Сегодня, 22 марта, в России отмечается День Балтийского моря.
— У Балтики очень сильная аура. Море закрытое, внутриматериковое, оно накопило за тысячи лет особую энергетику, — поделился впечатлениями Юрий Шамалов, генеральный директор компании «Газпром флот». — Балтийское море красивое. Например, Северное море всегда молочно-серое, а Балтика — разная по цвету и настроению. Она радует то ультрамарином и ласковая, то свинцовая и грозная, со штормовыми семиметровыми волнами. На берегу — белоснежный песок на пляжах и удивительный солнечный янтарь, — магический камень, символ Балтики.
Компания «Газпром флот» — дочернее общество «Газпрома», эксплуатирует флот — специализированный и многофункциональный. В 2024 году морскому предприятию исполняется 30 лет.
За этот внушительный период времени «Газпром флот» пробурил 78 скважин на континентальном шельфе Арктики и Дальнего Востока с общей проходкой более 200 тысяч метров. Самая глубокая скважина — 3900 метров. На плавучих буровых установках «Газфлота» не раз зажигался долгожданный факел — так было открыто девять морских месторождений нефти и газа, в том числе гигантское Южно-Киринское месторождение в Охотском море.
Чем занимается «Газпром флот» на Балтике? Рассказывает главный капитан газового флота Юрий Шамалов.
— Вот уже несколько лет компания развивает судоходное направление деятельности — транспортировку углеводородов, в том числе газа в сжиженном состоянии. Для этого приняты в эксплуатацию газовозы — высокотехнологичные суда. Они предназначены для хранения и транспортировки СПГ, который получается при охлаждении природного газа до минус 160 градусов. Кстати, объем топлива при сжижении уменьшается в 600 раз.
— Возить такой газ удобно, но ведь потребителю нужен газ в естественном состоянии.
— Для этого проводят процесс регазификации — переводят СПГ из жидкого в исходное газообразное состояние. У нас есть газовоз «Маршал Василевский», единственный в России, имеющий на борту регазификационную установку. Это уникальный СПГ-танкер, таких в мире всего 45. Наш построен в 2018 году. Кстати, он не только перевозит газ, но и его энергетическая установка способна работать за счет газового топлива.
— И куда «Маршал Василевский» возит газ?
— «Маршал Василевский» имеет неограниченную мореходность. Нет такого ветра или шторма, который не позволил бы ему ходить по морям. Танкер-газовоз может совершать переходы по Северному морскому пути, в том числе в летний и осенний периоды без сопровождения ледоколов, так как обладает ледовым классом Аrc4.
Сегодня это уникальное судно участвует в газоснабжении Калининградской области, обеспечивая энергетическую безопасность региона.
— Газовоз такой огромный, что может обеспечить газом всю область?
— Да, длина судна 294 метра, ширина — 46 метров, высота — 64 метра. Для сравнения: размеры футбольного поля 90 × 60 метров, а высота девятиэтажного дома — 25 метров. Вместимость емкостей — 174 тысячи кубометров сжиженного газа. Такого объема для всей Калининградской области хватит в летний период на 28 дней, а зимой — до 20 дней.
— Как происходит разгрузка газовоза?
— Швартовка и разгрузка — очень серьезное мероприятие, в плане соблюдения мер безопасности его можно сравнить с разгрузкой боеприпасов. Останавливаются все портово-причальные и иные погрузо-разгрузочные операции, запрещается движение по акватории. Минимум четыре буксира обеспечивают подход газовоза к причальной стенке или к другому газовозу. Пока эта причальная газовая операция не произведена, порт замирает.
— Это длится долго?
— Наш «Маршал Василевский» может перекачивать газ и на другой танкер, и в подземные хранилища, и в трубопровод. Свой перевозимый объем в 174 тысячи кубометров СПГ он способен преобразовать в 100 миллионов кубометров обычного природного газа примерно за 8 суток.
Чтобы на такое время не останавливать работы в порту, специально построили морской терминал по приему природного газа. Он расположен в пяти километрах от берега Калининграда, прямо в море.
— Очень опасная работа у моряков-газовиков!
— Согласен! Именно поэтому предприняты самые жесткие меры по безопасности, вплоть до того, например, что запрещены обычные мобильные телефоны. Они должны быть только в искробезопасном исполнении. Все моряки говорят на английском, нормы ГТО — обязательны, а при поступлении на работу проходят суровый тест на выживание в бассейне, где испытуемому нужно выбраться из «утонувшего» и «перевернувшегося» вертолета. Патриотизм, профессионализм и преданность делу — главные качества, которые мы ценим в компании.
— Наверное, такая сложная работа хорошо оплачивается?
— На газовозах самые высокие зарплаты на флоте, причем у всех — от дневального и буфетчика до капитана. Но к нам идут не за длинным рублем. Море не для материалистов. Море для романтиков. Несмотря на то, что работа серьезная, дисциплина флотская, а каждая судовая роль расписана по минутам и функциям.
— Как стать капитаном современного газовоза?
— Это невероятно сложно, — наш собеседник тут улыбается. — Капитанов газовозов в несколько раз меньше, чем космонавтов.
— Считается, что кошка на борту судна — хорошая примета. А на судах «Газпром флота» есть хвостатые питомцы?
— Да, на некоторых есть. И кошки, и собаки. Но кошкам тяжелее, потому что на кораблях высокое магнитное поле, они его хуже переносят. А вот на газовозах правила техники безопасности выполняются безукоризненно — животные недопустимы.
— Как попасть на работу в «Газпром флот»?
— С ходу и сразу в море — маловероятно. Например, чтобы трудиться на буровой установке, надо сначала поработать на берегу и познать всю технологичность бурения скважин. Впрочем, мы сейчас в качестве эксперимента берем стажеров из выпускников университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Они трудятся наравне с матросами, имеют страховку и получают зарплату.
— Говорят, на морском терминале у Калининграда много детских игрушек. Почему?
— Да, это чайки нам приносят их из калининградских песочниц. Птицы, конечно, ведут себя некрасиво. Но интересно, что с этими игрушками они летят именно к нам, на газовый причал в море. Видимо, даже чайки любят нашу компанию…
***
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу ООО «Газпром флот».
***
Текст подготовлен по материалам лектория «Газпром» на международной выставке-форуме «Россия».
→ Лекторий «Газпром» на выставке-форуме «Россия» (ВДНХ): vk.cc/csc8V1
→ Вся программа павильона «Газпром» на выставке-форуме «Россия»: https://vk.cc/cvCxgy
→ Проголосовать за павильон «Газпром»: https://vk.cc/cv12qU