историю знает каждый искусствовед, ведь справедливости ради, с нее начинается история создания портрета поэта Василия Жуковского.
Коротко ее перескажу.
Тарас Григорьевич Шевченко, будущий поэт, был крепостным крестьянином малороссийского помещика П.В. Энгельгардта. Однажды с ним познакомился художник Карл Брюллов, и решил выкупить его из крепостной зависимости. Преисполненный энтузиазма, он отправил художника Ивана Сошенко к П.В. Энгельгардту и предложил ему выкуп за юного гения, однако тот заломил цену- 2500 рублей. Не помог даже авторитетный Венецианов, который тоже пытался договориться с "амфибией" Энгельгардтом. 2500 рублей - это была стоимость половины хорошего дома, а то и маленького домика на краю города. У Карла Брюллова не было таких денег. Он был глубоко раздосадован, и обозвал Энгельгардта "свиньей в торжковских туфлях". Немного подумав, он решил написать портрет Василия Жуковского, а потом продать его на аукционе.
Работа над портретом затянулась, потому что Василий Жуковский в качестве наставника должен был сопровождать будущего Александра II в его путешествии по России. И все таки портрет Жуковского был написан. Он был ярким, в красных тонах, и он понравился императрице.
В 1838 в Аничковом дворце, где жил наследник престола будущий Александр II, и где были комнаты у В.А.Жуковского, состоялся аукцион. Портрет выиграла императрица Александра Федоровна (супруга Николая I). Картина была куплена за 2500 рублей. «Этою ценою куплена была моя свобода», — пишет потом Шевченко. Ему было тогда 24 года.
Жуковский отметил у себя в дневнике, изобразив себя и Брюллова как победителей в лавровых венках: " Это Брюллов пишет портрет с Жуковского. На обоих лавровые венки. Вдали Шевченко метет горницу ".
Шевченко был потрясен до глубины души поступком Брюллова, плакал как младенец, и повторял только одно " Свобода!"
Он посвятил одному из своих спасителей Жуковскому произведение "Катерина".
После освобождения из крепостничества Шевченко в 1838 году стал посещать классы Академии художеств, стал одним из любимых учеников Брюллова. Спустя два года вышел первый сборник стихов Тараса Григорьевича «Кобзарь», принесший ему известность. Несмотря на то, что критики воспринимали его творчество как узкий провинциализм, Шевченко занял свою нишу в литературе, став впоследствии народным поэтом Украины.
Прошло семь лет, и в 1847 году Тарас Григорьевич, чьи родственники по-прежнему оставались крепостными, был арестован в связи с делом тайного общества «Кирилло-Мефодиевское братства». Это было тайное антикрепостническое общество, куда входил историк Н.Костомаров, ученый, педагог Н.Гулак, журналист В.М. Белозерский. Целью организации было создание славянских демократических республик и образование их союза, центром которого должен был стать Киев. Особая роль в этом союзе предназначалась украинскому народу, который, по мнению членов общества, унаследовал от казачества свободолюбие и приверженность к демократизму.
На тайное братство был написан донос некоим студентом Киевского университета А. Петровым, и «Кирилло-Мефодиевское братство» было разгромлено.
Следствием не была установлена причастность Шевченко к "братству", однако при аресте у него были найдены антиправительственные стихотворения на украинском языке, где власти увидели крамолу на императора и императрицу:
Сам по залам выступает,
высокий, сердитый.
Прохаживается важно
с тощей, тонконогой,
словно высохший опенок,
царицей убогой,
а к тому ж она, бедняжка,
трясет головою.
Это ты и есть богиня?
Горюшко с тобою!
Многие увидели в этом опусе неблагодарность по отношению к императрице. Александра Федоровна много сделала для того, чтобы поэт получил вольную.
В записке начальника Третьего отделения Алексея Федоровича Орлова по итогам следствия говорилось: «Шевченко… сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей».
Решением Третьего отделения, утвержденного Николаем I, Шевченко был отправлен в солдаты, а Костомаров - в ссылку в Саратов.
На скандал с поэмой Шевченко откликнулся даже Белинский. Он написал своему другу, литературоведу П.В. Анненкову: «Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь. Вы помните, что верующий друг мой говорил мне, что он верит, что Шевченко — человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса — творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому. Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля — один на государя императора, другой — на государыню императрицу. Читая пасквиль на себя, государь хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы, за то только, что он глуп. Но когда государь прочел пасквиль на императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?» И это понятно, когда сообразите, в чем состоит славянское остроумие, когда оно устремляется на женщину. Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на императрицу должен быть возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил. Шевченку послали... солдатом. Мне не жаль его, будь я его судьею, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха»...
Такова порой благодарность за благие дела.