Найти в Дзене

Тест – не источник стресса для студентов: мои 10 правил проведения контрольных

Я преподаватель испанского языка в Новосибирском государственным университете. Помимо этого, я частным образом преподаю английский, хинди и испанский, и потому не понаслышке знакома с процессами создания и проведения тестов для студентов. Хочу поделиться правилами, которых я придерживаюсь, разрабатывая материалы для контрольных работ. Вас же, уважаемые читатели, призываю рассказать в комментариях, с чем вы согласны, с чем нет, и что бы вы добавили. Разделим всю процедуру на три этапа: подготовка к тесту, проведение теста, проверка теста. Я сразу обсуждаю со студентами, что тест - это просто индикатор того, усвоена тема или нет. Я не оцениваю их личность на основе результатов теста, и не ставлю своей целью занизить им результаты. Мне важно, чтобы они продемонстрировали в этой работе, что именно они поняли и запомнили благодаря нашей совместной работе над конкретной темой. Поэтому я обычно призываю ребят не откладывать подготовку к тесту на последние минуты, а поступательно, шаг за шагом

Я преподаватель испанского языка в Новосибирском государственным университете. Помимо этого, я частным образом преподаю английский, хинди и испанский, и потому не понаслышке знакома с процессами создания и проведения тестов для студентов.

Хочу поделиться правилами, которых я придерживаюсь, разрабатывая материалы для контрольных работ. Вас же, уважаемые читатели, призываю рассказать в комментариях, с чем вы согласны, с чем нет, и что бы вы добавили.

Разделим всю процедуру на три этапа: подготовка к тесту, проведение теста, проверка теста.

Я сразу обсуждаю со студентами, что тест - это просто индикатор того, усвоена тема или нет. Я не оцениваю их личность на основе результатов теста, и не ставлю своей целью занизить им результаты. Мне важно, чтобы они продемонстрировали в этой работе, что именно они поняли и запомнили благодаря нашей совместной работе над конкретной темой. Поэтому я обычно призываю ребят не откладывать подготовку к тесту на последние минуты, а поступательно, шаг за шагом осваивать материал, а также сама стараюсь, чтобы мы работали над темами не слишком поспешно и достаточно вдумчиво.

<a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/international-day-education-cartoon-style_94953311.htm#fromView=search&page=1&position=3&uuid=e8747c56-6925-4d0e-b6ed-51270f78be20">Image by freepik</a>
<a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/international-day-education-cartoon-style_94953311.htm#fromView=search&page=1&position=3&uuid=e8747c56-6925-4d0e-b6ed-51270f78be20">Image by freepik</a>

А. Что следует делать на ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ?

1. Я включаю в тест только то, что было пройдено на занятиях

Я не ставлю перед собой цели на чем-то подловить студентов. С помощью теста я хочу проверить, что действительно усвоено, а над чем ещё стоит поработать. Поэтому включаю в тест только то, что соответствует полученным знаниям и актуальному лексическому и грамматическому уровню.

2. Я предупреждаю о тесте заранее

Сюрпризы это хорошо, но не тогда, когда сюрпризом становится тест.

О тесте я предупреждаю как минимум за неделю, чтобы у студентов точно была возможность все повторить и систематизировать знания. Тест не с неба берется. Тест разрабатывается на основе материалов глав учебника + дополнительных материалов. Соответственно, к моменту прохождения теста мы успели поработать над этими материалами на парах + студенты выполнили по этой теме ряд домашних заданий, и я слежу за тем, чтобы материалы были проработаны достаточно глубоко. Как правило, если студент действительно работал и на парах, и с домашними заданиями, то проблем не бывает. Следовательно, неделя перед тестом отводится на то, чтобы действительно повторить, а не выучить невыученное с нуля.

3. Я указываю, что именно следует повторить – и где это найти

Я перечисляю и фиксирую, например, что мы будем использовать вокабуляр из наборов в Quizlet, которые я отправляла студентам; что будут задействованы грамматические темы с таких-то страниц учебника или из дополнительных распечаток. Список тем, с которыми надо поработать студентам для подготовки к тесту, должен быть расписан максимально прозрачно.

4. При составлении теста я отдаю предпочтение заданиям открытого типа

Просто выбрать букву не получится (или это минимальное количество заданий). Я хочу увидеть реальные знания своих студентов, отследить вектор их мысли. Да, такие задания проверяются дольше, зато они куда более показательны.

<a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/view-3d-school-desk_133758389.htm#fromView=search&page=1&position=12&uuid=39246025-8ece-4fc2-874c-0e17570f4633">Image by freepik</a>
<a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/view-3d-school-desk_133758389.htm#fromView=search&page=1&position=12&uuid=39246025-8ece-4fc2-874c-0e17570f4633">Image by freepik</a>

Б. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА

5. Я выделяю достаточно времени на написание теста

Я выделяю на тест время, которое объективно может понадобиться на его решение + пару минут на "зависнуть", "подумать" или "перевести взгляд"* + 5 минут на самопроверку. Для меня тест не экзекуция, а метод анализа (весь ли материал усвоился, что следует повторить в будущем, какие акценты расставить в дальнейшем обучении), поэтому я не хочу из него устраивать лишний стресс ни для себя, ни для своих студентов.

*Да, пара минут на "подумать" – это важно. Человек может обладать информацией, но ему важно ее вспомнить, мобилизовать имеющиеся знания.

Более того, я ставлю таймер и вывожу его на главный экран, чтобы студенты могли отслеживать время и сами решали, как его распределить, при решении теста.

На этот тест было выделено 25 минут.
На этот тест было выделено 25 минут.

6. Я разрешаю использование интеллект-карт, составленных вручную

На тестах по некоторым темам я разрешаю пользоваться mind map'ами (интеллект-карты), которые сделаны от руки. На них можно зафиксировать какие-то действительно сложные моменты. Однако оформление такой карточки мной чётко регламентировано, и я их проверяю на соблюдение этих правил.

Такой подход лишает потребности в списывании: телефон не нужен, т.к. в процессе подготовки студент уже вынес на карточку все нужное; карточка тоже оказывается не так уж и нужна, потому что пока студент ее составлял, он все уже запомнил.

Это, кстати, уже проверено: на удивление, никто даже не пытается списать и даже в карточку особо не смотрит.

<a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/3d-stack-books_133758368.htm#fromView=search&page=1&position=20&uuid=39246025-8ece-4fc2-874c-0e17570f4633">Image by freepik</a>
<a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/3d-stack-books_133758368.htm#fromView=search&page=1&position=20&uuid=39246025-8ece-4fc2-874c-0e17570f4633">Image by freepik</a>

В. ЭТАП ПРОВЕРКИ

7. Учитываю не только недостатки, но и достоинства

Для проверки я использую две ручки: зелёную и красную. Выделяю не только то, что неверно, но и то, что сделано правильно + то, что сделано ну очень хорошо или то, на что – как я вижу – человек обратил особое внимание.

8. При итоговом оценивании учитываю только то, что относится к теме теста

Я не снижаю оценку за ошибки, которые не относятся к теме. Я их отмечаю, комментирую в работе, но исключительно для того, чтобы студенты посмотрели и отметили себя эти моменты на будущее.

9. Оценивание в процентах

IMHO: для себя я решила, что если и ставить итоговую оценку за тест, то только с помощью балльной системы от 0 до 100 (я говорю только про себя, каждый преподаватель уже дальше решает для себя сам, что ему подходит больше). Она позволяет оценить работу более объективно. Преподаватель может выставить оценку "4" и при итоговом балле за тест 65%, и при итоговом балле 83%, - а результаты-то при этом совершенно разные!

10. Работаем над ошибками!

Проверяя работы, я выношу все результаты (качественные их характеристики, а не количественные), в том числе и ошибки - себе в отдельную тетрадь. На следующей паре мы их отрабатываем вместе со студентами.

Важный момент: все ошибки обязательно остаются АНОНИМНЫМИ, это очень важно, - уважать право своих студентов на анонимность. Захотят посмотреть работы друг друга – посмотрят; захотят обсудить – обсудят их тесным кружком сами.

Работы раздаю только после работы над ошибками.

-5