Сенсорные комнаты получили широкое распространение в российской системе образования. В дошкольных, общеобразовательных и коррекционных учреждениях все чаще создаются специальные пространства, способствующие психоэмоциональной разгрузке, сенсорному и эмоциональному развитию детей. Как правило, они наполнены оборудованием для стимуляции органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, и рецепторов вестибулярной системы.
В чем же польза для детей от занятий в сенсорной комнате? Разбираемся:
- дошкольный возраст – развитие мышления, памяти, внимания и воображения, познавательного интереса к окружающему миру, снижение импульсивности, неусидчивости и замкнутости;
- младший школьный возраст – адаптация к учебной деятельности и школьным правилам, развитие коммуникативных навыков, повышение устойчивости к стрессогенным факторам;
- подростковый возраст – коррекция агрессивного поведения, резких и немотивированных колебаний настроения, чрезмерной застенчивости, ранимости и повышенной обидчивости, развитие коммуникативных навыков.
Детям с ОВЗ занятия помогают развивать сенсомоторику и волевые качества, тренировать ослабленные органы чувств, стабилизировать психоэмоциональное состояние, снимать гиперактивность, раздражительность, плаксивость и др.
Сенсорные комнаты бывают двух видов – светлыми и темными, их отличают назначение и оснащение. Задача светлой – содействовать естественной двигательной активности детей, развивать их интерес к окружающим предметам и взаимодействию с ними. Темной – снимать нервное напряжение и расслаблять.
Оборудование в светлой сенсорной комнате:
- мягкие конструкторы из кубиков, цилиндров, треугольников, горок и туннельных модулей, большие напольные пирамиды для детского строительства и развития воображения;
- мягкое напольное покрытие и будо-маты для безопасных игр;
- сухие бассейны с цветными шариками для развития моторики и координации движений, дополнительный массажный эффект тонизирует мышцы и снимает напряжение;
- купол «сухой душ» из разноцветных приятных на ощупь атласных лент, которые «ограждают» от окружающего мира и дарят чувство безопасности, дополнительно стимулируют тактильные ощущения;
- «воздушные» пуфы с гранулами для комфортного отдыха: они принимают форму тела, чтобы положение оставалось правильным, без неестественных изгибов;
- качели-балансиры и гамаки «соволеты» для усиления тактильной и мышечной чувствительности, улучшения координации в пространстве;
- бизиборды, тактильные дорожки и коврики, светозвуковые панели для развития тактильных ощущений, зрительной и звуковой стимуляции, восполнения дефицита двигательной активности;
- световые столы для рисования песком, интерактивные песочницы, прозрачные мольберты для стимуляции творческих, интеллектуальных способностей и арт-терапии.
Занятия в светлой сенсорной комнате проходят активно, развивают сенсорику и моторику, творческий потенциал, заряжают детей энергией и положительными эмоциями. В темной комнате занятия, наоборот, успокаивающие, восстанавливающие эмоциональное состояние. Именно поэтому в нее подбирается больше сенсорного светового и звукового оборудования. Наблюдение за световыми переливами, музыкальная терапия оказывают расслабляющее действие, снижают агрессию и тревожные расстройства.
Оборудование в темной сенсорной комнате:
- воздушно-пузырьковые панели и колонны: мягкое свечение и «бегающие» пузырьки стимулируют зрительные процессы и помогают расслабиться;
- фибероптические фонтаны, занавесы, «сухой душ», панно, ковры: во время игр со светопроводящими волокнами, переливающимися разными цветами, развивается зрительное восприятие, обогащаются тактильные ощущения, снимается умственное и физическое напряжение;
- мягкие модули и напольное покрытие;
- сухие бассейны с прозрачными шариками и подсветкой, музыкальные кресла-подушки и мягкие пуфы с гранулами: оказывают массажный эффект, расслабляют и успокаивают;
- светозвуковые панели «Бесконечность», соляной светильник «Пламя», проектор «Меркурий», планетарии, интерактивные полы для свето- и цветотерапии: мягкий свет обладает успокаивающим действием, а яркий стимулирует функции ослабленного органа зрения;
- установка для ароматерапии с набором эфирных масел для успокаивающего воздействия на психоэмоциональное состояние;
- флэш-диск с музыкой для релаксации: шум океана, треск костра, стук дождя и другие звуки природы.
Это основной перечень оборудования для сенсорных комнат. На практике оно часто комбинируется, исходя из потребностей специалистов: психологов, логопедов или коррекционных педагогов.
Сенсорные комнаты можно встретить не только в детских садах и школах. В медицинских учреждениях они создаются для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и психологическими расстройствами. Как правило, они оснащены ортопедической мебелью и массажными тренажерами, сухими бассейнами и сенсорными панелями.
Заказать оборудование для сенсорной комнаты вы можете на сайте «Ростком».