Найти тему
Alebrio

Неприглядная правда о нашей жизни. Антисоветские картины, которые никого не оставят равнодушными.

Многие советские художники без особого восторга воспринимали некоторые негативные явления, которые имели место в Советском Союзе и посвятили им свои картины. Разумеется, писать в то время приходилось «в стол» без надежды когда-либо обнародовать свои творения для всеобщего обозрения, но художников это не останавливало — возможность выразить своё мнение наиболее привычным для себя способом дорогого стоит. Так, помимо стандартных картин в стиле соцреализма, воспевающих наши успехи в труде и отображающих счастливых и довольных жизнью тружеников появились картины совсем иного рода — напоминающие горькую насмешку и жёсткую сатиру, этакий смех сквозь слёзы.

Василий Колотев. «Красный день календаря»
Василий Колотев. «Красный день календаря»

Особенно прославился ими художник-нонконформист Василий Колотев. Он жил в московской коммуналке, работал слесарем, а отдушину находил в создании сатирических полотен, которые писал «в стол». Впрочем, в своей среде о нём знали, круг знакомых Колотева был достаточно большой, и помимо коллег-работяг он общался с подпольной московской богемой, с которой был на дружеской ноге. Но и жизнь простых работяг знал не понаслышке, потому его картины хоть и мрачные, но достоверные.

Василий Колотев. «Бульварная сцена»
Василий Колотев. «Бульварная сцена»

Колотев просто изображал окружающую его действительность такой, какой она была на самом деле, возможно, лишь несколько сгущая краски и утрируя, сосредотачиваясь лишь на негативных явлениях. Но про всё хорошее уже было написано сотни «правильных» картин в стиле соцреализма, а про загулявших работяг, привыкших расслабляться в основном лишь водочкой и пивком, про жизнь в убогих российских коммуналках, про огромные очереди в магазинах и дефицит самых необходимых товаров, про обезличивающее скопление людей в московском метро и бесконечную толкучку, когда каждый человек становится лишь элементом некой «народной массы», столь смело в Советском Союзе писал картины лишь Колотев.

Василий Колотев. «Утро соседки».
Василий Колотев. «Утро соседки».

Да и «Девятый вал» Колотева оставляет не менее сильное впечатление, чем одноимённая картина Айвазовского, хотя бессмысленно сравнивать уровень исполнения и технику этих художников.

Василий Колотев. «Девятый вал».
Василий Колотев. «Девятый вал».

И разве у нас нет таких вот семей, где пьют муж и жена, а дети растут в совершенно невыносимых условиях? Это просто наша неприглядная действительность и воспитательный эффект эта картина имеет куда больший, нежели какое-нибудь праздничное полотно про счастливую советскую семью.

Алексей Сундуков. «Очередь».
Алексей Сундуков. «Очередь».

Но не только один Колотев писал антисоветские картины. Художник Алексей Сундуков показал привычную в конце 1980-х очередь и эта вереница одинаково одетых женщин, конца-края которой не видно, производит ощущение какой-то безысходности. Ну в самом деле, как можно было допустить такой дефицит самых необходимых вещей и продуктов питания, когда за какой-нибудь колбасой нужно было стоять часами? Неудивительно, что уважающий себя художник не мог закрыть глаза на столь неприглядное явление.

Владимир Коркодым. «Ждут товар».
Владимир Коркодым. «Ждут товар».

Владимир Коркодым в 1989 году написал похожую картину, только в более реалистичном ключе. Обычный сельский магазин. Убогий товар — ряды консервов «Завтрак туриста» и яблочного сока, никому не нужных в деревне. Но и за ними нужно отстоять очередь, хотя идут все за хлебом, спичками, сигаретами, а если повезёт, то и за бутылкой водки. Бессмысленно даже надеяться купить обыкновенную колбасу или конфеты. Дефицит в самом его банальном и неприглядном виде, наверняка вызывающий воспоминания у всех, кто жил в то время.

Сергей Шерстюк. «Мужчины одной семьи. 1941 год»
Сергей Шерстюк. «Мужчины одной семьи. 1941 год»

А в конце две картины художника Сергея Шерстюка «Мужчины одной семьи», которых разделяют военные годы.

Сергей Шерстюк. «Мужчины одной семьи. 1945 год»
Сергей Шерстюк. «Мужчины одной семьи. 1945 год»

Одна из них отображает их в 1941 году, вторая — 1945. И неужели кто-то ещё хочет повторить и считает, что войну можно хоть как-то оправдать?

Ищете где купить оригинальные произведения искусства или уникальные товары ручной работы? artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

-9