Топ неудобств, на которые жалуются клиенты, выглядит так:
- Нечистоплотность - собака совершает туалет дома, метит углы, пачкает кровати и диваны, может совершить непотребство на одежду хозяев
- "Разносит" жильё - рвёт мебель, крушит двери, обдирает стены, портит личные вещи хозяев
- Шумит - лает на дверь, лает на звонок домофона, скулит и воет в одиночестве, чем провоцирует конфликты с соседями.
Буквально сегодня попалась не очень умная статья, где проводилась параллель разрушительной силы собаки с её размером. Мягко говоря, это нелепость. Огромные псы могут вести себя прилично, а чихуа демонстрировать чудовищные наклонности вандала. Всё потому, что корень зла не в размере и даже не в породе, а в состоянии нервной системы собаки.
Рискну утверждать, что за каждым случаем неправильного поведения стоит нарушенное или отсутствующее чувство безопасности. Неуверенность в себе, в своей безопасности - это то, что мешает отдыхать, когда хозяев нет дома и запускает рост нервного напряжения. Именно разрядку напряжения мы имеем, когда собака "рвёт и мечет", орёт, заливает мочой пространство.
Сейчас нахожусь в активном консультировании с кинологом, работающим с мальтипу. Тот факт, что это очередное "дизайнерское" создание - опустим. Хотя, по наблюдениям, такие собаки часто склонны демонстрировать деструктивное поведение. Мальтипу достаточно взрослый, чтобы вести себя "прилично", однако, режим "писаю, как щенок" (то есть, где попало) не выключается. Ещё он впадает в натуральную истерику, когда хозяйка уходит из дома. Даже при том, что с ним остаются другие члены семьи. У собаки тревожная гиперопекающая хозяйка, которая хватает пса на ручки при любом его "гав", чем бы он ни был вызван, чуть что охает и ахает, и стремиться бежать на помощь. Гиперопека всегда связана с собственным, хозяина, недоверием миру и это недоверие транслируется собаке. В свою очередь, деструктивное поведение собаки вносит свою лепту, ухудшая настроение и состояние владельца. Влиять на мышление хозяина очень сложно, здесь нельзя ломиться напролом, потому, что мы имеем дело с тонкими настройками человеческой психики, но и без их перенастроек помочь собаке довольно сложно, так как корень зла здесь - созависимость.
Не всегда основная причина тревожности собаки в хозяине. Питомец может прийти в семью уже обременённый негативным. сложным опытом. У меня такая - Жуля, попавшая к нам в полтора года, имеющая опыт оставления хозяином на произвол судьбы. Она быстро адаптировалась и бОльшую часть времени ведет себя адекватно. Но, стоит произойти достаточно значимым событиям - открывается "краник", из которого заливается одна из кроватей и угол на втором этаже. Сейчас мы знаем, например, что её "взрывают" наши отъезды больше, чем на сутки. Это проявление сепарационной тревоги (не тревоги одиночества, в привычном режиме, она довольно спокойно остается одна, а вот намек на возможное исчезновение хозяев "навсегда" - это её триггер). На время отпуска я цепляю на неё ошейник Адаптил, за три дня до отъезда начинаю давать настойку пиона, инструкцию по поддержке вручаю тому, кто с ней останется, кровать затягиваю влагонепроницаемы чехлом, которые пришлось сшить специально для таких случаев. Всеми силами пытаюсь облегчить текущее состояние и сберечь дом. И у меня нет никакой уверенности, что однажды собака совсем перестанет "протекать" в стрессовых ситуациях. Но и заниматься с ней повышающими уверенность упражнениями - не прекращаю. Во всяком случае, частота и сила проявлений тревоги заметно снизилась.
Разгром жилья и громкоголосость - тоже способы релаксации, преодоления тревоги.
У проблем одиночества есть градации сложности. На уровне страха собаки остаться одной, при правильно подобранной поведенческой коррекции - как правило довольно быстро наступает улучшение. Особенно в сочетании с адаптивными методами. При сеперационной тревоге (страхе утратить значимого социального партнера) некоторые поведенческие методы становятся труднореализуемыми из-за длительности и мелкошаговости. и упор смещается на адаптивные техники. Самая тяжелая история - невроз одиночества. Есть мнение и я его разделяю, что при развитии невротического состояния полное восстановление психики становится невозможным (хотя именно с неё необходимо начинать) и речь уже может идти лишь об облегчении состояния. Поэтому так важно вовремя принять меры к устранению предыдущих уровней тревоги. Один из главных симптомов развития невроза (любого и невроза одиночества в частности) - ухудшение состояния с усилением проблемного поведения.
И ещё важный момент. Перечисленные проблемы практически никогда не существуют сами по себе. При работе неизбежно всплывают и другие поведенческие нюансы - пассивная или активная защитная реакция на других собак, и/или людей, тянучка поводка, подбирательство не только съедобного мусора, страх улицы, страх громких звуков и так далее. Чем больше нюансов поведения и особенностей их развития хозяин сможет сообщить специалисту - тем точнее будет дифференциальная диагностика и подбор коррекционных методов.