Найти тему
ЦССВ "Центральный"

Гимнастика для мозга. Занятия для детей.

Что же такое «Гимнастика мозга»? Это комплекс несложных упражнений, которые гармонизируют работу обоих полушарий мозга, и помогают ребенку справиться с тем, что ежедневно мешает успешно усваивать учебный материал, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.


На основании научно-практических исследований нейропсихологами (А.В. Семенович, Б.А. Архипов) был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу.


«Положительные результаты от занятий нейрогимнастикой, заметны практически сразу и имеют эффект накапливания» - говорит учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Центральный» Елисова Галина.


Большинство из нас думает, что мыслительные процессы - это что-то нематериальное. НО, каждый познавательный процесс, будь то: восприятие, внимание, память или мышление имеет четко обозначенную зону в головном мозге.


Всем известно, что головной мозг состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них выполняет свои специфические функции.
Слаженное развитие правого и левого полушарий мозга необходимо для улучшения концентрации внимания и работы памяти; для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей; для снятия стресса и нервного напряжения. На 50% улучшается обучаемость детей при правильном взаимодействии двух полушарий.


«Каждый из нас хочет быть успешным в своей трудовой деятельности и в решении жизненных вопросов. Таких же успехов мы ждем от наших детей. Самое элементарное, что мы можем сделать в этом направлении – выполнять несложные и занимательные нейрогимнастические упражнения» - рекомендует учитель-дефектолог Елисова Галина.


Нейрогимнастика – это комплекс активизирующих естественные механизмы мозга упражнений, с использованием физических движений. Сюда входят упражнения для общей моторики, пересекающие среднюю линию тела, упражнения для развития мелкой моторики рук – это хорошо известная нам пальчиковая гимнастика. Так же это растягивающие упражнения, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения.


Учитель-дефектолог Галина Елисова сделала выводы: «В ходе систематических занятий нейрогимнастикой у ребенка активизируются межполушарные связи, улучшается концентрация внимания и памяти; эффективно развиваются интеллектуальные и творческие способности».
Повышая, благодаря гимнастике мозга, интегративную функцию мозга, у многих детей отмечается значительный процесс в управлении своими эмоциями, снимается стресс, нервное напряжение. А также перед интенсивной умственной нагрузкой, рекомендуется применять комплекс упражнений.

Комплекс нейрогимнастических упражнений для детей.
Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

• Самомассаж
1. Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
3. Указательными и средними пальцами рук одновременно «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять двумя руками одновременно, но в противоположных направлениях.
4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
• Дыхательные упражнения
1. Вдох – пауза – выдох - пауза. При вдохе губы вытягиваются «трубочкой» и с шумом «пьют» воздух. Желательно при этом представлять оранжевый или желтый шар, размещенный в животе. Шар надувается и сдувается в ритме дыхания.
2. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используется большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх; а для закрытия левой ноздри – мизинец правой руки.

Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).


Комплекс 1
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
Упражнение «Гусак – курочка – петух»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Гусак – ладонь согнута под прямым углом. Пальцы вытянуты и притиснуты один к другому. Указательный палец полусогнутый и опирается на большой.
Курочка – ладонь немного согнута. Указательный палец опирается на большой. Остальные накладываются один на другой в полусогнутом положении.
Петух – ладонь поднята вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы раскинуты в стороны и подняты вверх – это «гребешок».
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук хлопнуть в ладоши.
Упражнение «Зеркальное отражение»
Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге.
Комплекс 2
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.
Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены.
Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх.
Камень – ладонь сжата в кулак.
Упражнение «Цепочка»
По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном. Вначале движения выполняются в привычном для ребенка захвате, потом его необходимо обязательно поменять.
Упражнение «Ножницы – собака – лошадка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга.
Ножницы – указательный и средний пальцы вытянуты вперед, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Собака – ладонь следует поставить ребром, большой палец распрямить и поднять вверх. Указательный палец согнутый, остальные сомкнуты.
Лошадка – большой палец правой руки поднят вверх, остальные сомкнуты. Сверху обхватить правую руку ладонью левой руки под углом так, чтобы вышла грива.
Упражнение «Фонарики»
Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.
Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
Комплекс 3
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
Упражнение «Заяц – коза – вилка»
Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое:
Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.
Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Упражнение «Кошка»
Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».
Упражнение «Зеркальное отражение» (цифры)
Цифры рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
Комплекс 4
Упражнение «Замок»
Скрестить ладони друг с другом, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. В таком положении ребенку необходимо двигать пальцем, на который указывает взрослый, точно и четко. Движения соседними пальцами нежелательны. Дотрагиваться до пальца нельзя. В упражнении последовательно должны принимать участие все пальцы обеих рук.
Упражнение «Частокол»
Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев.
Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.
Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.
Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони.
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук.
Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»
Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.
«Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.

Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность» - рекомендует Елисова Галина.

Изображение из сети Интернет
Изображение из сети Интернет