Сегодня проблема наркомании остается актуальной вследствие целого ряда факторов. Прежде всего, наблюдается снижение среднего возраста наркотизации, а также все более изощренными становятся способы употребления наркотических средств. Немаловажным является и то, что наркомания нередко становится привычным элементом молодежной культуры. Современная молодежь всё чаще начинает получать искаженное представление о наркотической зависимости, руководствуясь транслируемыми в СМИ (телевидение, Интернет) образами: популяризация образов зависимых людей, создание комических персонажей, свободное распространение лексики зависимых и т.д.
Ориентируясь на достижение задач народосбережения, повышение эффективности профилактической работы и оптимизацию расходования средств на борьбу с наркоманией, должны совершенствоваться и подходы к предупреждению наркотической зависимости. Во многом это связано с преодолением исключительно традиционного подхода к профилактике зависимого поведения, что включает поиск новых форм первичной профилактики, совершенствование способов работы с целевой аудиторией, расширение пространства профилактического воздействия, а также системное распространение альтернативных зависимому поведению ценностей здорового образа жизни. Очевидной необходимостью в современных условиях становится анализ сложных и многочисленных причин наркотизации, ставших распространенными социальными проблемами: личностная незрелость и психологическое неблагополучие, отсутствие позитивной системы ценностей и невовлеченность в социально полезную деятельность значительной части молодого населения.
В целях исследования общей ситуации осведомленности подростков о наркотиках и удовлетворительности проводимой с ними профилактической работы был проведен анкетный опрос среди учащихся 8-11 классов школ города Пензы. В ходе анкетирования было исследовано мнение 153 подростков в возрасте 13-17 лет. Из них было опрошено 69 юношей и 84 девушки.
Основными факторами наркотизации подростки отметили "любопытство и поиск новых ощущений" - 63% (97 человек), влияние группы (выбор ответа проявился и в свободных ответах) и уговоры - 30% (46 человек). Как "желание испытать себя" фактором начала употребления наркотиков обозначило 9,75% опрошенных (15 человек). 8,4% опрошенных посчитали, что от употребления наркотиков предупреждения о страшных последствиях не удерживают, так как не вызывают доверия.
Подобное распределение ответов указывает на высокую степень информированности подростков о "преимуществах" приема наркотических средств: новые ощущения, а также как способ установления близких отношений. В свободном варианте ответа многие опрошенные отметили, что наркотики выбираются как средство для расслабления, а также как один из способов ухода от проблем. В среднем по 2-4% (3-6 чел.) опрошенных предлагали варианты "случайной" вовлеченности, желания самоутвердиться в глазах сверстников, а также как результат плохого воспитания.
Среди вариантов свободных ответов на предложение указать основные причины употребления наркотиков наиболее частыми были "глупость", "наличие проблем", "отчаяние", "любопытство" и "поиск острых ощущений". Таким образом, среди основных факторов наркотизации подростки указали индивидуальное неблагополучие и высокую степень интереса к наркотическим средствам.
Особое внимание следует уделить тому факту, что для многих наркотик становится средством налаживания социального контакта, способом самоутверждения. Подростки подобными ответами указали на то, что группу риска составляют не только социально незащищенные категории подростков, но и те, для кого общение связано с ситуацией неопределенности, конформной позицией ("случайное вовлечение", избегание ситуации "белой вороны"). 6 человек (4%) посчитали, что не может быть достаточных причин для начала употребления наркотиков, выразив свое мнение ненормативной лексикой.
Обозначая свое отношении к наркозависимым, подростки следующим образом заканчивали фразу "Для Вас наркоман это...": 71,5% (110 человек) - "больной человек", 9,75% (15 человек) - "кто-то из другого мира".
Не смотря на то, что подростки в большинстве предпочли вариант "больной человек" во многих ответах была заявлена позиция не сочувствия, а презрения. Следует также отметить, что наиболее редким по предпочтению стал ответ "комичный образ", что не помешало идеализации и юморизации отвлеченных образов "наркомана" и "наркотической субкультуры". Во многом это может быть связано с тем, что эти образы оторваны от восприятия реальной проблемы. В данном случае юмор может выполнять роль защитного механизма, отвлекающего от переживаний реальности.
В ходе опроса 6 человек отметили, что лично знакомы с наркозависимыми (выбор варианта "знакомый или родственник", а также свободный ответ) – они были лишены характерной для возраста категоричности, указывали на замещение отвращения осмысленным неприятием, реальным сопоставлением жизни зависимого и здорового человека.
На вопрос "Как связана проблема наркомании с употреблением алкоголя?" треть подростков ответила, что их объединяет общий характер зависимости (46 чел – 30%). 9 человек (5,85%) указали на сходство эффекта – получение необычных ощущений, 8 человек (5,2%) связи не обнаружили.
При этом следует отметить, что обнаружение связи на уровне зависимости в большинстве случаев была не осознаваемой, а искусственно воспроизводимой, поскольку четкая позиция в данном вопросе присутствовала лишь у единиц. Таким образом, значительная часть опрошенных ориентировалась на "должный" ответ, не всегда выражая свое сложившееся мнение.
В отношении выстраивания профилактических мер был задан вопрос "Как бы Вы предложили бороться с наркоманией?". 56,6% (87 человек) считают наиболее перспективным выявление распространителей наркотиков, за принудительное лечение высказались 46% опрошенных школьников (72 человека), 15% (23 человека) считают эффективным традиционную форму профилактики - рассказ о последствиях.
Наиболее популярным ответом было ограничение доступности наркотических средств, что во многом отражает ощущение подростками того, что у их сверстников недостаточная мотивация для сознательного воздержания от их употребления. Также частый выбор данного варианта ответа может быть связан и с общей оценкой школьниками доступности наркотических средств.
А в числе свободных ответов было большое количество насильственных методов борьбы со всеми причастными к наркотическим средствам. Часто варианту "выявления распространителей" сопутствовал ответ "принудительного лечения". Сравнительно низкий уровень выбора варианта "информирование о последствиях" свидетельствует о том, что подростки осознают низкую эффективность исключительно информационного воздействия, а также считают недостаточной готовность человека к сознательному противостоянию наркотизации.
Серьезным поводом задуматься становится оценка подростками степени доступности наркотиков.
На предложение оценить доступность наркотиков 45,5% (70 человек) ответило, что при желании их может приобрести каждый, ещё 30,5% считают, что "всегда можно найти "знающего человека". Таким образом, 76% подростков в той или иной степени воспринимают наркотики как весьма доступный объект потребления. 22,1% (34 человека) считают наркотики доступными только для тех, кто общается в среде наркоманов.
Высокая степень информированности о возможностях приобретения наркотических средств во многом указывает на скептическое отношение к запретительным мерам при наличии фактической доступности наркотических средств. Кроме того, факторами оценки наркотиков как доступных может являться и максималистская позиция, и реальная осведомленность. Молодежная точка зрения также проявилась в свободных ответах, подразумевающих легкий доступ к наркотикам тех, кто ставит для себя такую цель. Как уже было указано, ответ на данный вопрос тесно связан с общими представлениями об эффективных мерах профилактики как ограничительных (обеспечение фактической недоступности).
Для выявления актуальных в целевой группе ценностей был сформулирован вопрос "Что Вы считаете наиболее неприятным из всех последствий наркомании?". 63% (97 человек) на первое место поставили утрату личных и социальных контактов (семьи, работы, друзей), 55,2% (85 человек) - потерю здоровья, 21% (33 человека) - внешнее обезображивание, 17% (26 человек) - бедность. Часто подростки отмечали несколько вариантов ответа, указывая на знание системного поражения всех сфер жизни зависимого человека.
Анализируя полученные ответы следует отметить, что для подростков наркотики признаются одним из средств налаживания коммуникации, поэтому вариант "утраты личных и социальных контактов", социальной изоляции представляется им более трагичным, чем смерть.
При этом другие ответы выявляют, что сохранение социальных контактов в качестве мотива отказаться от наркотиков становится отставленным и перестает играть столь важную роль. Потеря здоровья, заявленная как одно из наиболее неприятных последствий наркомании, для многих может являться атрибутивной ценностью, что выявляется в результате частого присутствия в ответах скептичного отношения к демонстрируемым последствиям наркотической зависимости.
На вопрос "Считаете ли Вы проблему наркомании реальной опасностью лично для Вас?": положительно ответил 21 человек (13,65%); отрицательно – 103 чел. (67%).
При этом многие респонденты посчитали вопрос провокативным, указав на высокую степень своей сознательности и уверенности в том, что они никогда не будут употреблять наркотики. При этом лишь некоторые опрошенные посчитали вопрос касающимся оценки общей социальной ситуации. Эти положительные ответы, в основном, были подкреплены развернутым высказыванием мнения о том, что наркотики представляют если не явную, то косвенную угрозу (преступность, асоциальное поведение окружающих).
Третья часть анкетного опроса, направленная на выявление перспективных с точки зрения подростков направлений профилактической работы, позволила заключить, что на сегодняшний день все более актуальным становится поиск современных форм её организации, а также непременное развитие разнообразных и массово доступных досуговых практик, позволяющих привить ценности здорового образа жизни.
По мнению подростков от употребления наркотиков может предостеречь насыщенная и интересная жизнь (47,4% - 73 человека), знание последствий (39% -64 человека), а также недоступность наркотических средств (61 человек - 39%). Занятия спортом признали предостерегающим от наркомании фактором 23,4% (36 человека) опрошенных подростков.
Следует заметить, что подростки часто выбирали вариант "насыщенная и интересная жизнь" как мотив воздержания от наркотиков, что дополняет указание на одну из причин наркотизации утрату смысла, проблемы и отчаяние. При этом указание на "знание последствий" как предостерегающий фактор противоречит указанным позициям недостаточности в профилактических мерах информирования о последствиях. Очевидно, что выбор данного варианта связан с некритичным пониманием источника проблемы наркозависимости. При этом ориентация на обеспечение недоступности наркотических средств как основного фактора профилактики подтверждается.
Среди вариантов свободного выбора нередко встречали указания на неизбежность наркотизации тех, кто находится в группе особого риска (следует отметить специфичность критериев определения степени риска: некритичность, отсутствие собственного мнения, любопытство, низкий уровень родительского контроля).
Степень эффективности профилактической работы подростки оценили в выборе следующих ответов:
51,3% опрошенных (79 человек) считают полезными фильмы с реальными историями наркоманов, 38% опрошенных (58 человек) высказали доверие лекциям со специалистами, 22% (34 человека) отмечают эффективность социальной рекламы в СМИ (в свободных вариантах некоторые респонденты указывали на её наибольшую её предпочтительность в сети Интернет), 18,2% (28 человек) в качестве профилактики предпочитают личные контакты, 3,2% (5 человек) признают профилактическую ценность брошюр.
Данные ответы во многом подчеркивают высокую степень любопытства к "таинственной" теме, а также указывают на специфичность воздействия некоторых форм профилактической работы (так влияние брошюр некоторые опрошенные посчитали хотя и низким, но эффективным для некоторых категорий). Таким образом, в ответах молодых людей были подчеркнуты важные факторы профилактической работы: её системность (это подтвердилось и неоднократным выбором не одного, а сразу нескольких вариантов ответа) и зависимость от целевой аудитории.
Особое внимание стоит уделить тому, что подростки достаточно активно выбирали вариант общения со специалистами, высказывая доверие их мнению. Особую значимость личных контактов обозначили не только выбравшие один из вариантов ответа, но и те, кто решил высказать свое мнение: общение с наркоманом для многих виделось весомым предостережением от употребления наркотиков. Во многом этот эффект связывался с тем, что человек получает реальную информацию, которую может проанализировать сам. При этом в их ответах было обозначено высокое влияние сверстников на вовлечение в зависимость от наркотиков (заодно, чтобы не отличаться). Кроме того, опрошенные, выбирая ответ "личные контакты", подразумевали высокую взаимосвязь профилактики с семейным воспитанием, степень доверия с родителями.
Основными факторами эффективности подростки обозначили наглядность, реалистичность, возможность принять собственное решение, а также полноту получаемой информации.
По мнению подростков профилактика эффективна, когда созданный образ: вызывает отвращение - 58% (89 человек), пугает - 45% (69 человек), содержит много нового - 11% (17 человек), удивляет - 9,7% (15 человек).
При этом страх для большинства выбиравших вариант "пугает" не являлся фактором, предостерегающим от приема наркотиков. Также выбор варианта "вызывает отвращение" несоизмеримо больше числа тех, кто обозначил ценностью утрату внешней привлекательности – здесь ценность сохранения внешнего вида проявляется ярче. При этом следует отметить, что не всегда в профилактическом воздействии работает механизм идентификации: воссоздаваемые образы, производя значимый эффект, могут быть оторванными от реально воспринимаемой подростками действительности. Таким образом, представление о наркомании начинает существовать в двух плоскостях: реальной (повседневные практики, неосознаваемые шаблоны поведения, воспроизводящие ценности наркокультуры) и виртуальной (представления и воссозданные социально стереотипы – отрицание наркомании). В сознании подростка проблема расщепляется на две составляющие: наблюдаемая им повседневно ситуация и существующие абстрактно образы, не связываемые с повседневной жизнью.
На вопрос "Считаете ли Вы, что о наркомании нужно знать как можно больше?" 44,85% (69 человек) опрошенных ответили, что знание помогает принять меры; вариант "некоторые подробности вызывают стойкое отвращение" выбрали 33,8% (52 человека), вариант "избыток информации начинает пугать" предпочли 15,6% (24 человека). 2% (3 человека) считают, что не стоит афишировать проблему, поскольку наркомания не так опасна как это преподносится. 19% опрошенных (29 человек) указывают на обратный эффект запрета - "чем больше запрещают – тем выше интерес".
Выбирая варианты "знание помогает принять меры" опрошенные одновременно отмечали и вариант "подробности вызывают отвращение". Во многом такая позиция выявляет отсутствие четких представлений о том, на каких принципах должна строиться профилактика и каким образом она будет более эффективна. Кроме того, противоречия обнаружились и в том, что формируемые установки (знание помогает принять меры, демонстративный отказ от наркотиков) противоречат реальным установкам современных подростков.
Подводя общие итоги следует отметить, что анкетирование помогло выявить две тенденции: диагностируемый уровень осведомленности по проблемам наркотиков по параметрам объективных знаний достаточно низкий, в то время как уровень формируемых о наркомании представлений среди молодежи наполнен не всегда адекватным реальной ситуации содержанием. В подростковой среде профилактическое воздействие должно учитывать разорванность непосредственных практик с абстрактными представлениями о наркомании. Подростки больше ориентированы не на запрет, а, напротив, на получение объективной информации для самостоятельного анализа.
Авторы исследования: Анатолий Бодров, кандидат политических наук; Анна Шаровская, кандидат философских наук (архив "Пензенского регионального института народосбережения")