Найти тему
ЯСНО

Гаура-пурнима (День явления Золотой аватары) в 2024 году: точная дата и что важно знать

Оглавление

Гаура-пурнима, или День явления Золотой аватары Всевышнего, считается важнейшим событием в ведической традиции – ее ветке бенгальских вайшнавов

На Западе Гаура-пурниму, или День явления Шри Чайтаньи Махапрабху, иногда называют «бенгальским Новым годом».

Гаура-пурнима в 2024 году: точная дата

Дата праздника в честь явления Золотой аватары Всевышнего Чайтаньи Махапрабху каждый год вычисляется по лунному календарю. В 2024 году он приходится на 25 марта.

Согласно богословскому летоисчислению, в полночь с 24 на 25 марта наступает 538-го года эры Гаурабда, или Золотого века Господа Чайтаньи.

Гаура-пурнима в 2024 году: как правильно провести день

Этот день очень благоприятен для аскез, молитв и медитации. Так, рекомендуется до восхода луны отказываться от пищи. Больше молиться и практиковать мантра-медитацию.

Поскольку Золотая аватара считается самой милостивой, все духовные практики и аскезы в этот день будут приносить сильный эффект.

Гаура-пурнима в 2024 году: значение и история праздника Золотой автары

Буквально «Гауранга» означает «тот, чье тело сияет как золото», а «пурнима» — это полнолуние.

Явление Шри Чайтаньи произошло в полнолуние месяца Пхальгун (февраль—март) 1486 года в семье Джаганнатхи Мишры и Шримати Шачиматы. При рождении родители дали Ему имя Нимай, поскольку Он родился под деревом ним. Оно сохранилось до сих пор, и также считается объектом почитания.

Чайтанья с детских лет поражал всех Своим сверхчеловеческим интеллектом, который был уникален даже для Навадвипы, считавшейся тогда центром учености во всей Индии. Вскоре Он открыл свою школу санскритской грамматики, а в возрасте 24 лет принял санньясу (отречение от мира), став странствующим монахом и проповедником.

Шри Чайтанья — одна из самых загадочных личностей в истории человеческой цивилизации. Его жизнь окутана завесой тайн, несмотря на довольно подробное описание в трудах Его последователей. Вайшнавы знают, что Чайтанья — это сам Кришна, явившийся в образе человека, чтобы показать пример преданности Богу.

Говорится, что при появлении Чайтаньи Махапрабху даже хищники впадали в умиротворенное смиренное состояние
Говорится, что при появлении Чайтаньи Махапрабху даже хищники впадали в умиротворенное смиренное состояние

После ухода Чайтаньи река Ганга затопила Навадвипу, и место Его Явления было, казалось, утрачено навсегда. Однако как-то раз Бхактивинод Тхакур (1838–1914), судья и магистрат священного города Джаганнатха Пури, заметил с крыши своего дома в Навадвипе свечение непонятной природы, струившееся в небо на другом берегу Ганги. Предчувствуя разгадку многовековой тайны, Бхактивинод взвалил на спину корзину с немощным старцем Джаганнатхой дасом Бабаджи и поспешил туда. Едва он приблизился к свечению, как старец с юношеской легкостью выпрыгнул из корзины и затанцевал. Так было найдено точное место Явления Чайтаньи. Теперь здесь находится храм Йогапитх.

В те годы Шри Чайтанья стал, пожалуй, наиболее яркой фигурой в жизни практически всей Индии, хотя большинство провинций страны находилось под властью правителей династии Великих Моголов, насаждавших исламскую культуру и преследовавших индуистов. Поднятое Чайтаньей движение санкиртаны (всенародного пения имен Кришны) охватило не только всю Бенгалию (тогда еще не разделенную на западную, оставшуюся в составе Индии, часть и часть восточную, ставшую впоследствии государством Бангладеш), но и другие области средневековой Индии. Фактически Шри Чайтанья возродил классическую бхакти — ведическую традицию служения Богу с бескорыстием и преданностью. Шри Чайтанья провозгласил пение имен Бога «единственным путем к совершенству в нашу эпоху Кали (век раздоров и лицемерия)».

Говоря о значимости Шри Чайтаньи и его реформаторства, некоторые западные исследователи сравнивают Чайтанью с Лютером (даже называют его «индийским Лютером»). Внешне он своей проповедью бросил вызов кастовости, которая разрушила принципы справедливой и точно выверенной ведической социально-духовной варнашрамы. Но, прежде всего, приход Чайтаньи был революционен, потому что он остановил опасный крен общества в сторону утопической философии имперсонализма. Фактически, Чайтанья стал мощным мировоззренческим противовесом бессмысленности. Его приход, как резонно полагают исследователи Средневековья, стал логической кульминацией многовековой ожесточенной борьбы различных философских школ и доктрин, опирающихся на классическую Веданту, но по-разному ее понимающих. Если пришествие Будды и его философия, распространенная по всему Индостану и далеко за его пределами императором Ашокой, были продиктованы необходимостью остановить бессмысленное убийство животных, оправданное якобы необходимостью жертвоприношений, для чего Будда должен был отвергнуть авторитет Вед, то пришедший позже Шанкара (788–820) должен был этот авторитет восстановить.

Шанкара своей проповедью вытеснил буддизм из Индии, заменив его имперсонализмом. Но позже Рамануджа (1017–1137) и Мадхва (1239–1319), нанеся сокрушительные удары по майяваде (имперсональному учению о Боге) Шанкары, сместили акценты именно к доктрине Бога-личности, что и было изначально присуще Ведам. Хотя противостояние имперсонального и личностного учений о Боге сохраняется до сих пор, тем не менее, сведенное Чайтаньей воедино учение о Боге-личности открывает невероятные возможности для распространения и утверждения именно такого представления об Абсолютной Истине в странах мира, пораженных вирусом имперсонализма, прежде всего в странах Запада. По сути, ключевые проблемы современного мира и вызваны как раз смещением акцентов в сторону либо имперсонального понимания Истины, либо вообще отрицания Бога. Когда конфликт сознания и быта доходит до своего апогея, что в истории западного мира часто выражается во всплеске нонконформизма, резко возрастает потребность обращения к бескомпромиссным духовным, кажущимся революционными, идеям. Этим отчасти объясняется живость и жизненность волны персонального учения вайшнавизма, охватившей западные страны в середине прошлого столетия.

Наиболее грандиозные торжества по этому случаю проходят в Навадвипе (Девять Островов), исторической области Западной Бенгалии (Индия) в долине реки Ганги, поскольку именно Навадвипа больше всего связана с именем Шри Чайтаньи. Празднованию Гаура-пурнимы здесь предшествует многодневное пешее паломничество (парикрама) последователей этой традиции со всего мира по местам явления и деяний Чайтаньи.