Часть 3
Задерживаться и здесь Гвоздев не стал, ведь впереди Красное море. Буквально через пару дней после выхода из Джибути на «Саиде» выходит из строя руль и, несмотря на все усилия капитана, яхту выбрасывает на прибрежную отмель так, что при ближайшем отливе она оказывается почти в 100 метрах от уреза воды!
Долгие трое суток потребовались, чтобы стащить лодку обратно на глубину. К счастью, корпус при этом приключении не пострадал, так что переход к Суэцу на этот раз занял «всего» два с половиной месяца. Пройдя Суэцкий канал, Гвоздев вышел в Средиземное море и 20 апреля достиг Кипра. Еще около месяца понадобилось, чтобы добраться до Родоса (помешал затяжной штиль и сверхбдительные греческие пограничники), зато 24 июня, пройдя меридиан Лемноса, Евгений Александрович официально замкнул свою вторую кругосветку.
Далее обошлось без особых приключений: на причале Атыкей-марины Стамбула Гвоздев случайно встретил известного яхтенного капитана Виктора Языкова, который помог отбуксировать «Саида» через Босфор и Черное море в Сочи. А 9 августа 2003-го Евгений Александрович собственноручно ошвартовал свое маленькое суденышко к родному причалу Махачкалинского порта.
Подготовку к третьей кругосветке Евгений Александрович начал готовиться сразу же после возвращения домой.
Лодку для нового путешествия Евгений Александрович снова собирается сделать своими руками. Появляется так называемый «Проект Три» — яхты, длиной не более 3 метров, которую можно соорудить прямо в комнате городской квартиры, но дело идет крайне медленно: как обычно, не хватает денег, материалов и самого необходимого оборудования.
И тут судьба дарит 73-летнему ветерану паруса очередной шанс: летом 2007 г один из почитателей дарит Гвоздеву свою яхту, на которой можно отправляться в путь уже в следующем году.
Новая лодка получает название «Гетан II». Это несколько модернизированный вариант пластиковой серийной яхты типа «Рикошет 555», которая своими размерами напоминает «Лену». На ней усовершенствован кокпит и установлен фальшкиль. Вынужденно приходится укоротить мачту (до 6 м), поскольку в ней обнаружились микротрещины. Чтобы не терять времени, Евгений Александрович решается стартовать с этим «обрубком» и старым комплектом парусов, рассчитывая заменить мачту уже в Гибралтаре. Там же он собирался определиться и с дальнейшим маршрутом: держаться ли поближе к экватору или спуститься в «ревущие сороковые».
Технические характеристики яхты «Гетан II»
Длина наибольшая: 5,5 м
Длина по КВЛ: 4,6 м
Ширина наибольшая: 2,45 м
Осадка: 1,1 м
Водоизмещение: 560 кг.
Вес балласта: 200 кг.
Макс. площадь парусности: 18,6 м²
Только 19 сентября 2008 г Гвоздев начинает свою третью кругосветку.
Плавание по осеннему Черному морю оказывается нелегким: ударом воны разбивает перо руля и приходится зайти в турецкий порт Эрегли.
20 октября «Гетан II» уже на подходе к Афинам, 7 ноября – в Ионическом море, 16 ноября, пройдя Мессинский пролив под парусом (мотор вышел из строя), Евгений Александрович достигает Неаполя.
С утра 29 ноября яхта попадает в жестокий шторм, волны достигают 6-ти метровой высоты. Яхта ложится на борт и переворачивается. Большая часть запасов, включая пресную воду и топливо, смыта за борт. Мачта вырвана вместе со степсом и сломана.
Евгению Александровичу все же удается поставить лодку на ровный киль. К вечеру ветер несколько стихает, а волны уменьшаются до 2-3 метров.
30 ноября. Гвоздев обыденно сообщает, что у него «все в порядке»: стал на якорь неподалеку от берега, воду из лодки вычерпал, дыры от степса заделал. Правда, все еще сильное волнение не позволяет установить временную мачту, но ничего — по прогнозу уже завтра ожидается штиль, а затем еще несколько дней хорошей погоды. Евгений Александрович приводит и координаты своей якорной стоянки: 41° 38',18 N 12° 24' 56E. Они оказались последними…
1 декабря в назначенное время Гвоздев на связь не вышел. Вначале этому не придали особого значения, подумав, что он слишком занят ремонтом. Когда же молчание затянулось, родственники и друзья начали самостоятельные поиски хоть каких-то следов Евгения Александровича. Первая ниточка показалась 2 декабря, когда лейтенант итальянских карабинеров сообщил о «Гетане II», обнаруженном на одном из фешенебельных пляжей Остии. 5 декабря появилась заметка в «Il Messagero», в которой находку поврежденной яхты пытались связать с телом неизвестного седобородого мужчины. Оставалось надеяться, что газетчики напутали: ведь лодка на опубликованном фото не слишком похожа на «Гетан II», да и мачта у нее цела.
Надежда еще теплилась до 10 декабря 2008 года, когда стало окончательно ясно, что Евгений Александрович Гвоздев уже не сможет завершить свое третье кругосветное плавание…
Евгений Александрович Гвоздев не оставил после себя книг, только дневниковые записи и письма. Он не гнался за рекордами, не стремился к славе и искренне считал, что на нормальной яхте любой настоящий мужик пройдет кругосветку без проблем, стоит только захотеть и хорошо подготовиться. А еще был глубоко убежден что: «Земля остается яркой и загадочной, и о ней нужно рассказывать». Но чтобы рассказывать, необходимо много видеть и знать, а для этого — почаще отправляться в путешествия. Поэтому лучшей наградой для Евгения Александровича Гвоздева была и остается светлая память о его дальних плаваниях…
Подписывайтесь на канал.