Я преподаватель испанского языка в Новосибирском государственным университете. Помимо этого, я частным образом преподаю английский, хинди и испанский, и потому не понаслышке знакома с процессами создания и проведения тестов для студентов.
Хочу поделиться правилами, которых я придерживаюсь, разрабатывая материалы для контрольных работ. Вас же, уважаемые читатели, призываю рассказать в комментариях, с чем вы согласны, с чем нет, и что бы вы добавили.
Разделим всю процедуру на три этапа: подготовка к тесту, проведение теста, проверка теста.
Я сразу обсуждаю со студентами, что тест - это просто индикатор того, усвоена тема или нет. Я не оцениваю их личность на основе результатов теста, и не ставлю своей целью занизить им результаты. Мне важно, чтобы они продемонстрировали в этой работе, что именно они поняли и запомнили благодаря нашей совместной работе над конкретной темой. Поэтому я обычно призываю ребят не откладывать подготовку к тесту на последние минуты, а поступательно, шаг за шагом осваивать материал, а также сама стараюсь, чтобы мы работали над темами не слишком поспешно и достаточно вдумчиво.
А. Что следует делать на ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ?
1. Я включаю в тест только то, что было пройдено на занятиях
Я не ставлю перед собой цели на чем-то подловить студентов. С помощью теста я хочу проверить, что действительно усвоено, а над чем ещё стоит поработать. Поэтому включаю в тест только то, что соответствует полученным знаниям и актуальному лексическому и грамматическому уровню.
2. Я предупреждаю о тесте заранее
Сюрпризы это хорошо, но не тогда, когда сюрпризом становится тест.
О тесте я предупреждаю как минимум за неделю, чтобы у студентов точно была возможность все повторить и систематизировать знания. Тест не с неба берется. Тест разрабатывается на основе материалов глав учебника + дополнительных материалов. Соответственно, к моменту прохождения теста мы успели поработать над этими материалами на парах + студенты выполнили по этой теме ряд домашних заданий, и я слежу за тем, чтобы материалы были проработаны достаточно глубоко. Как правило, если студент действительно работал и на парах, и с домашними заданиями, то проблем не бывает. Следовательно, неделя перед тестом отводится на то, чтобы действительно повторить, а не выучить невыученное с нуля.
3. Я указываю, что именно следует повторить – и где это найти
Я перечисляю и фиксирую, например, что мы будем использовать вокабуляр из наборов в Quizlet, которые я отправляла студентам; что будут задействованы грамматические темы с таких-то страниц учебника или из дополнительных распечаток. Список тем, с которыми надо поработать студентам для подготовки к тесту, должен быть расписан максимально прозрачно.
4. При составлении теста я отдаю предпочтение заданиям открытого типа
Просто выбрать букву не получится (или это минимальное количество заданий). Я хочу увидеть реальные знания своих студентов, отследить вектор их мысли. Да, такие задания проверяются дольше, зато они куда более показательны.
Б. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
5. Я выделяю достаточно времени на написание теста
Я выделяю на тест время, которое объективно может понадобиться на его решение + пару минут на "зависнуть", "подумать" или "перевести взгляд"* + 5 минут на самопроверку. Для меня тест не экзекуция, а метод анализа (весь ли материал усвоился, что следует повторить в будущем, какие акценты расставить в дальнейшем обучении), поэтому я не хочу из него устраивать лишний стресс ни для себя, ни для своих студентов.
*Да, пара минут на "подумать" – это важно. Человек может обладать информацией, но ему важно ее вспомнить, мобилизовать имеющиеся знания.
Более того, я ставлю таймер и вывожу его на главный экран, чтобы студенты могли отслеживать время и сами решали, как его распределить, при решении теста.
6. Я разрешаю использование интеллект-карт, составленных вручную
На тестах по некоторым темам я разрешаю пользоваться mind map'ами (интеллект-карты), которые сделаны от руки. На них можно зафиксировать какие-то действительно сложные моменты. Однако оформление такой карточки мной чётко регламентировано, и я их проверяю на соблюдение этих правил.
Такой подход лишает потребности в списывании: телефон не нужен, т.к. в процессе подготовки студент уже вынес на карточку все нужное; карточка тоже оказывается не так уж и нужна, потому что пока студент ее составлял, он все уже запомнил.
Это, кстати, уже проверено: на удивление, никто даже не пытается списать и даже в карточку особо не смотрит.
В. ЭТАП ПРОВЕРКИ
7. Учитываю не только недостатки, но и достоинства
Для проверки я использую две ручки: зелёную и красную. Выделяю не только то, что неверно, но и то, что сделано правильно + то, что сделано ну очень хорошо или то, на что – как я вижу – человек обратил особое внимание.
8. При итоговом оценивании учитываю только то, что относится к теме теста
Я не снижаю оценку за ошибки, которые не относятся к теме. Я их отмечаю, комментирую в работе, но исключительно для того, чтобы студенты посмотрели и отметили себя эти моменты на будущее.
9. Оценивание в процентах
IMHO: для себя я решила, что если и ставить итоговую оценку за тест, то только с помощью балльной системы от 0 до 100 (я говорю только про себя, каждый преподаватель уже дальше решает для себя сам, что ему подходит больше). Она позволяет оценить работу более объективно. Преподаватель может выставить оценку "4" и при итоговом балле за тест 65%, и при итоговом балле 83%, - а результаты-то при этом совершенно разные!
10. Работаем над ошибками!
Проверяя работы, я выношу все результаты (качественные их характеристики, а не количественные), в том числе и ошибки - себе в отдельную тетрадь. На следующей паре мы их отрабатываем вместе со студентами.
Важный момент: все ошибки обязательно остаются АНОНИМНЫМИ, это очень важно, - уважать право своих студентов на анонимность. Захотят посмотреть работы друг друга – посмотрят; захотят обсудить – обсудят их тесным кружком сами.
Работы раздаю только после работы над ошибками.