Найти в Дзене

Кругосветные плавания русского моряка Евгения Гвоздева

Часть 1 Евгений Александрович Гвоздев родился 11 марта 1934-го, вдали от моря, в белорусском (а тогда — еще в польском) Пинске. Рано лишившись родителей, 15-летний подросток оказался у дальних родственников в столь же далекой от белорусских болот Махачкале. Закончив Астраханское мореходное училище, Е.А. Гвоздев 35 лет проработал судовым механиком на рыбопромысловом флоте. Страсть к парусу проснулась в нем гораздо раньше, чем само слово «яхтинг» стало популярным в СССР.  В середине 1970-х ему за 600 рублей удалось приобрести списанную судовую шлюпку-вельбот и, работая по выходным и в отпусках, преобразить ее в одномачтовую яхту. К тому времени Гвоздев уже превратился в солидного отца семейства, в котором появилось двое детей. Из начальных букв имен всех членов семьи и родилось необычное название первой лодки — ГЕТАН. Технические характеристики яхты «Гетан» Длина: 6,5 м Ширина: 2,30 м Водоизмещение: ок. 2 тонн Площадь парусов: 18,6 м² К лету 1979 в распоряжении Гвоздева оказался впол

Часть 1

Е. А. Гвоздев
Е. А. Гвоздев

Евгений Александрович Гвоздев родился 11 марта 1934-го, вдали от моря, в белорусском (а тогда — еще в польском) Пинске. Рано лишившись родителей, 15-летний подросток оказался у дальних родственников в столь же далекой от белорусских болот Махачкале. Закончив Астраханское мореходное училище, Е.А. Гвоздев 35 лет проработал судовым механиком на рыбопромысловом флоте.

Страсть к парусу проснулась в нем гораздо раньше, чем само слово «яхтинг» стало популярным в СССР. 

В середине 1970-х ему за 600 рублей удалось приобрести списанную судовую шлюпку-вельбот и, работая по выходным и в отпусках, преобразить ее в одномачтовую яхту. К тому времени Гвоздев уже превратился в солидного отца семейства, в котором появилось двое детей. Из начальных букв имен всех членов семьи и родилось необычное название первой лодки — ГЕТАН.

Яхта "Гетан"
Яхта "Гетан"

Технические характеристики яхты «Гетан»

Длина: 6,5 м

Ширина: 2,30 м

Водоизмещение: ок. 2 тонн

Площадь парусов: 18,6 м²

К лету 1979 в распоряжении Гвоздева оказался вполне мореходный «микрокрейсер», на котором в последующие 12 лет он исходил Каспий буквально вдоль и поперек, летом и зимой, в любую погоду. Лодка получилась удивительно остойчивой: даже в самый жестокий шторм ее не накрывало волной и ни разу не клало на борт.

Увидев в передаче «Поле Чудес» в качестве одного из супер-призов яхту отечественного производства ( стеклопластиковый швертбот), предназначенный для семейного отдыха на реках, озерах или (на самый крайний случай!) в прибрежной акватории, строящиеся на Каспии — в Актау, на верфях компании «Совмаркет», Гвоздев решил попытаться получить его для океанского путешествия.

Яхта "Лена"
Яхта "Лена"

Технические характеристики яхты «Лена»

Длина наибольшая: 5,50 м

Ширина наибольшая: 2,45 м

Водоизмещение: 660 кг

Осадка 0,30 / 1,10 м

Масса балласта: 200 кг.

Площадь парусности 18,5 м².

Около полугода потребовалось Евгению Александровичу, чтобы убедить руководство фирмы-изготовителя предоставить ему лодку для испытаний в условиях океанского перехода. Кстати, первоначально речь о кругосветке не шла: малышке «Лене» предстоял переход через Атлантику. Как раз в 1992-м весь мир широко праздновал 500-летие официального открытия Америки, так что в случае успешного плавания стеклопластиковой скорлупки по маршруту каравелл Колумба, громкая реклама «Совмаркету» была бы гарантирована.

В результате, Гвоздев не только получил на три года в пользование новую лодку, но и приобрел официальный статус шкипера-испытателя, правда без четко установленной зарплаты. А уже 7 июля 1992-го «Лена» покинула Махачкалинский порт и взяла курс на Астрахань, чтобы затем по Волге, Дону и Азовскому морю выйти в Черное и прибыть в Новороссийск.

Здесь Гвоздеву пришлось провести почти 5 томительных месяцев в ожидании заграничного паспорта моряка и обещанных официальным спонсором запасов на начальный этап плавания. Только 15 декабря он вышел из Новороссийска, но переход к Босфору все же вынужден был отложить: в первые же дни плавания обнаружились серьезные неполадки рулевого управления, которое пришлось долго чинить в Севастополе, а затем в Одессе.

Лишь ранней весной 1993-го «Лена» прошла Босфор 

Первая весть от Гвоздева дошла до родины лишь в августе, с канарских островов,до котоых он добрался потеряв 20 кг веса: закончились все продукты и деньги, которые «позаимствовали» доблестные албанские пограничники.

К счастью, в Лас-Пальмасе его радушно встретили экипажи российских судов и персонал еще советско-испанской фирмы «Совиспан», снабдившие Евгения Александровича всем необходимым для продолжения путешествия.

Подлечившись и (в очередной раз) подремонтировав малютку «Лену», Гвоздев 20 августа покинул гостеприимную Гран-Канарию и, спустившись поближе к экваториальной зоне, двинулся на запад. Атлантический океан ему удалось пересечь за 50 суток, при этом штормовыми оказались всего четыре дня. Когда продвигаться вперед становилось невозможно, «Лена» штормовала на плавучем якоре, а ее капитан — старался отоспаться за все время одиночных рулевых вахт. Увы, в хорошую погоду спать приходилось лишь урывками, по 15–20 минут. Этот «дробный» сон изрядно измучил Евгения Александровича.

8 октября «Лена» достигла о. Барбадос и, после 10-дневной стоянки в Бриджтауне, снова вышла в море, взяв курс на Пуэрто-Рико. Здесь ей пришлось задержаться на целых три месяца. Гвоздев ждал денег, обещанных ему российскими спонсорами, и мучительно пытался ответить на вопрос: что делать дальше? Трансатлантический переход завершен, так что можно возвращаться домой-либо самолетом, оставив лодку в Америке, либо на попутном российском судне, загрузив «Лену» на борт. А если все-таки продолжить путешествие?

Правильное решение помогла принять сама жизнь: Евгений Александрович так и не дождался перевода от российских спонсоров, зато приобрел множество новых друзей-пуэрториканцев, которые и помогли подготовить яхту к дальнейшему плаванию. В феврале нового, 1994 года, отлично отремонтированная и заново покрашенная «Лена», снабженная всем необходимым оборудованием (включая УКВ-радиостанции и солнечные батареи), двинулась ко входу в Панамский канал, за которым ее ожидал Тихий океан.

Свой 60-й день рождения Гвоздев встретил на пути к сказочному острову Таити, до которого пришлось добираться 93 дня. В пути его поджидали штормы и шквалы, многочисленные поломки руля и отказ опреснителя, а компанию составляли акулы, гигантская черепаха, запутавшаяся было в обрывках сети неподалеку от Галапагосских островов и киты, на спине одного из которых «Лена» провела несколько незабываемых минут.

Отдохнув (и в очередной раз отремонтировав многострадальную «рулевку») на Таити, Евгений Александрович двинулся к берегам Австралии, попутно посетив Самоа, Фиджи и Новую Каледонию. Из 7 месяцев, потребовавшихся для того, чтобы пересечь Тихий океан, только четыре прошли в море — оставшееся время пришлось провести в ремонтных работах на берегу.

Лишь в конце октября Гвоздев прибыл в Брисбен. В Австралии ему предстояло провести почти полгода, которые он впоследствии вспоминал как самые счастливые за все время первой кругосветки.

25 апреля 1995 г., покинув Австралию, Гвоздев двинулся через Индийский океан, рассчитывая пополнить запасы воды на Кокосовых островах, архипелаге Чагос и Сейшелах. Этот маршрут, призванный избежать пиратских нападений у берегов Индонезии и Явы, но привел яхтсмена прямо под дула автоматов пиратов Сомали.

Продолжение в следующей статье.

Подписывайтесь на канал

Морские приключения | Дзен