118,8K подписчиков

Взгляните на заброшенные поезда и мрачное очарование последней узкоколейной ЖД Подмосковья!

165 прочитали

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.

В нашем путешествии мы не только прогуляемся по заброшенным и почти разобранным рельсам узкоколейной железной дороги, но и рассмотрим забытые поезда — остатки подвижного состава. Последние сохранившиеся остатки узкоколейки в Подмосковье мы нашли в Шатурском районе.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.

Хотели бы мы написать, сохранившиеся до наших дней, но как рассказали мне товарищи, скатавшиеся недавно по нашему маруту — большая часть снимков можно смело назвать архивными. Хотя что-то, всё же осталось.

Немного истории: первый участок местной узкоколейки был заложен в 1918 году. Ширина колеи составляла 750 миллиметров. На конец 1997 года протяженность этой дороги составляла 300 километров.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-2

Линии железной дороги проходили через населенные пункты: Губино, Туголесье, Бакшеево, Острова, Шаврино, Пустошу, Горки, Егорьевск, а также в Орехово-Зуево, Авсюнино и Осаново.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-3
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-4

Когда-то по этой узкоколейной дороге ежедневно курсировал десяток поездов, перевозивших людей и грузы через невероятно живописные леса и болота Шатурского района.

Но торфяные пожары в 1972 году, перестройка и «девяностые» годы нанесли сокрушительный удар по местной узкоколейке. К 2007 году количество путей сократилось до 70 километров. В 2008 году компания «Шатура Торф», которая занималась грузоперевозками по этой узкоколейке, столкнулась с серьезными проблемами — ГРЭС, которая использовала торф в качестве топлива, перешла на газ, что стало окончательным приговором для местной узкоколейки.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-5
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-6

На сегодняшний день от некогда огромной сети узкоколейных железных дорог остались лишь воспоминания. Приехав в Шатуру, мы решили не только прогуляться по узкоколейке, но и посетить депо, которых здесь было два, и посмотреть на остатки подвижного состава.

Выбрав ближайшее к нам депо, мы бодро дошли до него по все еще целым рельсам. Преодолев пару мостов и болот, дорога привела нас к хорошо сохранившемуся заброшенному железнодорожному депо.

Мы посетили несколько цехов, рядом с которыми находились вагоны и другая железнодорожная техника. В самих цехах было пусто, только рядом с одним из них лежало несколько железнодорожных колесных пар.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-7

В целом, эти вагончики не сильно отличаются от стандартных. При желании их можно поставить на другие колесные пары и использовать на другой железнодорожной ветке.

К сожалению, мы не смогли попасть в здание депо, так как оно было надежно заперто. Поэтому нам оставалось только осматривать технику снаружи.

Кроме десятка топливных цистерн, здесь также можно было найти и другую железнодорожную технику, правда, в состоянии, далеком от идеального.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-8
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-9


Далее вы увидите больше фотографий заброшенных поездов. Поезда начали разбирать ещё при нас, сомневаюсь, что они уцелели, хотя может быть привезли новые, которые распилить ещё не успели.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-10
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-11
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-12

А вот один из цехов. Он практически разрушен. Внутри, по всей видимости, находился железнодорожный снегоочиститель без скребка.

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-13
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-14

Бросим прощальный взгляд на вагоны…

К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-15
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-16
К сожалению, узкоколейные железные дороги постепенно исчезают из нашей реальности. Обыденность становится диковинкой. Особенно мало узкоколейки осталось в центральной части России и Подмосковье.-17

Путь сюда не очень близкий, да и дорога долгая. Но этот поход выходного дня однозначно стоил потраченного времени. Ведь отложи мы его буквально на год-два и могли бы застать только зарастающие просеки и пару ржавых вагонов вместо вполне себе фотогеничных остатков старой узкоколейной ЖД.

Если вы давно хотите куда-то съездить, то советую не откладывать. Даже природные достопримечательности далеко не вечные, что уж говорить о столь специфических местах, как остатки старой железной дороги.

Елена Б. специально для проекта NordSkif & Co

Если вам интересны подобные репортажи — будем рады видеть вас в числе наших подписчиков. Если по какой-то причине вы не видите наших публикаций в ленте — то подписывайте на Telegram. Пока, это единственный способ гарантированно не пропустить обновления.