Привет всем читателям блога Flowwow, меня зовут Яна Братских! Несколько лет назад я занималась флористикой и развивала цветочный магазин, пока конкуренты его не уничтожили. Сейчас работаю над кондитерской на Flowwow. В этой статье я расскажу, как боролась с токсичной конкуренцией. Правда у меня ничего не получилось, но это не помешало мне открыть второй успешный бизнес.
Коллеги-селлеры, поделитесь, пожалуйста, своими историями борьбы с конкурентами. Ваш опыт будет ценен для других продавцов.
Мое первое боевое крещение было 8 Марта
Моя любовь к цветам началась в маленьком магазине Санкт-Петербурга, куда я устроилась администратором за неделю до 8 Марта. Включилась в работу в первый же день: мы продумали тематическую коллекцию букетов и композиций, упаковку, я создала новый логотип, который мы использовали на наклейках и в соцсетях.
8 Марта прошло мое первое боевое крещение — за три дня мы выполнили около 150 заказов, я одна управляла несколькими каналами продаж. Да, было сложно, но очень интересно. Я ловила кайф от этой суматохи, с каждым положительным отзывом сил становилось все больше!
Второй цветочный
Мы развивались потихоньку. Переехали в новое помещение в хороший район, где наш магазин стал популярным. Продажи шли только вверх, но было недопонимание с владельцем магазина. Ведь когда ты не вкладываешь ничего в бизнес, он остается на одном и том же уровне, а иногда и опускается вниз.
Именно в этот момент мы поняли с нашим флористом, что достигли определенного уровня знаний и навыков, поэтому приняли решение открыть свой магазин. Мы хотели поделиться своей страстью с другими людьми и помочь им создавать красоту с помощью цветов. Именно поэтому назвали салон PASSION FLOWERS.
Тем временем моя любовь к цветам только укреплялась. Я начала изучать все возможные аспекты флористики: просматривала мастер-классы, покупала курсы, стремилась узнать все о разных видах цветов, об их особенностях, о том, как создавать красивые и уникальные композиции.
Начать собственный бизнес было не так просто, как я себе представляла
Мы столкнулись с множеством трудностей, которые пришлось преодолеть. Но с каждым днем мы создавали что-то свое, удивляли наших покупателей. Например, сделали необычное оформление входной группы магазина, создали тематические брендированные открытки, которые менялись на каждый праздник, работали над уровнем сервиса.
Магазин открыли в октябре, и уже в первый праздник День матери мы выполнили план продаж, а благодарные покупатели и счастливые улыбки сделали наш день.
На 14 февраля мы вдвоем выполнили около 50 заказов с Flowwow, плюс входящий поток с офлайна и соцсетей. Провели анализ продаж, я очень много общалась с коллегами из нашего общего чата, фиксировали моменты, которые стоит улучшить и добавить, чтобы продажи росли. И они росли!
С 6 по 8 марта мы вдвоем с флористом выполнили около 300 заказов!
Были и корпоративные заказы, и огромное количество людей в самом магазине. Честно, это был кошмар! Мы не спали три дня, в конце 8 Марта я просто упала в обморок. Но уже на следующий день в 9 утра стояла и крутила букеты для еще одного корпоративного заказа.
Но, к сожалению, все было не так хорошо, как казалось. С самого начала нашего пути было много трудностей, но конкуренты стали самой большой из них.
Главная проблема — наши «коллеги» в соседнем доме
Эти люди, скорее всего, привыкли вести бизнес нагло, уничтожая всех вокруг. Сразу после открытия на картах Яндекс и 2ГИС они начали писать отрицательные отзывы, что цветок у нас весь гнилой, цены завышены, а вот у «соседей» все супер.
Я была в шоке, но меня это мотивировало делать лучше и создавать свое! За две недели я обжаловала все отзывы, и мы спокойно продолжили работу.
Конечно, это были только цветочки. Потом они приступили к следующей стадии — присылали в наш магазин своих знакомых, чтобы прям с самого утра портить нам настроение. Нас оскорбляли, говорили, как все плохо и «мы пойдем в другой магазин». Я честно смотрела на них с улыбкой и желала всего доброго.
Но внутри меня уже начало распирать от злости. Я очень хотела пойти и поговорить с владельцем того цветочного магазина, но коллега меня останавливала, мы переключались снова на себя и придумывали новые букеты.
Хочется отметить, что мы и наши конкуренты были абсолютно разные. Другая флористика, стиль и подача сервиса. Каждый из нас был хорош в своем жанре, но наших «коллег» мы не устраивали никак.
Ощущение, будто по нам проехал бульдозер
Нам портили входную группу. К нам продолжали приходить их знакомые, снимали на камеру и выводили на эмоции. Я в такие моменты чувствовала себя животным в зоопарке, но стойко держалась и продолжала улыбаться, а потом уходила в подсобку и ревела белугой. Наступили праздники и, конечно, новая волна кошмара. Фейковые заказы на площадке, отрицательные отзывы, неадекватное поведение «покупателей». И все это делали наши «соседи».
После 8 Марта наш рейтинг был просто на грани адекватного. Перед праздником он составлял 4,99! Мы получили статус «Супермагазин», были первые в выдаче! Но после… рейтинг 4,6, единицы за заказы, ужасные неправдивые отзывы. Ощущение, будто по нам проехал бульдозер.
Конечно, все это давление, которое длилось полгода, сказалось на продажах и на нас самих. После праздников мы приняли решение перейти на онлайн и съехать с этого помещения.
Финал
Мне четко запомнилась картинка: мы с моей напарницей сидим прям на коробках, дико подавленные, уже начали переезд. В магазине происходил хаос, и в этот момент вновь зашла девушка, которая была знакомой конкурентов. Стояла, улыбалась и снимала нас на телефон, задавая глупые вопросы: «Ой, а вы что, закрылись? Съезжаете?» Мы абсолютно спокойно ответили, но ее злую улыбку и глаза я запомнила навсегда, наверное.
Я жалею очень, что в моменте не пошла и не поговорила с ними, что мы не заступились за себя! Но наше видение бизнеса было другим, мы воспринимали всех как наших коллег, мы были рады, что покупателям есть из чего выбрать.
В итоге, когда мы перешли полностью в онлайн, встал вопрос финансов, и мы закрылись. Каждый пошел своей дорогой.
В моей жизни сейчас есть любимое дело, которое со мной уже 8 лет. Это десерты
Вкусняшками мы торговали в цветочном магазине — продажи были очень хорошие. И благодаря моему терпению и стремлению всегда улучшать свои навыки я смогла преодолеть трудности, взять себя в руки и снова открыть уже свой бизнес.
Почему не цветы? Я их очень люблю, но я все-таки не флорист. А десерты — это то, что я обожаю, потому что мне доставляет радость и счастье работать в кондитерской сфере. Обучение я не проходила никогда, пробовала новые вкусы на близких, декор делала на фальшярусах, отрабатывала новые техники, искала информацию в интернете.
Работаю я сама, иногда мне помогает муж: доставить заказ или съездить за продуктами. Я очень благодарна ему за поддержку и веру в меня и мое дело.
Сегодня мой бизнес понемногу процветает. Я работаю с Flowwow уже три года, два из них со своими бизнесом.
Заказы идут потихоньку, рада каждому. Всегда показываю максимально вежливый и высокий уровень сервиса. Качественные продукты, красивая упаковка и доп. товары. Конечно, больше таких историй с коллегами у меня не было. На сегодня мои соседи просто копируют подачу моих десертов и стиль фото. Хотелось бы им пожелать создавать свое, расширять свои возможности в качестве контента!
Все, кто столкнулся с такими же проблемами, как у меня, прошу вас, будьте сильными!
Не сдавайтесь, боритесь за себя и свое дело! Не позволяйте кому-то унижать вас. Разговаривайте с коллегами, не оставляйте все на самотек.
На сегодняшний день я горжусь собой, но всегда стремлюсь к большему. Мечтаю достичь своей цели, открыть кондитерский цех и делиться стильными и красивыми десертами с другими людьми. Десерты — это моя страсть, мое призвание и источник вдохновения. Я невероятно счастлива заниматься этим и делать людей немного счастливее.