Имя Пьеро Мандзони золотыми буквами вписано в историю искусства. Этот итальянец (1933-1963 гг.) прожил короткую, но яркую жизнь, ставшую революцией. Мандзони был одним из основоположников концептуального искусства и шок-арта. Его творчество пронизывали провокация, нарушение границ, создание произведений, не похожих на искусство. Как Дюшан, он бросал вызов устоявшимся представлениям о том, что таковым является.
Ранние работы использовали отпечатки реальных предметов на холстах. Затем художник вышел за пределы плоскости, создавая объемные произведения из дегтя, паст, способные взаимодействовать со зрителем.
Переломной стала серия «Ахромы» — минималистичные объекты, акцентирующие не цвет, а текстуру материалов. Холсты покрывались химикатами, комками ваты, овечьей шкурой, заливались эпоксидкой, пластиком. «Ахромы» размывали границы живописи, скульптуры, инсталляции.
Череда смелых экспериментов привела к концептуализму. В 1959 году появились «12 линий» — 12 контейнеров со свитками, где вручную проводились линии разной длины, от километровых до глобальной через Гринвич.
Мандзони эксплуатировал тему святости искусства и художника. В 1961 году перформанс с его отпечатками пальцев на вареных яйцах стал ритуальным «ассамбляжем». Но настоящим скандалом стало «Дерьмо художника» - 90 баночек с его экскрементами по цене золота.
Кульминация творчества — «Живые скульптуры» (люди, «подписанные» Мандзони) и «Постамент Мира», где весь мир объявлялся произведением, выходящим за рамки реальности.
Мандзони был гением-провокатором, ломавшим стереотипы в искусстве ХХ века. Он доказал: искусством может стать все, что заявит автор.
#культура #искусство #стереотипы #скульптор #художник #концептуализм #арт