Найти в Дзене

Кругосветные плавания русского моряка Евгения Гвоздева

Часть 2 5 августа, неподалеку от мыса Рас-Гафун «Лена» была взята на абордаж. Евгения Александровича на берегу почти полчаса держали под прицелом, решая пристрелить его или все же отпустить. В конце концов Гвоздеву позволили продолжать плавание, предварительно ограбив. С яхты исчезли не только деньги, двухмесячный запас продовольствия и абсолютно вся одежда, но даже очки, зубная щетка и старенькие… трусы, которые давно уже использовались в качестве половой тряпки. Пираты все же вернули яхтсмену 12 кг риса, 40 литров воды, два самых старых паруса, одну карту и компас, секстан (без трубы), газовую плитку и самое главное записи за весь поход. Через 13 дней «Лене» удалось добраться до Джибути, где оставаясь до конца августа, Гвоздев сам чистил корпус, ныряя под лодку, штопал паруса и искал кары Красного моря. Затем последовали два коротких перехода к эфиопским портам Ассаб и Массайя, и мучительное трехмесячное плавание по красному морю, при преимущественно встречных ветрах и жаре + 45 гр

Часть 2

5 августа, неподалеку от мыса Рас-Гафун «Лена» была взята на абордаж. Евгения Александровича на берегу почти полчаса держали под прицелом, решая пристрелить его или все же отпустить.

В конце концов Гвоздеву позволили продолжать плавание, предварительно ограбив. С яхты исчезли не только деньги, двухмесячный запас продовольствия и абсолютно вся одежда, но даже очки, зубная щетка и старенькие… трусы, которые давно уже использовались в качестве половой тряпки. Пираты все же вернули яхтсмену 12 кг риса, 40 литров воды, два самых старых паруса, одну карту и компас, секстан (без трубы), газовую плитку и самое главное записи за весь поход.

Через 13 дней «Лене» удалось добраться до Джибути, где оставаясь до конца августа, Гвоздев сам чистил корпус, ныряя под лодку, штопал паруса и искал кары Красного моря. Затем последовали два коротких перехода к эфиопским портам Ассаб и Массайя, и мучительное трехмесячное плавание по красному морю, при преимущественно встречных ветрах и жаре + 45 град.

Лишь 23 ноября «Лена» добралась до порта Суэц, где ему на помощь снова пришли моряки российского торгового флота: продукты, теплая одежда и навесной мотор, на котором уже спустя 2 недели яхта самостоятельно прошла Суэцким каналом. Новый год и Рождество 1996 г встречал на Кипре.

Здесь же, в гавани Лимассола у Евгения Александровича состоялась встреча с одним из местных миллионеров российского происхождения.

С проходящего мимо роскошного катера Гвоздева неожиданно окликнули по-русски:

- Эй, мужик, ты откуда?

- Из Махачкалы, с Каспия.

- А идешь куда?

- Да в Махачкалу же.

- Чего это ты ходишь туда-сюда?

- А я не туда-сюда, я вокруг…

- Вокруг чего? Земли, что ли?

- Ну, да.

- Вот на этом г****?!

- На нем…

Несмотря на гостеприимство своего нового знакомого и собственную непереносимость холода, в середине января Гвоздев все же покину Кипр, Стремсь побыстрее замкнуть официальное кольцо кругосветки у берегов Греции. Последние мили до морских ворот Эллады – мыса Сунион (с его древним храмом Посейдона) оказались особенно трудными. Во время ночного шторма у о. Лерос «Лену» едва не выбросило на берег.Пришлось несколько часов жечь фальшфейеры – помощь пришла, когда до скал оставалось не более 30 м.

И все же 17 февраля «Лена» ошвартовалась в афинской марине Алимос, где Гвоздеву предстояло провести целых два месяца. Со спортивной точки зрения кругосветное плавание было завершено, но бросить верную лодку на чужбине оказалось выше его сил. В начале апреля Евгений Александрович двинулся на север, к Черноморским проливам. Оставшаяся часть путешествия завершилась без особых приключений: пройдя на буксире Дарданеллы и Босфор (спасибо, помогли турецкие яхтсмены), «Лена» снова пересекла Черное море и 3 мая прибыла в Севастополь. Затем Гвоздева радушно встречал Новороссийск, но и там путешествие не закончилось: повторив уже знакомый путь через Азовское море, Дон и Волгу, «Лена» вышла в Каспий и 18 июля 1996-го вернулась в Махачкалу.

А по-настоящему более чем 4-летнее плавание было завершено уже на противоположном берегу Каспийского моря, в Актау, куда Евгений Александрович перегнал «Лену» всего через несколько дней и сдал под расписку.

За свой подвиг 62-летний Гвоздев становится… нет, не всероссийской знаменитостью, а лишь почетным гражданином Махачкалы. Казалась бы, остается уйти на покой и писать мемуары, почивая хоть и на скудных, но все же лаврах. Но зов Моря оказывается сильнее.

Не проходит и трех лет, как Евгений Александрович снова отправляется в кругосветное плавание, но на этот раз на лодке, сделанной своими руками. На балконе обычной городской трехэтажки.

Яхта "Саид"
Яхта "Саид"

Технические характеристики яхты «Саид»

Длина наибольшая: 3,7 м

Ширина наибольшая: 1,46 м

Осадка: 0,85 м

Высода надводного борта на миделе: 0,55 м

Грузоподъемность: 700 кг.

Масса свинцового фальшкиля: 110 кг.

Полное водоизмещение: 1,1 тонны

Макс. площадь парусности: 5,9 м²

Автономность по запасам (на 1 чел.): 4 мес.

Крохотное суденышко (всего на 10 см. длиннее легендарной Acrohc Australis Сержа Теста) получило имя «Саид» — в честь главы местной администрации, финансировавшей новое путешествие. 17 мая 1999 г. 3,7-метровая малютка вышла из Махачкалы в Астрахань, откуда ее доставили в Новороссийск на грузовике.

-3

Почти на два месяца растянулось решение таможенных и прочих формальностей, но все-таки 2 июля Гвоздеву удалось в очередной раз распрощаться с Родиной и взять курс на Босфор. Надежда — исключительно на паруса, ибо слабенький мотор пришлось оставить еще в Астрахани. 

Из средств навигации – только секстан и набор карт до выхода в Атлантику. Авторулевого, эхолота и GPS – тоже нет.

В начале августа «Саид» прошел Черноморские проливы, за 17 дней обогнул Пелопонесс и уже 5-го ноября зашел в Гибралтар. Здесь простоял две недели осматривая, ремонтируя и подкрашивая яхту. Здесь же получил ценнейший подарок от английских коллег – компактный GPS-навигатор.

Затем последовали трехнедельный переход до Канарских островов, и бросок через Атлантику. До островов Зеленого мыса он шел на буксире попутной яхты. А далее уже самостоятельное 60-суточное плавание к берегам Бразилии.

В п. Сальвадор, а затем в Рио-де-Жанейро Гвоздев провел около полутора месяцев, готовясь к плаванию к южной оконечности американского континента, собираясь пройти Магеллановым проливом по примеру Джошуа Слокама под парусами. Но в аргентинском Мар-дель-Плата местные жители были настолько поражены решимостью «русо навиганто», что подарили ему 3-х сильный навесной мотор.

21 января 2001 года, Гвоздев вошел в Магелланов пролив, и лишь в конце февраля вышел из него в Тихий океан, затратив на его прохождение 38 дней, как и сам Фернан Магеллан. 

Оставив за кормой Магелланов пролив, Гвоздев двинулся к северу вдоль побережья Чили. Это плавание, с многочисленными попутными остановками, заняло 4,5 месяца. Власти чилийских портов вели себя по-разному: российского путешественника принимали то за контрабандиста (устраивая на лодке повальные обыски), то за героя (с триумфальным чествованием и оказанием помощи в доковании и ремонте). Зато чилийская полиция везде оказалась единодушной: «Саид» представлялся им настолько хрупким и ненадежным, что ему не позволяли выйти в открытое море, настойчиво рекомендуя продолжать плавание в прибрежной зоне. Лишь в середине июля Гвоздеву удалось обмануть бдительность стражей порядка и вместо дальнейшего продвижения к северу уже вдоль побережья Перу снова решительно взять курс на запад, к острову Таити.

За время этого перехода, растянувшегося более чем на 120 дней, Евгению Александровичу пришлось испытать и настоящую «засуху» посреди океана, тратя на все нужды не более 1,5 литров пресной воды в сутки, и повышенное внимание акул, в погоне за рыбой то и дело трущихся спинами о днище его крошечной яхты. 13 ноября он благополучно прибыл в Папеэте, где и устроил себе четырехмесячные каникулы, пережидая сезон тропических ураганов. За это время Гвоздев посетил еще и соседние острова Французской Полинезии, а также обзавелся ручным опреснителем. Этот по-настоящему ценный подарок таитянских яхтсменов в дальнейшем не только надежно снабжал его питьевой водой, но и помогал поддерживать физическую форму, выступая в роли своеобразного тренажера

Только в феврале 2002-го «Саид» продолжил свой путь в Австралию, которой и достиг спустя пять долгих месяцев, с единственной краткосрочной остановкой на островах Самоа. В отличие от первой кругосветки, нынешнему путешествию вокруг Страны Кенгуру Евгений Александрович отвел менее трех недель. Уже в конце июля он вышел из порта Дарвин и двинулся через Индийский океан через Кокосовые острова к сказочному (когда-то) Цейлону, жизнь на котором так увлекательно описал в XVII веке один из предков сэра Робина Нокс-Джонсона.

Успешно преодолев полосу встречных ветров, «Саид» 5 ноября прибыл в Коломбо. Отсюда Евгений Александрович осторожно двинулся к берегам Африки: памятуя свой печальный опыт общения с сомалийскими пиратами, на сей раз он проложил курс не напрямую, а обход, через северную часть Аравийского моря. На этом 50-суточном переходе Гвоздев встретил очередной новый год — 2003-й. Спустя две недели после этого знаменательного события путешественник прибыл в Джибути — изрядно похудевшим, зато целым и невредимым.

Продолжение в следующей статье.

Подписывайтесь на канал

Морские приключения | Дзен