Выпускник факультета истории, философии и права и ассистент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, специалист по работе со всероссийскими детскими центрами ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Платон Кузнецов в интервью рассказал об учебе на истфаке, наставниках, вожатском деле и многом другом.
Начнем с детства. Кем Вы мечтали стать, когда вырастете?
Мне всегда были интересны романтические профессии: сначала я хотел быть проводником пассажирского вагона, затем — врачом скорой помощи, но примерно класса с седьмого я начал понимать, что, скорее всего, стану педагогом. Конечно, не всегда я хотел быть учителем именно истории. Я хотел быть географом, физиком и только в девятом классе понял, что история — это то, с чем я свяжу свою жизнь. Я тогда занимался спортом и в одну из поездок на соревнования взял с собой учебник истории, чтобы почитать в дороге. Вернувшись после соревнований, в школе получил пять пятерок по истории и в этот момент понял, что вот он — мой предмет!
Наверное, было много вариантов для поступления в вуз. Почему выбор пал на ОмГПУ?
Альтернативы были, я выбирал между разными вузами и направлениями, но в педагогический на истфак я отдал оригиналы сразу, потому что я хотел быть не просто историком, а именно учителем истории. Показателем этого было то, что я брал целевое место от той школы, где я учился. Со школьных лет я проводил много времени в школе, был активистом, постоянно общался с учителями и благодаря этому понял, что хочу быть во многом похожим на них. Бывало, учителя ругали меня или класс, но я понимал причины их недовольства, даже если был не согласен.
Сложно ли давалась учеба?
Так как я был работающим студентом, учеба мне давалась не очень легко, но я с этим справлялся благодаря отчасти своим усилиям, помощи моих одногруппников и преподавателям, которые шли навстречу и понимали, что мои несданные работы и неполученные баллы — это следствие того, что я действительно был занят на работе по профилю образования. За это большое спасибо всем, кто поучаствовал в моем образовании!
У нас в университете, в особенности на истфаке, нет культуры создавать студентам лишние проблемы. Я всегда понимал, что все мои несданные вовремя работы — это мои ошибки, всегда старался их исправить, поэтому благодарен, что никто не создавал дополнительных проблем на моем пути.
После окончания университета какие для себя рассматривали варианты работы? Планировали оставаться дальше в школе?
К окончанию университета, несмотря на то что я учился на учителя-предметника, я понимал, что именно предметником я быть все-таки не хочу. Это не потому что меня плохо учили или я плохо учился, просто, спасибо за это опять же университету, в нас воспитали культуру осознанного выбора. Я понял, что быть учителем-предметником интересно и в этом можно развиваться, но я хотел бы пойти в сторону воспитания, поэтому, еще обучаясь в университете, стал советником по воспитанию в школе, старшим вожатым. Проработав после выпуска год в школе, я уволился и стал работать в Росдетцентре, заниматься организацией тематических смен в федеральных детских центрах: всем известных «Артеке», «Океане», «Орленке» и «Смене».
С уходом из школы педагогика не закончилась?
Педагогика на этом не закончилась, конечно, потому что появилась кафедра педагогики, где я сейчас работаю в должности ассистента. Юлия Борисовна Дроботенко пригласила меня на эту должность, так как команде кафедры был нужен человек, который хорошо разбирается в вожатстве: дисциплину «Основы вожатской деятельности» вернули в образовательную программу. А так как я с 2017 года являюсь вожатым педагогического отряда «БРИГ» и в целом увлекаюсь вожатским делом, то я чувствовал себя в этом экспертом и понимал, что мне это интересно и по плечу, поэтому уже второй год на кафедре я занимаюсь этой темой. И в рамках программ Росдетцентра мы опираемся на педагогические принципы, на психологию, чтобы сделать наши смены максимально интересными и полезными для детей.
Где по-вашему сейчас нужны педагоги?
Педагоги сейчас нужны везде. Про педагогическое образование есть устоявшийся стереотип, что это обязательно школьный учитель или воспитатель в детском саду. На самом деле педагогика — это очень широкая сфера. Педагоги нужны и для взрослых, учитывая, что сейчас у нас существует вполне логичная и правильная парадигма образования «через всю жизнь». Поэтому нужны люди, которые готовы это образование курировать и модерировать. Не все мои одногруппники работают в системе образования, но все они применяют навыки и компетенции, которые были заложены в нашем университете, и в своих сферах это хорошие и востребованные специалисты.
Есть ли у Вас педагог-кумир, на которого можно ориентироваться в своей профессиональной деятельности?
Если говорить про классиков отечественной и зарубежной педагогики, то это Шалва Амонашвили — основатель, вдохновитель, идейный лидер направления гуманной педагогики. Вообще здорово, что мы и сейчас можем им вдохновляться и посещать его семинары. А если из ближайших людей, то это, конечно, Наталья Станиславовна Макарова, потому что она вела у нас педагогику и, честно сказать, давала нам не только знания, но и учила ценностному отношению к нашей сфере. Она всегда говорила, что мы не можем требовать с учеников то, чему не соответствуем сами, и это сейчас один из моих принципов. Елена Анатольевна Черкевич, мой преподаватель по психологии, всегда была сторонником профессионального подхода ко всему, что мы делаем. Это я у нее тоже перенял и этим сейчас руководствуюсь. И, конечно, Евгения Юрьевна Навойчик — это человек, у которого я научился относиться к своей работе качественно, нешаблонно и развиваться как учитель и человек, чтобы быть интереснее не только в рамках урока, но и за его пределами. А еще на истфаке есть замечательный специалист по учебно-методической работе Татьяна Владимировна Шалойко, которая, на мой взгляд, культивирует систему уважения и наставничества на факультете и всегда помогает студентам в любой ситуации: от учебных до бытовых и житейских вопросов.
Что бы Вы посоветовали настоящим и будущим студентам Омского педагогического университета?
Педагогический университет готовит специалистов не только для работы в школе, но и вообще для жизни. Многие ребята, которые окончили наш университет, сейчас востребованы в разных областях. И я бы хотел порекомендовать будущим студентам, абитуриентам, всем, кто прочитает эти строки, не бояться идти в образование — это интересно. Даже если вдруг вы поймете, что эта сфера не для вас, то в этом нет ничего страшного. Вы все равно будете хорошим и нужным специалистом в любой сфере и хорошим человеком, потому что наш университет делает для этого все возможное.