Найти в Дзене
СМОЛЕВИЧИ | Новости

Работники «Смолевичи Бройлер» рассказали, кому под силу работа на птицефабрике

Все материалы

ПЛИСА, Плисский сельсовет. Нет в работе на птицефабрике никакой романтики. Здесь открыто говорят о том, что, как и во всей сельскохозяйственной отрасли, труд на предприятии нелегкий, особенно в цехе убоя и переработки птицы. Но оплачивается он достойно. А еще продукция, которую фабрика реализует под торговой маркой «Петруха», давно полюбилась не только жителям Беларуси, но и гражданам других стран. А это ли не повод, чтобы гордиться тем, что ты делаешь?

-2

Поговорили с работниками птицефабрики об условиях тяжелого труда и узнали, кому он под силу.

«Человек идет сюда, чтобы заработать»

Инна Галимская пришла на птицефабрику 18 июля 1997 года. Начинала рабочей по живой навеске. За это время прошла все производственные процессы убойного цеха.

-3

– В своей работе я всегда отличалась производительностью, выработкой часов, трудилась на любом участке, куда отправляли, – говорит ведущий технолог. – Потом меня заметили, назначили старшей над рабочими. Я, как и раньше, исполняла свои обязанности, но была еще и наставником.

С каждым годом Инна Станиславовна поднималась по карьерной лестнице и со временем стала ведущим технологом. По сути, она сменный начальник цеха. Таких специалистов на участке всего три. Они знают всю работу от и до.

– Много раз думала, может, что-нибудь поменять в жизни, но потом понимала, что нет. Даже больше скажу, у меня был период, когда я переходила в другое подразделение птицефабрики и вернулась обратно. Потому что убойный цех – это мое, – говорит работник ОАО «Смолевичи Бройлер». – Наверно, это не многие поймут. Кажется, мне в жизни не хватало адреналина, а здесь его достаточно: учитывая постоянное движение, шум конвейера, огромное количество людей. Со временем не замечаешь этого.

-4

Инна Станиславовна не раз задавала себе вопрос: почему многие не выдерживают работу в убойном цехе?

– Я наблюдала за людьми и вспоминала моменты, когда только пришла на птицефабрику и начинала с резиновых сапог, со спецодежды тех лет. Мне есть с чем сравнить. Это очень большая разница. Сейчас мы одеты «с иголочки», нам полностью предоставляется спецодежда, все необходимые СИЗы (средства индивидуальной защиты. – Прим.). Нам не нужно думать, как постирать: на территории убойного цеха находится своя прачечная. Есть столовая, которая обеспечивает свежей и вкусной пищей.

-5

Ведущий технолог считает, что некоторые работники трудоустраиваются в убойный цех уже с явным предубеждением, что здесь все плохо.

– Да, у нас много людей, все крутится, вертится, – говорит Инна Станиславовна. – Некоторым сначала бывает непонятно, какие производственные процессы происходят рядом с ними. Но главное, что немаловажно, – у нас работает наставничество: за каждым новичком закреплен специалист со стажем, который может все доходчиво объяснить и показать. При этом наставнику за период обучения идет дополнительная оплата в размере 10%.

Женщина не скрывает, что работа в цехе тяжелая, но стабильно и достойно оплачиваемая.

«Я же смог»

То, что убойный цех – один из самых сложных производственных участков на птицефабрике, ни для кого не секрет. Ни работники, ни руководство этого не скрывают. Знают об этом и те, кто сюда трудоустраивается.

-6

Убойный цех представляет собой современное высокоавтоматизированное производство с производительностью линии убоя 16 000 голов в час. Аналогов ему нет в республике и на всем постсоветском пространстве. Тем не менее, ввиду специфики производственного процесса, здесь немало ручного труда. В этом году исполнилось 9 лет с момента завершения строительства и запуска цеха в производство.

Начальник цеха Владимир Лабусов начинал здесь мойщиком, потом стал бригадиром, со временем отвечал за «грязную» зону со штатным расписанием в 390 человек, потом возглавил весь убойный цех. У руля Владимир Александрович 5 лет. У него в подчинении более 1000 работников.

Пройдя все этапы становления, мужчина называет самые сложные профессии убойного цеха: мойщик клеток, отлов, выгрузка и навеска живой птицы.

– Я не скажу, что все остальное у нас легко, но на этих участках сложнее всего, – говорит начальник убойного. – Есть люди, которые осознанно сюда приходят. Им так работать комфортнее, они понимают, что получат за это более высокую зарплату.

-7

Прошу Владимира Александровича ответить на вопрос:

– На этих участках работают только физически подготовленные люди, другие не смогут?

– Но я же смог! Я в деревне вырос, может, поэтому изначально был подготовлен к такому труду. Как и люди старшего поколения, кто привык работать руками на земле и не бояться труда. Да, тяжело, были недосыпы, сбивался график, но давайте по-честному: мы же сюда приходим за деньгами. Я считаю, что уровень цифр «деньги – работа» в масштабе республики сопоставим, – ответил собеседник.

Серьезная дисциплина и стабильная заработная плата

В убойный цех с улицы попасть невозможно – посторонним там не место. Предприятие имеет высокий уровень биологической защиты. Требования к каждому работнику высокие в части соблюдения технологических параметров и дисциплины, иначе не удастся добиться достигнутых результатов по выпуску качественной и безопасной продукции. Убойный цех является одним из структурных подразделений ОАО «Смолевичи Бройлер», многоотраслевого предприятия, включающего в себя 6 производственных филиалов и обеспечивающего работой около 6000 человек. Одна из ключевых задач предприятия – это работа с кадрами, которая включает в себя не только обеспечение работников достойным уровнем заработной платы, но и производственное обучение по повышению квалификации, обеспечение возможности профессионального и карьерного роста.

– Увеличение заработной платы на предприятии идет на постоянной основе. Если взять 2023 год, то средняя зарплата составила 2048 белорусских рублей, что эквивалентно почти 682 долларам США. Рост зарплаты к уровню 2022 года составил 126 процентов, – отмечает генеральный директор ОАО «Смолевичи Бройлер» Сергей Геннадьевич Рамченко.

-8

Сегодня выпускаемый товар предприятия востребован не только на внутреннем рынке, но и за рубежом: в 2023 году 56 процентов продукции из мяса птицы пошло на экспорт, 44 процента – осталось в стране. Основные экспортеры – Российская Федерация, Китай, Казахстан и Узбекистан, Киргизстан, Армения, Грузия, Азербайджан.

Адаптация требует времени

Оператор упаковочных машин Татьяна Николаевна Позняк на птицефабрике трудится 17 лет. За это время участвовала во всех производственных процессах.

-9

– Раньше в старом убойном цехе мы упаковывали все руками. Ночами не спали, так сильно болело тело. Я и заявление писала об уходе, оно у меня в тумбочке лежало, – рассказывает женщина. – Но мне говорили, нужно привыкнуть, адаптироваться, а это требует времени. Сейчас, конечно, работать нам полегче, большинство процессов автоматизировано, новичкам помогают мастера производственного обучения, выдают спецодежду и термобелье, чтобы мы могли комфортно работать при температуре 6–7 градусов.

Лучшие в районе по соблюдению требований охраны труда

Охрана труда на предприятии соблюдается на 100%. По итогам прошлого года именно ОАО «Смолевичи Бройлер» заняло 1-е место в районе среди предприятий по оценке этого уровня.

– У нас отдел охраны труда профессиональный и требовательный. Все наши работники полностью обеспечены СИЗами и необходимыми комплектами обуви. С этим никаких проблем нет, – отмечает Сергей Геннадьевич.

-10

О неромантичной профессии

Поговорили с генеральным директором ОАО «Смолевичи Бройлер» и о вакансии «ловец птиц», которую недавно обсуждали в сети Интернет.

Вот цитата из публикации об оригинальной вакансии, которую просим его прокомментировать: «Суть работы – на протяжении 15 часов (с обеденным перерывом) ловить в помещении живую птицу. По семь двухкилограммовых особей брать в охапку и нести в ящики».

– Когда пишут, что носят птицу в руках, описывают ситуацию только по отлову бройлера в птичниках напольного содержания. Эта специфика технологии одинакова для всех предприятий по производству бройлера. Но при этом хочу отметить, что у нас технология 50 на 50: т. е. 50 % птицы находится на напольном содержании, столько же – на клеточном. В последнем процесс отлова значительно автоматизирован: оператор выдергивает полик из клетки, где содержится бройлер, и птица по транспортерам доставляется на выгрузку, сортируется в ящики, которые вручную вставляются в транспортную тележку для доставки непосредственно в цех, – рассказывает руководитель.

-11

Недоумение вызывает фраза и про 15-часовой рабочий день.

– Нет у нас 15-часового рабочего дня. В смену убивается 175–180 тысяч голов. Скорость линии убойного цеха – 16 тысяч голов в час. Простая арифметика: если мы возьмем 180 000 и разделим на 15 500 (скорость линии с учетом остановок), то получается 11,6 часа работы. Рабочий день бригады отлова по распорядку, как и во всем убойном цехе, – 12 часов. Конечно, иногда бывают какие-то поломки, которые вызывают задержки в работе от 5 до 20 минут, и очень редко при серьезных поломках линии убоя – до часа. Но при этом все дополнительно отработанное время мы оплачиваем в виде переработки, – говорит Сергей Геннадьевич.

-12

О соцпакете и не только

Все в той же публикации о вакансии читаем: «Обещали хорошие условия труда, доставку из Минска служебным транспортом, социальный пакет, матпомощь на питание и компенсацию затрат на медосмотр».

Узнали, что служебный транспорт доставляет сотрудников к месту работы не только из Минска, а еще из Борисова, Смолевичей, Жодино и т. д. Действительно, людям о том, как добраться до места работы, думать не нужно. Медосмотры работники проходят бесплатно, раз в месяц полагается материальная помощь на питание в размере 60 рублей: потратить ее на продукты или обед в столовой – каждый решает сам.

– У нас комфортный для работников коллективный договор, в котором прописаны преференции дополнительно к заработной плате, – говорит председатель первичной профсоюзной организации предприятия Татьяна Шабуневич. – Это выплаты к юбилейным датам, при достижении пенсионного возраста, вступлении в брак, рождении ребенка, подарки детям к Новому году, помощь в оздоровлении, приобретении путевок в детские оздоровительные лагеря и другие стимулирующие выплаты.

-13

«Здесь классно работать»

Кристина Мазнева изготовителем полуфабрикатов на птицефабрике трудится относительно недавно. Полтора года назад пришла сюда по совету знакомых.

-14

– Здесь классно работать, коллектив молодой, руководитель замечательный, всегда подскажет, если что-то нужно, мастера очень хорошие, – рассказывает девушка. – Адаптация после трудоустройства у меня проходила полторы недели, я всему быстро научилась благодаря наставнику, за которым была закреплена.

Кристина не скрывает того, что работа на птицефабрике не из легких, как и тот факт, что шла она сюда целенаправленно: зарабатывать деньги.

– Конечно, трудиться здесь физически тяжело, но мы знаем, за что работаем.