Друзья, на фоне скудной (никакой) инфраструктуры на территории Дальнего Востока у транспортников имеются астрономические расходы на простой.
Почему так происходит? И как быть? Давайте разбираться. Поехали!
Арифметика убытка
Допрасходы транспортные компании закладывают в тариф (а вы думали иначе?). А грузополучатели эту “веселую” экономическую эстафету перекидывают нам, конечным потребителям. И логистические компании также являются заложниками ситуации, когда получают счета за запчасти, ГСМ, аренду, да и просто ходят в магазин.
Чтобы инвестировать в строительство транспортных терминалов возле приграничья с КНР нужно участие резидентов. А где их взять? Как вариант, дать льготы для участников проектов в локациях территорий опережающего развития ТОР. Как-никак проект инициировал в свое время лично глава государства Владимир Путин. А из его уст четко прозвучали слова о необходимости распространить на проекты по созданию транспортной и логистической инфраструктуры налоговые преференции.
Появление складских и транспортных хабов значительно бы ускорило доставку товаров между Китаем и Россией.
Напомним, что президент России Владимир Путин призвал кабмин расширить возможных получателей налоговых льгот за счет транспортников, работающих в ТОРах. Инициатива была озвучена после встречи российского лидера с главой комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадимом Филатовым. последний не побоялся открыто озвучить дефицит нормальных складов на границе с КНР.
Руководитель подкомитета по таможенному регулированию «Деловой России» Эльвира Кускова заявила, что из 12 КПП склады есть только на трех:
- «Забайкальск-Маньчжурия»;
- «Благовещенск-Хэйхэ»;
- «Пограничный-Суйфеньхэ».
На фоне роста грузопотока ощущается нехватка свободных площадок. Из-за этого водителям приходится стоять на неподготовленных для этого локациях или ехать на 100-300 км до ближайшего склада, где имеются условия для консолидации отправлений.
Вадим Филатов подчеркнул, что на фоне откровенно слабой логистической инфраструктуры в российском приграничье сроки на оформление и обработку грузов выросли на 7 суток. Каждый день простоя - 15 000 рублей. Нехитрый подсчет = 105 000 рублей убытков только за ничегонеделание.
Новые площадки и инфраструктура
Возведение складов помимо роста оперативности оформления и обработки означает и упрощение процедур. В экстренном возведении приграничных складов нуждается Приморье. Только в это российском субъекта расположено 12 погранпереходов как на суше, так и на море.
Нуждается в поддержке и МАПП в Забайкалье. Так, КПП «Забайкальск — Маньчжурия» явно не справляется с растущим трафиком фур.
При этом важно не “пороть горячку”, а строить склады на пересечении крупных потоков. Желательно, чтобы на их территории было сочетание различных типов доставки: наземной, морской и воздушной. Примером может стать ТОР Приамурская, где построили таможенно-логистический терминал «Каникурган» и усилил его сухим портом.
Появились сведения и о многофункциональном логистическом центре площадью 320 га близ н.п. Березовка. Планируется, что в данном комплексе ТК смогут оперативно обработать отправления из КНР и отправить его не только фурами, но и ж/д.
Также Эльвира Кускова отметила, что губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев запланировал пуск крупного погранперехода на Большом Уссурийском острове вблизи Хабаровска до 31 декабря 2026 года. Всего в регионе есть два погранперехода с Китаем и речной пункт пропуска «Хабаровск». Однако последний на время ледохода и ледостава не работает. А что касается круглогодичного пункта пропуска «Покровка — Жаохэ», то весьма скромные 25 автомашин в сутки.
Так что новая стройка - это попытка сократить транспортное плечо и себестоимость логистики грузов между Россией и КНР.
Эксперты рекомендуют, что каждая из приграничных транспортных площадок должна быть снабжена зонами:
- разгрузки;
- обработки;
- погрузки;
- оформления;
- досмотра грузов.
Нелишними будут краны для погрузки, камеры видеонаблюдения и охраняемые стоянки.
Налоговый пряник
Итак, что по мотивации? Предполагалось, что это будут нулевые ставки налогов на:
- Доход;
- Землю;
- Имущество.
Сроки? 5 лет. Также инвесторам предложили снижении страховых взносов с 30% до 7,6%. Меры очевидные и позволят снизить затраты на строительство, а также сделать окупаемость строительства более быстрым.
Впрочем, рост ставок на корпоративные кредиты в среднем 21-25% в 2023 году оставил инициативу под вопросом. Противодействие? Государству необходимо выделять субсидии на строительство складских комплексов в приграничье.
Есть и свои административные решения для потенциальных участников процесса:
- наличие штата работников-иностранцев без квот;
- сокращение срока проверок;
- режим свободной таможенной зоны;
- режим «одного окна» для инвестора”
- выделение земли для проекта.
За 2023 год себестоимость строительства выросла на 10-12%. В основании этого лежат удорожание фонда ЗП, кредитов, стройматериалов. Печально, что потенциальные локации для складов располагаются в 5-10 км от ЛЭП. А это автоматом означает, что затраты участников проекта возрастут за счет подключения коммуникаций.
Остается надеяться, что эти трудности будут преодолены.
Такие вот пироги!
Желаем всем терпения и удачи!